КНИЖНАЯ ПОЛКА. История большой любви

КНИЖНАЯ ПОЛКА. История большой любви
8 августа 2024

С самого начала знала, что Герберт с незапамятных времен повенчан с дамой по имени Музыка. Но с «нею» я готова была разделить свою жизнь, ведь и она откроет не новый мир, куда с такой интенсивностью дано войти не очень многим.

«Он был моей жизнью».  Э. фон Караян

С черно-белого фото на нас смотрит улыбающаяся юная дева, с неё не сводит внимательного взгляда мужчина значительно старше. Это Эльетта фон Караян, популярная французская фотомодель, сменившая в 19 лет работу у великого Кристиана Диора на роль супруги великого дирижера – Герберта фон Караяна («Он был моей жизнью»). Разница в возрасте не стала для пары препятствием в отношениях, их счастливый брак (что отмечалось всеми, кто был знаком с ними) был гармоничен, плодотворен и продолжался 31 год, до момента ухода Караяна из жизни. Что значит быть женой и музой человека, который живет исключительно музыкой, обладает невероятной энергией и работоспособностью в отношении всего, чем занимается? Как пишет Эльетта в предисловии к своей книге воспоминаний: «Дневник я никогда не вела, рядом с Гербертом на это недоставало времени». Иногда во время гастролей она не могла вспомнить, в каком городе они находятся, тем не менее при наличии двоих детей и своих занятий живописью, Эльетта предпочитала находиться рядом с мужем. Девочка из Прованса, выросшая в прекрасном краю, с которым мало что может сравниться, наделенная даром видеть красоту и тонко чувствовать её, всегда восхищалась людьми творческими, способными неуклонно следовать своему призванию. «Мастера своего дела – такие как Кристиан Диор в высокой моде, Пабло Пикассо в живописи или же Герберт фон Караян в музыке – привлекали мой интерес и внимание, потому что дерзали ступить на новый путь, не давая сбить себя с толку, не боясь противоречий, скептиков и завистников». Официальная часть жизни пары началась с поисков возможности провести церемонию бракосочетания, не привлекая внимания охочих до сенсации репортёров. Знаменитый и востребованный дирижер, как фон Караян, такая популярная, не сходящая со страниц журналов мод модель, как Эльетта, к тому же большая разница в возрасте пары – почти 30 лет – чем не повод для скандальных публикаций. И если официальную церемонию как-то можно уложить во временной промежуток, то на медовый месяц с графиком Караяна и оркестра времени выкроить не удалось. Став госпожой фон Караян, Эльетта стала к тому же «госпожой главный дирижёр». Обычай обращаться к людям по их профессии или ученому званию – существует не везде, но в Австрии «письмо без титулования возвращали отправителю нераспечатанным». Ей, единственной из посторонних, Караян разрешал присутствовать на репетициях оркестра. Разучивая новые оперы и симфонии, Караян всегда знакомил Эльетту с ними – ей это было интересно и с точки зрения содержания, и хотелось быть для мужа понимающей собеседницей. Однако тема эта не из разряда «раствориться в другом», Эльетта и сама была творческой натурой, Караян любил в ней чутье к настоящему, неподдельному. Её живописные работы Караян взял для оформления упаковки пластинок с записями своего оркестра. Зная высочайшие требования ко всему, что связано с его работой, можно сказать, что в данном случае Караян выступил не только как любящий муж, но и как настоящий ценитель творчества другого человека.

Книга воспоминаний Эльетты фон Караян вышла в год, когда отмечалось столетие со дня рождения дирижера. Теплая и светлая книга воспоминаний, лишенная суеты и сплетен, с упоминанием множества великих людей планеты, без выдвигания своей персоны и эпатажа. Без скандалов и излишней интимности – с достоинством и уважением к себе, своей семье и людям, о которых она упоминает. Книга дополнена большим количеством фотографий, именным указателем и фильмографией, ведь «Караян первым из дирижеров осознал огромный потенциал электронных носителей информации и умело их использовал». Еще в 60-х годах он начал вместе с режиссерами переносить музыку на кинопленку и телеэкран. Благодаря этим работам, мы до сих пор имеем обширные видео- и аудиодокументы, важность которых не только для истории музыки, но просто для истории трудно переоценить.

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Просмотров:

Вверх