Классика в «Райском саду» Академгородка

Классика в «Райском саду» Академгородка
9 марта 2023

Струнный квартет «Гелиос» выступил на фудкорте ТРК «Эдем».

Многие гости торгово-развлекательного комплекса были приятно удивлены, услышав классическую музыку, льющуюся с третьего этажа. Названный в честь греческого солнечного божества, струнный квартет «Гелиос» наполнил наш «Эдем» энергией весны.

Концерт сопровождался прекрасным конферансом руководителя коллектива Семена Промое. Зрители остались в восторге, а интервью с Семеном, не только музыкантом, но и музыковедом, представляем вашему вниманию.

– Семен, расскажите немного о себе и своем коллективе.

– В составе «Гелиос-квартета» артисты Новосибирской филармонии и студенты консерватории. Это Анна Еременко – виолончель, артистка камерного оркестра Новосибирской филармонии, Карина Тютеева – альт, аспирантка Новосибирской консерватории, Леонид Зуев – вторая скрипка, студент консерватории, и я, Семен Промое – первая скрипка, солист филармонии.

С Анной Еременко мы сотрудничаем давно, первый концерт сыграли вместе более 20 лет назад. Но у нас был тогда другой состав и назывался он иначе – квартет «Фаэтон». Кстати, «Фаэтон» существует и сейчас, но уже при Томской филармонии, а в Новосибирске у нас теперь «Гелиос», который, по греческой мифологии, является отцом бога Фаэтона. Мы решили, что раз из этого состава вырос новый квартет, нужно назвать его именно так.

– Интересно, сложные мифологические связи. А как вы отбираете людей в новый состав?

– Как правило, это происходит случайно. Ищешь людей, пробуешь играть то с одним, то с другим, а потом вдруг неожиданно с кем-то получается хорошо и быстро. И поскольку это двусторонний процесс, главное, чтобы претенденту также все у нас нравилось, и когда это случается, он остается в нашем коллективе.

IMG_7769.JPG

– Сколько нужно времени, чтобы сыграться, начать понимать друг друга с полуслова?

– Кому-то не хватает и всей жизни. Я думаю, что лучше всего начинать в студенчестве, где-то на старших курсах. Например, с Анной мы больше всего выступали будучи старшекурсниками. Поэтому с ней мне не нужно слов, достаточно взгляда, жеста, восклицания – и она понимает, на что  обратить внимание. До недавнего времени «Гелиос» был в другом составе, состоял из двух семейных пар – я со своей супругой и Анна с мужем. Но моя супруга сейчас работает главным дирижером камерного оркестра в Тюмени, поэтому не имеет возможности регулярно репетировать с нами, муж Анны тоже занят в Транссибирском арт-фестивале, из-за этого много концертов выпадало, и в итоге мы решили обновить состав.

– Какой у вас репертуар? На этом концерте звучали и классика, и современные мелодии.

– У нас есть все. Конечно, для таких мероприятий мы подбираем популярную классику, сегодня это были «Времена года» Вивальди, но эту музыку мы исполнили именно так, как если бы выступали на настоящем концерте классической музыки в филармонии. То есть это не популизм, а настоящая, стопроцентная классика. И мне очень приятно, что люди внимательно слушали и я видел понимание в их глазах. А что касается популярной музыки, мы выбираем для своих выступлений наиболее академичную, которая хорошо подходит для инструментального состава. Например, музыку Эннио Морриконе или саундтрек из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (она написана в стиле Вивальди). И танго у нас есть, оно уже относится к академической классике, поэтому тоже изобилует в нашем репертуаре.

IMG_7704.JPG

– А что такое вершина карьеры для музыканта, чего бы лично вам хотелось достичь, о чем можно только мечтать? Стать ректором консерватории?

– Мы же исполнители, когда мне предлагают любую административную должность, я сразу же отказываюсь, бегу оттуда сломя голову. Мое дело – играть. Но я еще и музыковед, могу вести концерты, например, сегодня вы могли услышать мой конферанс. Статьи пишу, анонсы. И еще я как музыковед исследую процесс, который происходит во время работы над музыкальным произведением. Если коротко, наше искусство – это сотворчество, оно состоит из двух частей: композиторский текст, который мы озвучиваем, и то, что мы в него привносим. Не все исполнители с этим согласны, многие стараются воздерживаться от своих интерпретаций, но от этого исполнение только страдает. Это изучать непросто, но интересно.

Я думаю, что для исполнителя вершина – это выступать с большими коллективами, солировать с оркестром либо давать сольные концерты, собирая при этом полные залы. Наверное, так. Но у каждого – свои цели.

– Какие у вас впечатления от выступления в «Эдеме»?

– Обычно в таких местах люди постоянно перемещаются, это и понятно, они приходят развлекаться: подошли, послушали немного, и – пошли дальше. А здесь публика сидела и слушала, как на настоящем концерте, не разговаривая, не отвлекаясь. И это – здорово!

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх