«Кандаурские мальчишки» в красках

«Кандаурские мальчишки» в красках
27 июля 2023

В Новосибирской области идут съемки полнометражного фильма «Кандаурские мальчишки» по одноименной повести писателя Геннадия Михасенко. Снимает студия «Краски» совместно с видеостудией iTVisual, режиссёр Денис Казанцев. Фильм повествует о жизни детей в сибирской деревне во время Великой Отечественной войны.

Одной из съемочных площадок стал Музей железнодорожной техники на станции Сеятель. В съемочном процессе поучаствовала директор Интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Близнюк со своей коллекцией винтажной одежды.

4.png

– Анастасия, как вы узнали о съемках?

– Узнали благодаря взаимодействию со студией детского игрового кино «Краски». Ребята снимают кино для детей, у них много проектов, и мы частенько с ними пересекаемся и сотрудничаем.

Недавно мы выиграли грант Фонда культурных инициатив и, когда смотрели, кто еще из коллег в Новосибирске стал таким же счастливчиком, увидели, что это наши любимые «Краски» с фильмом про мальчишек 40-х годов. Мы порадовались за них и договорились, что возьмем на себя создание образов массовки, одежду, реквизит, то есть постараемся сделать всё, чтобы фильм вышел максимально аутентичным.

Грантовые средства, как правило, распределяются жестко, и нужно, чтобы партнеры были серьезными и ответственными. Мы одни из немногих, кто понимает, как важно скрупулёзно соблюдать все условия, поэтому с большим уважением отнеслись к проекту и были рады помочь.

Я неоднократно предоставляла винтажную одежду для различных дефиле, проектов, корпоративных мероприятий. Мы умеем одевать обычных людей, не актеров, дистанционно по фотографии подбирать наряды. Есть отработанная технология, поэтому и в этот раз я была уверена, что у нас всё получится.

1.png

– Вы, насколько я понимаю, и массовку сами подбирали?

– Да, и это отдельная история. Конечно, есть люди из моего окружения, всегда готовые поучаствовать в подобном процессе, но мне было интересно расширить их круг, поэтому я кинула клич в соцсетях. И – пошел вал запросов от желающих. Писали в личку в соцсетях, в комментариях под сообщениями, в Телеграм, Вацап, в общем, везде, где только можно. А нужно было набрать всего-то 40 человек, из них – 10 реконструкторов-военных, которые уже есть в нашем окружении. В итоге, мы отобрали 68 человек, но пришли, как всегда, не все, кто-то в последний момент по дороге отсеялся.

– И сколько вы нарядов подобрали?

– Мы подготовили 68 костюмов, не считая одежды для военных-реконструкторов, которые одели себя сами. Кому-то из них Саша (Александр Степанов) помог, но это уже мелочи.

Я всегда на дефиле готовлю одежду с запасом, потому что знаю, как сложно бывает ее подобрать: не та цветовая гамма, грудь вошла, а бедра нет, пиджак хорош, но рукава коротковаты и так далее. В итоге, я поняла, что мы без проблем можем подобрать около ста образов, сто человек одеть в одежду 40-х годов (мужчин женщин и детей).

7.png

– Как вам сам процесс съемок?

– Я много бывала в околокиношных действиях, поэтому сам процесс не стал для меня открытием. Что было интересным – снимали в Музее железнодорожной техники на Сеятеле, а там – современная плитка. Но киношники придумали классный ход: застелили все черным укрывным материалом, набросали на него песок, листья, камни, и получился весьма аутентичный грунт.

Было 16 дублей, три сцены или, лучше сказать, образа действия. Всем были розданы мини-роли. Один вариант – снимали людей в вагоне, как они входили-выходили, сидели, общались. Второй – съемки на перроне, там все ходили справа налево и слева направо, в разном темпе, с разными сюжетами, разговаривали друг с другом или молчали, были знакомы по сюжету или нет. И большая группа просто стояла, изображая встречу или проводы, это была самая тяжелая работа.  

Одеть участников мне помогла Валерия Марчук, которая тоже занимается исторической реконструкцией и у нее есть своя коллекция и благотворительный склад одежды на Морском. Она помогала подбирать образы незнакомым людям, и все вышло прекрасно. Был риск, что я сама не успею одеться и войти в образ. Но одеваться я умею быстро, комплект себе заготовила заранее, поэтому теперь меня тоже можно будет увидеть в массовке фильма.

6.png

Конечно, каждой женщине хочется быть красивой, и мы привезли много образов. В начале все, как правило, надевают на себя самое красивое, яркое, но здорово, что участники готовы были меня слушать и примерять самую разную одежду и образы: повязать платочек, одеться крестьянкой, рабочей и так далее. Тем более что по сюжету это были военные годы, дорожная ситуация, люди пришли не на праздник...

Самым красивым было крепдешиновое платье. Кстати, у него интересная история. Крепдешиновое платье, точнее, китайский креп-жоржет, которое было на актрисе из Кольцово, принадлежало маме сотрудницы Института геологии и минералогии Людмилы Елисеевой – Татьяне Васильковой. Как рассказала сама Людмила, маме в 2021 году могло бы исполниться 100 лет, дожила она до 85. Несмотря на свой выдающийся ум, высшее образование получить не успела – на ней остались родители, ведь старшие братья выросли и разъехались из дома. Вышла замуж, подняла троих детей, муж не мог сильно помогать по хозяйству из-за ранений, ставших причиной инвалидности. Всю жизнь она была человеком труда, добрым, честным, справедливым, отзывчивым, щедрым. Как вспоминает дочь, мама с отцом очень любили красиво одеваться, это передалось и детям... Дочь отдала платье в нашу коллекцию. Это очень трогательно, когда у платья такая история.  


– А как вы будете одежду после съемок приводить в порядок? Все-таки жара, люди потеют, опять же – железная дорога, пыль и так далее.

– Ну, это тоже привычно. Хотя, конечно, есть вещи, в том числе платья из крепдешина (они были редкие, дорогие), которые мне, конечно же, жалко. Но я понимаю, что это все нужно, платье должно жить и продолжать историю своей хозяйки, а не пылиться в сундуках.

Я очень благодарна людям, которые предлагают взять вещь домой и постирать. Но обращаться с этими вещами нужно очень деликатно, и даже я не за каждую вещь возьмусь, ухаживать за коллекцией мне помогает Ольга Лазарева. Она стирает их легкой рукой, то, что находим на помойках (рваное, все в дырках), реставрирует, словом, поддерживает нашу музейную коллекцию в должном виде.

2.png

– Кроме создания образов, вы были еще чем-то полезны киношникам?

– Еще мы дали для съемок наш военный мотоцикл, и наш друг предоставил съемочной группе «полуторку».

Млад Травков (о котором мы писали в прошлом номере – прим. ред.) будет дублировать главного актера, поскольку тот вообще не водит машину. А по сюжету – гонки по полям, по бездорожью. КЮТ нам всегда помогает с ремонтом техники, и сейчас они тоже были задействованы. То есть проект получился действительно хороший, областной – поучаствовали Кольцово, Новосибирск, Академгородок и область.

В массовке были и наши «Серебряные волонтеры», и театры из Кольцово. Кольцово присоединилось благодаря историку, барду, походнику и вообще творческой личности Сергею Семенову. У них есть спектакль «Эшелон» про 40-е годы, я предложила присоединиться к нам, и они согласились.  

Как признался кинорежиссер Денис Казанцев, у него никогда не было такой прекрасной массовки. Мы видели фото – действительно, потрясающе получилось, по-настоящему.

Правда, нам хотелось бы, чтобы продюсеры больше доверяли партнерам и не обижали нас, профессионалов, странными вопросами: «вы же понимаете, что не должно быть татуировок и цветных волос, а вы точно не опоздаете и так далее». Ну и мы готовы в принципе быть консультантами по всем костюмам – и военным, и гражданским, чтобы в будущих проектах не было киноляпов. Очень обидно, когда на массовку потрачено столько времени, и она выглядит аутентичнее главных героев.

Однако самое важное в этих проектах – знакомства. Я приглашаю людей, чтобы они знакомились друг с другом и в дальнейшем могли коммуницировать между собой. Поэтому я очень рада, что люди на этих съемках перезнакомились, передружились в соцсетях, и приятно, когда говорят, что познакомились именно на моих проектах, мне это кажется очень важным. Кроме того, у нас есть общий чат и я рада, что у меня теперь есть база людей, которые с удовольствием воплощают исторические типажи, им это интересно, они в этом плане – за любой кипиш.

Елизавета Владова

Фото Романа Мельгунова

Просмотров:

Вверх