Тот самый май, о котором поётся в песне, о том, что кончилась война, а между тем военная машина пока ещё работала на полном ходу. Уже взят Берлин, войска Первого Украинского фронта под командованием маршала Конева движутся в направлении Праги. Разрозненные остатки гитлеровских даже не войск, а отдельных формирований ещё пытаются огрызаться, совершая диверсии на освобожденных территориях Германии.
И в это время Совнарком посылает в Дрезден группу специалистов для спасения дрезденских коллекций. Спецзадание с указанием начальнику тыла фронта, начальникам тыла армий и военным комиссариатам оказывать помощь и содействие группе ясно показывает значимость и важность этой операции.
Дрезден, лежащий в руинах, мало походил на то, каким город был в годы своего величия. Известная на весь мир Дрезденская галерея, начавшая работу в 1560 году, была частично разрушена, часть коллекций, вывозимая во время бомбежки города, сгорела дотла. Что стало с основной коллекцией шедевров, среди которых были картины Рафаэля, Тициана, Рембрандта, предстояло выяснить этой группе. История поиска шедевров, среди которых находилась и Сикстинская мадонна, напоминает одновременно детектив, драму и фильм ужасов. О том, в каком виде предстал перед взором поисковиков бесценный груз в заброшенной штольне недалеко от крепости Кенигштейн, рассказывают скупые строки донесений. «Шедевры человеческого гения стоят штабелями, в золотых резных рамах. Ни отопление, ни свет давно не работали. В туннеле было мрачно и сыро, на градуснике 8 градусов». Знаменитый немецкий Ordnung здесь дал осечку: хаос отступления и ковровые бомбардировки города разрушили все возможные сети коммуникаций.
Работа по извлечению картин из штольни предстояла сложная из-за разрушений и неизвестной обстановки в тоннелях старой каменоломни. Маршал Конев отдал приказ группе: не рисковать лишний раз, беречь солдат, не лазать в трущобы и подвалы, не узнав предварительно обстановку.
С этой группой, куда входили военные, реставраторы и искусствоведы, должна была работать Ирина Александровна Антонова. Стаж её работы в музее им. Пушкина к тому моменту был небольшой, но она свободно владела немецким языком, что являлось необходимым условием для деликатной и опасной работы. Её даже наделили майорскими знаками отличия: «Я в войну работала медсестрой, была младшим сержантом. А тут сразу – майор». Но военное командование сочло Ирину слишком молодой для той миссии. Зато с этого момента началась её работа с экспонатами, привезенными из Германии – всё то время, что шедевры Дрезденской галереи провели в Москве, Антонова провела рядом с ними. А работы предстояло очень много.
Руководитель реставрационных работ Павел Дмитриевич Корин принял единственно правильное на тот момент решение. Всё, что написано на досках – картины, иконы – должно высохнуть самостоятельно. И решение это спасло многие работы, которые мы как человечество могли со временем утратить. Сушка досок продолжалась год, а реставрация картин растянулась на десятилетие. И лишь в мае 1955 года дважды спасённые шедевры – один раз советскими солдатами, а второй раз реставраторами – были представлены широкой публике. 2 мая 1955 года открылась выставка картин Дрезденской галереи в музее им. Пушкина. Перед возвращением картин в Германскую Демократическую Республику выставку посетило более миллиона восторженных зрителей.
С мая и до конца августа музей работал практически круглые сутки: с половины восьмого утра начинались экскурсии в залах, где разместили 515 лучших картин, и продолжались почти до одиннадцати вечера. После этого начиналась уборка помещений и подготовка к следующему рабочему дню.
Сегодня, перебирая наши драгоценные даты, мы отмечаем 80 лет Победы, 80 лет операции по спасению мирового наследия, 70 лет легендарной экспозиции шедевров Дрезденской галереи в Москве.
Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ