Лаура (Лора) Липман пишет детективные истории, действие которых происходит, как правило, в Балтиморе, одном из крупных городов Соединенных Штатов. В 50-х годах Балтимор (штат Мэриленд) занимал шестое место в десятке больших городов. Не Нью-Йорк, конечно, но и не десятый в списке Сент-Луис.
Пожалуй, сейчас никто точно не вспомнит, с чего началось постепенное падение (увядание) когда-то процветающего индустриального города («Город Большого Дома»), расположенного на берегу Чесапикского залива. Проблемы, связанные с Балтимором и его нынешним состоянием, специфика этого города – специфика именно Соединённых Штатов, во многом как следствие сегрегационной политики и расовых волнений.
Сегодня город остается местом работы нескольких крупных университетов и национального медицинского центра. Конечно, ни одна статья о городе не обходится без упоминания Эдгара Аллана По и Акваклуба Северного Балтимора, который до сих пор является местом тренировок пловцов олимпийского уровня, таких как Майкл Фелпс. Школы, университеты, медицина, спорт, морской порт и крупнейший железнодорожный узел. И достаточно частые упоминания в связи с расовыми беспорядками и другими резонансными происшествиями.
«–Убийство!
– Поживешь в Балтиморе – совсем перестаёшь удивляться подобному. Сколько их случается за год? Пятьсот?
– Менее трёхсот в городе… и десятая часть в их округе…»
Из разговора персонажей романа «О чем молчат мертвые» Лоры Липман. Англоязычному читателю её романы интересны в первую очередь именно детективным сюжетом, разгадкой и поиском преступников.
Но Липман одной из основных задач в своем творчестве считает и рассказ о родном городе, остросюжетная загадка здесь является лишь фоном. И, конечно, о людях, населяющих этот город. Сюжет каждого произведения Лоры «гораздо значительнее, чем лежащее в его основе преступление, а преступление – гораздо значительнее своей разгадки». История «Леди в озере» – Клео Шервуд – чье тело было найдено на дне бассейна – малая вершина айсберга, повлекшая за собой сенсационные разоблачения. «Потрясающий рассказ о настойчивой женской самореализации оборачивается картиной самого духа времени». Середина 60-х, время «сексуальной революции» и студенческих волнений в Европе, а в Америке в это время женщины пытаются реализовать свои стремления, натыкаясь на неприятие общества. И совсем не важно, какого вы цвета, важно, что вы – женщина, и уже это определяет место, на которое вы можете претендовать. Ужас не в том, что истеблишмент против участия женщин в общественной жизни. Против стремлений женщин изменить свою жизнь семья и близкие люди. Ведь исконное место женщины известно где: на кухне, рядом с детьми и в церкви. Разрыв между поколениями в 60-х годах как никогда велик. От патриархального мироустройства каждого дома к выходу целого поколения на свет, с сильнейшим желанием женщин жить свою жизнь, а не завещанную предками. Быть проявленными, делать вещи, которые еще не столь давно были доступны лишь единицам женщин.
Умелая связь реальных событий и изложение их в романах – искусство, доступное Лоре Липман в полной мере, иначе не имела бы она столько знаковых наград в области литературы детективного жанра. Книги её мгновенно экранизируются и переиздаются в 20 странах, заставляя читателей и зрителей буквально «болеть» сюжетом, думать о нём.
И последнее, о связи выдумки и жизни: человек, подозреваемый в убийстве главы страховой компании «ЮнайтедХелс Кээр» – выпускник престижной частной школы Балтимора, наследник одной из преуспевающих курортных компаний США. Реальность, которая, возможно, вскоре станет темой очередного криминального романа из жизни «Города Большого Дома».
Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ