Новый творческий проект, объединивший солистов новосибирской оперы, выпускников Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова, состоялся 28 января в Большом зале Дома ученых.
Опера Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» при ее небольшой продолжительности (один акт в трех картинах без антракта) захватывает зрителя динамичностью сюжета и выразительностью музыкальных средств. «Кащея» сам композитор называл «осенней сказочкой», в противоположность другой своей известной опере «Снегурочке» – сказке «весенней». Опираясь на мотивы русского фольклора, Римский-Корсаков создает собственную историю, где мраку и безысходности кащеева царства противопоставляется свет любви, верности и сострадания.
На сцене ДУ это многогранное произведение воплотили лауреаты международных и Всероссийских конкурсов. Партию фортепиано исполнила концертмейстер по классу вокала, лауреат международных премий Мария Головачева.
Характеры персонажей ярко отражаются в музыке Римского-Корсакова. Мелодичная тема Царевны (Анжелика Галанова) контрастирует с резкими, словно металлическими интонациями Кащея (Захар Ведерников), с воинственным и в то же время обольстительным пением Кащеевны (Марина Белая). Певучесть, близкая к народной, раскрывает образ влюбленного Царевича (Максим Головачев); скрытой силой, символизирующей стихию, наполнены сцены Бури-Богатыря (Никита Мухин).
Не все герои оперы однозначны. Если сам Кащей – олицетворение зла, губящего все живое, а Царевна и Царевич – пример любви, способной победить любую беду, то дочь заглавного героя Кащеевна – пограничный персонаж. Погубившая своей красотой многих витязей, желающих найти смерть Кащея, девушка при встрече с Царевичем впервые узнает, что такое теплота настоящих человеческих чувств. Растроганная милосердием Царевны, Кащеевна плачет: чистые, искренние слезы превращают ее в иву, а Кащею приносят гибель. Так в мире «осенней» сказки снова воцаряется гармония, построенная на хрупкой грани жизни и смерти, света и тьмы.
«Кащей» – не первый экспериментальный проект: в сентябре прошлого года в Доме ученых была поставлена опера «Евгений Онегин», над которой работал тот же хормейстер, Алексей Бабушкин, а в главных ролях выступили артисты, задействованные и в «Кащее». Режиссером в этот раз выступил Марк Герасенко, лауреат Всероссийских фестивалей. Судя по зрительскому интересу и востребованности покупки билетов по Пушкинской карте, оперные спектакли в Доме ученых будут продолжать набирать популярность. А значит, будут и новые постановки, на которые здесь всегда ждут друзей!
Мария Фефелова