Книжная полка. Главная бабушка Советского Союза

Книжная полка. Главная бабушка Советского Союза
29 августа 2024

Речь идёт о Татьяне Ивановне Пельтцер, о которой Марк Захаров в одном из интервью сказал как о самой большой своей любви в жизни: 

«Она 30 лет проработала в Театре сатиры и ушла за мной в "Ленком"». Но прежде, чем уйти или вернуться, надо было откуда-то прийти. Танечка Пельтцер несколько раз пыталась уйти, порвать со сценой, но всякий раз понимала, что театр – это её жизнь. Выражение «всю жизнь на сцене» – это про неё. 

Прадед Татьяны – владелец Нарвской суконной мануфактуры, которая являлась одним из главных производств тонкого сукна для Российской империи. И про «империю» здесь не для красного словца, но абсолютно по делу. Продолжительное время офицерские мундиры в российской армии шились из нарвского сукна. Семейная легенда о предке рассказывалась маленькой Тане отцом-актером. Каждый раз история того, как прадед Наполеон Пельтцер разбогател, имея в первоначальном капитале всего 100 талеров, обрастала новыми деталями. Маленькой Танечке тоже хотелось разбогатеть и прославиться, но приходилось пока слушать рассказы отца, «служителя Мельпомены», и ворчание матери, которая считала, что славу в карман не положишь и шубы из неё не сошьешь. Так и росла девочка, между разыгрыванием ролей перед зеркалом с помощью отца и ворчанием матери, не одобрявшей «этих бредней». Но ребёнок был очарован сценой – этим волшебным миром, светом, исходящим от актеров, аплодисментами... Разве есть счастье выше того, что актерам дано прожить великое множество жизней? Отец предрекал дочери славу на всю Россию: «Ты будешь второй Сарой Бернар! Нет, что я говорю?! Ты будешь Татьяной Пельтцер, блистательной и неповторимой! Тебе будет аплодировать вся Россия!» Первый актерский выход на сцену девочка получила случайно. Как это довольно часто бывает в театрах, особенно на гастролях, потребовался срочный ввод персонажа в пьесу по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши». Сыграть роль младшего брата героини пришлось (для неё это стало невероятным событием и удачей) Танечке Пельтцер. Пригодились частые разборы пьес с отцом, постоянное присутствие девочки в театре и её способность быстро запоминать текст роли. Первые, по-настоящему заработанные деньги за участие в театральных гастролях девятилетней артистки! Вторая роль в девятилетнем возрасте тоже досталась Тане по случаю: актриса, игравшая роль Шурочки в «Дворянском гнезде», повздорила с режиссёром и была немедленно уволена из театра. Вторая роль – это уже серьезная работа в труппе, репетиции, наблюдение за работой взрослых актеров. Роли следовали одна за другой. Маленький Серёжа в «Анне Карениной» в паре с актрисой, исполнявшей роль Анны, играли сцену прощания так, что впечатлительные дамы из публики падали в обморок. Вот она – великая сила искусства! И Танечка уже в ответ на похвалу режиссера: «Знаете, Татьяна Ивановна, а у вас есть способности, и немалые» отвечала, с присущей ей скромностью: «Я знаю, Николай Иванович». Характер актрисы виден был уже в детстве, недаром и харьковский режиссер Синельников предрекал ей великое будущее как характерной актрисе. Начав играть на сцене со столь юного возраста, Татьяна Ивановна буквально до седых волос чувствовала себя семнадцатилетней, о чем она и заявила на своём семидесятилетии. Молодость духа в преклонные годы – это великое счастье. Она называла себя счастливой старухой. Сумев взлететь стремительно, так же стремительно можно и рухнуть вниз. Мало ли мы знаем актеров-детей, даже из актерских династий, кто не сумел воспользоваться ранним успехом, превратив его в преимущество. У Пельтцер же до самых её последних выходов на сцену все роли получались яркими. Долголетняя шлифовка таланта делала её роли острохарактерными, запоминающимися. Её очень любили зрители, разного возраста, в разных работах. Фильмы с её участием – это всегда событие, спектакли – при полном зале. Казалось, что при её оптимизме так будет всегда. Но в нашей памяти она останется такой, какой мы привыкли её видеть…

Андрей Шляхов, врач по образованию, автор ярких и эксцентричных романов о докторе Данилове, опубликовал несколько биографических исследований. Книга о Татьяне Ивановне Пельтцер, над которой он работал несколько лет, разыскивая и собирая материалы о жизни любимой актрисы – «первая полная биография великой актрисы, охватывающая всю её жизнь от рождения до последнего периода жизни».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ


Просмотров:

Вверх