КНИЖНАЯ ПОЛКА. Гойя. Тяжкий путь познания

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Гойя. Тяжкий путь познания
20 июля 2023

Так давай же 
Окунемся
В море страсти
И любви.
Жизнь промчится, 
Словно птица,
И от смерти
Не уйти. 

Л. Фейхтвангер «Гойя»

Вдогонку уходящей из Дома ученых выставке работ двух великих испанцев трудно не обратить взоры к одному из самых известных романов Лиона Фейхтвангера – о художнике по имени Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Статус идальго, полученный Гойей при рождении, хоть и давал некоторые привилегии, однако денег лишних не приносил. Младший из трех братьев, Франсиско не пошел по стопам отца и среднего брата, мастеров по золочению, известных в своём ремесле, а был отдан на обучение в мастерскую художника.

В романе Фейхтвангера годы учебы уже позади, Гойя считает себя живописцем, и не без оснований он признан и уважаем, ему заказывают портреты и оказывают покровительство знатные арагонцы. Художнику одного признания мало, он рвется в придворные живописцы, чтобы иметь возможность получать более выгодные заказы. Бурная жизнь Испании 18 века – под пером Фейхтвангера – выглядит не менее ярко, четко и пугающе, чем работы самого художника. Придворные интриги, политические группировки, заговоры, коалиции, а над всем этим, практически выше королевской власти – могущественная Инквизиция.

Взглянем на историческую канву того времени: во Франции идет революция, в США избран первый президент, а в Испании неугодных отправляют на костер за инакомыслие. Своей серией рисунков «Каприччос» художник вполне заслуживал наказания как еретик. И только задумка друзей оформить эту серию как подарок королевской чете выводит Гойю из-под нависшей угрозы.

Да, жизнь при дворе, выгодные заказы и дружба с влиятельными людьми имеет и свои ужасные стороны, даже завоеванная любовь прекрасной женщины – Каэтаны Альбы – не приносит гению успокоения и отрады. Изменчивый характер герцогини, имеющей тридцать одно имя, неподвластен пониманию художника. Многочисленные имена его возлюбленной – как лики разных персонажей – ему трудно уловить эти изменения – возможно, поэтому на его картинах она всегда иная.

Усталость от интриг, потерь и потрясений доводит художника до глухоты. И то, что иногда на него нападало в моменты сильных душевных мук, постепенно отвоевывает всё большую часть. Глухота – как желание отгородиться от надоевшего мира, отгородиться от лишнего? Общаться с помощью записок? И рисовать, освобождаясь в рисунках от мучающих его кошмаров. Как сказали бы сейчас специалисты-душеведы: «грамотно выстроенная стратегия и тактика сохранения душевного равновесия». А равновесие ему было необходимо. В своей семейной жизни Гойя никогда не был верен своей жене, однако терять детей одного за другим – это дело совсем иного рода. «Облико морале» тех лет не порицало мужчину за обилие любовных связей на стороне. Но Франсиско был любящим отцом, он тяжело переживал, хоть и по-своему, болезнь и смерть любимой дочери, гибель других детей. Из многочисленного потомства Гойи в живых остался только один сын. И трагедия красавицы Каэтаны, самой красивой женщины Испании, в чьей жизни Франсиско сыграл столь трагичную роль… Болезнь, любовь, работа, смерть близких, боязнь своей смерти и сумасшествия – вот тяжкий путь познания этого человека…

Первую часть истории жизни Гойи Фейхтвангер писал пять лет, создав очень яркое и эмоциональное полотно жизни Испании и одного из самых необычных художников своего времени. Книга заканчивается многообещающей фразой о том, что впереди нас ждет второй роман о художнике. Именно эта фраза и привела меня к идее рассказать о том, что «Тяжкий путь познания» – это единственный роман Лиона Фейхтвангера, посвященный Гойе. Да, было в планах, но жизнь поставила свои ограничения.

Попытка современного автора – Манфреда Шнайдера – написать о художнике закончилась сухим изложением фактов и более скромным объемом текста. Но для знакомства с жизнью великого художника – вполне имеет право на существование.

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Просмотров:

Вверх