Переплетения света и тени, четкость контуров, фактурность текстур: в сентябре выставочные пространства Дома ученых окрасились в диахром, удивляющий воображение на первый взгляд неочевидной игрой контрастов. В галерее представлена выставка классического офорта «Искусство черного и белого» из коллекции Евгения и Марины Назимко, в Арт-гостиной и Зимнем саду – выставки фоторабот чабана из Горного Алтая Григория Чамтыева и фотоклуба «Практика» памяти фотохудожника Бориса Назаренко. О последних двух мы поговорили с заведующей выставочным отделом Дома ученых Ириной Бич.
– Ирина Викторовна, давайте попробуем пойти от общего к частному. Что объединяет выставку «Фотографии чабана» и выставку памяти Бориса Назаренко?
– Считаю большой удачей, что нам удалось провести эти две выставки в один период. Черно-белые фотографии – это особое искусство. После лета мы настолько пресыщены яркими красками, что сразу трудно переключиться на ахроматическую гамму. Это как быстрые и медленные углеводы: съел конфетку и дальше побежал, а через час снова голодный; а пища правильная – более питательная, но и не такая доступная. Так и с черно-белыми произведениями: на них надо настроиться, подойти с разных сторон, включиться в игру смыслов. Хотя палитра черного, белого, серого очень широкая, да и цифровая печать придает изображению свой оттенок: где-то бледно-розовый, где-то зеленоватый...
– Да, на «Фотографиях чабана» даже черно-белый Алтай кажется насыщенным, живым... Сразу чувствуется, насколько он близок и дорог фотохудожнику.
– Это фотографии настоящего алтайского чабана – пастуха – Григория Чамтыева, сделанные им еще в советское время на черно-белую пленку. Куратор выставки Владимир Волков, ранее участник фотоклуба «Мудрец», познакомился с Григорием Константиновичем лет сорок назад. Впоследствии Владимир Николаевич занялся оцифровкой этих фотографий, и сто из них вошли в эту экспозицию. Над каждым кадром пришлось потрудиться вручную, проводить коррекцию, ретушировать, чтобы сохранить фотослои и обеспечить максимальную сохранность каждого изображения.

Здесь и панорамные пейзажи горных хребтов, табуны лошадей, отары овец, пастухи и охотники; и портреты, и жанровые снимки, и бытовые сценки – жители села, занятые повседневными делами, свадьба, играющие дети, собаки со своими хозяевами. Жизнь села Кучерла – это жизнь, затерянная среди гор и перевалов, впитавшая алтайские традиции, эпос, культуру, и то же время – жизнь обычных советских людей 1980-х, с теми же коврами на стенах, лакированными шкафами, стенгазетами и школьными линейками к 9 Мая. А некоторые фотографии даже напоминают кадры из фильмов – художественной размытостью дальнего плана, зернистостью, особой фактурностью, необычным выбором ракурсов и фокусировки...
– Григорий Константинович по-прежнему живет в родном селе?
– Да, сейчас он его единственный долгожитель... и единственный фотограф. Григорий Чамтыев еще в детстве пробовал рисовать, но затем раздобыл фотоаппарат и всерьез стал заниматься фотографией. Очень радостно, что его работы удалось сохранить, что у нас состоялась эта выставка – мы шли к ней почти год. Это собрание фотографий – настоящая этнографическая сокровищница, сохранившая ценнейшие исторические кадры, которые мы получаем буквально из первых рук.
– Если первую выставку можно назвать исторической, то вторая – это уже про современность? Снова игра контрастов – теперь уже жанровых?
– Выставка памяти Бориса Назаренко – это сочетание индастриал-фотографии и живых эмоций, природы города и природы человека. Хотя Борис Васильевич и считается московским фотохудожником, он – выпускник ФМШ и механико-математического факультета НГУ, его в Академгородке хорошо знали и по-человечески любили. В 2017 году в Доме ученых проходила выставка Бориса Васильевича «Жизнь в одном кадре», были проекты в ЦК19, встречи в фотоклубе «Практика». Наша действующая выставка – это дань памяти и уважения настоящему Мастеру: на экране представлены фотографии самого Бориса Васильевича, в экспозиции – стрит-фотографии участников фотоклуба «Практика» в стилистике Назаренко, цитирующие его работы. Это сцены из обычной городской жизни, в которых есть место человеческим чувствам, иронии, игре, даже абсурду.

– В чем заключается характерная черта его стиля?
– Борис Назаренко отличался тем, что он предугадывал, предчувствовал кадр. Люди на его фотографиях идеально вписаны в окружающую действительность: женщина идет по рынку, где продается такое же платье, как на ней; велосипедист крестится, проезжая мимо храма; посетители музея будто составляют общую картину с экспонатами, а городской памятник – со стоящим рядом деревом. Здесь и совпадения, и парадоксы обыденной реальности – и это дает ощущение живой жизни, вписанной в кадр. Фотограф Владимир Дубровский отмечал «острый и остроумный взгляд» Бориса Васильевича, «удивительное сочетание несочетаемого» в его работах, а куратор выставки Алексей Школдин – спонтанность, импровизацию и то самое предчувствие момента, создающее драматургию и настроение его удивительных снимков. Они заставляют и улыбнуться, и задуматься, и в целом учат быть человеком думающим, рефлексирующим... Да и просто это очень красиво.
Посетить выставку «Фотографии чабана» (Арт-гостиная) и выставку фотоклуба «Практика» памяти Бориса Назаренко (Зимний сад) можно до 14 сентября в Доме ученых.
Беседовала Мария Фефелова
