20 апреля в Доме учёных состоялась презентация работ детей с ограниченными возможностями Школы абилитационной педагогики им. А.И. Бороздина
Такая выставка – это не только возможность нам, зрителям, поближе познакомиться с художественным творчеством «особых» детей и постараться понять их внутренний мир, но и прекрасный повод вспомнить замечательного во всех отношениях человека – Алексея Ивановича Бороздина. Вернисаж превратился в праздник с участием художников и их семей, звучала музыка, поздравления. Для многих детей это был первый визит в Дом учёных.
В начале 90-х Алексей Иванович Бороздин – музыкант, композитор, фотохудожник – объединил вокруг себя команду единомышленников-энтузиастов, которая искренне и без оглядки приняла его идею помогать детям, которым на тот момент был вынесен страшный приговор: «необучаем!». В основу принципов работы Школы абилитации была положена идея исцеления, пробуждения дремлющего интеллекта средствами искусства через непосредственный психологический, душевный контакт учителя и ученика.
Именно мы, взрослые, задействовав в работе весь спектр ресурсных и методических возможностей художественно-творческой абилитации, становимся настоящими проводниками в жизнь. Искусство используется не просто как средство художественного развития, оно оказывает лечебное воздействие, кроме того является способом профилактики и коррекции дальнейших, возможных в будущем отклонений в развитии.
Каков внутренний мир «особого» ребёнка? Как помочь этому ребёнку не только понять и принять окружающий мир, но и помочь полнее познать самого себя? Любой вид искусства, сознательно используемый в непосредственном общении педагога с учеником, открывает перед участниками этого процесса взаимодействия реальные перспективы перехода на качественно новый, более высокий уровень подачи и усвоения информации об окружающем мире.
На протяжении 30 лет в Школе трудились замечательные педагоги: Владимир Николаевич Лебедев, Жанна Леонидовна Коробицына, Светлана Владимировна Науменко, Анна Валерьевна Курилова… Уроки изо вели известный в Академгородке иконописец Владимир Баранов, Лариса Лебедева, Антонина Зайкова, Елена Леонидовна Мартынец. Автору этих строк тоже выпала возможность работать в этом достойном коллективе и больше восьми лет вести такие уроки.Много сил было потрачено, чтобы авторская педагогическая модель выстояла, была принята и заняла устойчивую позицию в системе образования. Сегодня уже никто не будет отрицать, что эта методика работает и приносит результаты. По всей стране проходят семинары, конференции, посвящённые технологиям работы Школы.
«Случайных» людей среди педагогов Школы не было и не могло быть, это становилось понятным уже на самом начальном этапе. Спасибо огромное Алексею Ивановичу, который так мудро и тонко одновременно «проверял и доверял» начинающим педагогам, поддерживал их и наставлял. Для всех нас он всегда будет примером абсолютного бескорыстия и подвижничества, примером образцового служения Детству, Культуре и Искусству. Он всегда и во всём умел «держать самую высокую планку», никогда не останавливался перед трудностями и учил этому своих учеников.
Загляните на выставку, ведь искусство людей с ограниченными возможностями и само по себе представляет интерес. Примером своего творчества все они показывают нам, что страшный диагноз – это не приговор. За каждой из работ стоит своя человеческая история, а рядом с картинками, аппликациями, коллажами можно увидеть фотографии учебного процесса, самого ребёнка. И, возможно, для кого-то из этих детей именно с этой, первой, выставки начнётся совершенно другая, новая жизнь.
Татьяна Гриднева, областной методический центр абилитационной педагогики