Георгий Веревкин. Гонка

Георгий Веревкин. Гонка
6 апреля 2023

Георгий Васильевич Веревкин родился 30 октября 1946 года в Новосибирске. В 1968 году закончил НГУ по специальности химия. Работал в ИНХ СОАН СССР, затем в институте «Гидроцветмет» Минцветмета СССР заведующим лабораторией. Кандидат химических наук, старший научный сотрудник. Автор 80 публикаций, в том числе в иностранных журналах. Подготовил трех диссертантов. Был депутатом 1-го «демократического» областного совета НСО, входил в группу независимых депутатов «демократическая ориентация». Занимался бизнес-проектами. Начал писательскую деятельность в 2005 году. Публиковался, в основном, на портале «ПРОЗА.РУ». Как признаётся Георгий Васильевич: «Пишу не для коммерческих успехов, а просто чтобы сын и внучка узнали, на что же я потратил свою жизнь. Поэтому мои рассказы основаны на реальности, даже имена я часто использую подлинные.»

Со спортом я начал дружить с 10 лет. Сначала это были лыжи. На одном из уроков физкультуры я быстрее всех из класса пробежал 3 круга вокруг школы, был замечен и рекомендован в ДЮСШ при стадионе «Красное знамя» (рядом с Мясокомбинатом и Заельцовским бором). Не знаю, существует ли сейчас этот стадион. Но тогда – существовал. С уютной, по нашему детскому пониманию, раздевалкой и даже – буфетом, где мы, уставшие после недетских нагрузок ребятишки, позволяли себе иногда королевское угощение – лимонад с булочкой. Успехи спортивные не заставили себя ждать, и в 12 лет я выполнил норматив 3-го спортивного разряда для взрослых, а в 13 лет – норматив второго спортивного разряда. Дальше мои успехи в лыжах не пошли, и виной тому – велоспорт.

Однажды по дороге в музыкальную школу я увидел объявление: «Спортклуб «Энергия» набирает юношей 10–14 лет в секцию велосипедного спорта. Обращаться в клуб имени Жданова, подвальное помещение». Я заглянул туда, да и задержался в этой секции на долгие годы.

Первым моим тренером был Геннадий Смирнов, только что выполнивший норматив первого разряда в многодневной велогонке по Узбекистану. Отличный молодой парень, энтузиаст велоспорта и хороший педагог-самоучка. Он сумел пробудить в нас, мальчишках, детско-юношеский восторг от этого вида спорта. Мы неистово тренировались летом и зимой, читали литературу по велоспорту (как сейчас помню, книги величайшего французского гонщика того времени Луизона Бобе), следили за велосипедной модой и сами кроили и шили себе яркие разноцветные майки и шапочки (чепчики). Короче, мы заболели любовью к велоспорту, как могут «заболеть» только дети.

У нас появился новый тренер – Нина Ивановна Морено. Она была когда-то чемпионкой Российской республики, другими словами, заслуженная спортсменка и фанатик велоспорта. У нее возникла идея – «вкатывать» пацанов на трековых велосипедах. Трек вообще дает фундаментальные основы педалирования, способствует силовой выносливости и так далее. Трековые велосипеды имеют глухую передачу, то есть могут двигаться и вперед и назад. Кроме этого, у них нет тормозов – торможение, как и разгон – только ногами.  Но в Новосибирске трека не было, да и вообще в СССР с этим было плохо, поэтому Нина Ивановна решила «вкатывать» нас на шоссе – вероятно, впервые в СССР, а может быть и в мире. И добилась разрешения для экспериментальной группы тренироваться и выступать в шоссейных соревнованиях. На этих специфических велосипедах мы ходили кроссы по пересеченной местности, по специальному разрешению участвовали в индивидуальных гонках. Только на гонки с общего старта был запрет.

Моя велосипедная болезнь стала развиваться так стремительно, что я махнул рукой даже на выпускные экзамены в школе. Для учебы не было времени: я получил новый велосипед, необходимо было и жировать седло, как советовал легендарный французский велогонщик Луизон Бобе, и полировать спицы, как советовал такой же фанатик от велосипеда Юра Татуревич, и подбирать по размеру шарики в подшипниках колес, и много-много чего. Мы любили свои велосипеды искренней детской любовью и называли их важно «машинами». Так что не до экзаменов мне было.

Гена Смирнов первый разглядел во мне незаурядное упорство и спортивную злость и понял, что меня можно «завести». Я всегда был на лидирующем положении в своей группе. А тут к нам пришел некто Захаров Мишка. Он был старше нас, уже почти юниор, мощен до необычайности, хотя техники еще «не нахватался». И вот как-то перед очередными соревнованиями Гена Смирнов громогласно заявляет: «Я даю Захарову шелковые трубки (мечта каждого из нас, на них велосипед не катится, а летит!), и завтра Захаров тебя закинет». Ничего я не ответил на это, но, видно, затаился. И на следующий день в индивидуальной гонке, где ничто не помогает, кроме силы и выносливости, я был вторым по городу, выиграв у Захарова 4 (!) секунды. Всего 4, но выиграл, а не проиграл.

Несмотря на велосипедную болезнь, я окончил школу с золотой медалью. И поступил в Новосибирский государственный университет. На все это мой тренер заявил: «Ты выбрал науку, и в спорте тебе делать нечего. Сдай велосипед». И все.

Это был 1963 год. Конец лета. Сдал я велосипед. И не появлялся более в СК «Энергия». Но тайком стал тренироваться у себя в Академгородке. Возможностей было мало. Я мог позволить себе только бег. У меня был маршрут по Академгородку с выходом на Бердское шоссе, 2-3 круга и всего до 10–15 километров. Но это – ежедневно, с ускорениями на подъемах, с забегами в лес на глубокий снег. Зубы хрустели от злости, а я радостно хохотал, обгоняя на подъеме тяжелые грузовики.

Время шло. И вот весной 1964 года я зашел, как бы невзначай, в родной спортклуб. Тренер, искренне обрадовавшись встрече, неожиданно предложил: «А не хочешь ли завтра сбегать кросс 3000 м – соревнования велосипедистов Новосибирска?». На улице – начало апреля. И я ответил: «Почему же нет? Давай шиповки». Наутро я испытал некоторый шок, такие здоровенные парни стояли со мной рядом на старте. И не зря я испугался: уже сразу со старта я ощутил всю их мощь, тем более что метров пятьсот снег был рыхлый и шиповки мои работали против меня: проваливались. Однако я удержался в головке из шести человек, хотя и устал здорово. Но вот – залитое солнцем пространство с крепким настом, и я обрел крылья. Я не побежал, а полетел, можно было бы и помедленнее, но я не мог, я наслаждался солнцем, снегом, скоростью – это была моя первая и последняя в жизни победа в легкой атлетике. После финиша я долго не мог стоять на ногах: лежал, глотая снег. Мощные парни пришли секунд через 10–15.

После этого начался новый, последний, виток моей спортивной велосипедной жизни. Весна 1964 года. Я тренировался упорно. У меня дома теперь было два велосипеда – шоссейный и трековый. Остаток весны накатывал километры, иногда до 150 за выезд.

Неожиданная новость – в честь Дня Победы планируется кольцевая велогонка по Академгородку с общего старта. Организаторы предполагали сделать впоследствии эту гонку ежегодной, однако эта первая гонка стала и последней: больше подобные соревнования не проводились в Новосибирске. Конечно же, я воспылал страстным желанием участвовать и победить (да еще на глазах у своих однокурсников и особенно – однокурсниц!). И это было вполне реально – я был в отличной форме.

Гонка с общего старта – это когда все спортсмены, иногда более 100, стартуют одновременно. И при этом образуется своеобразный коллектив, связанный общей целью – победой. Но у каждого спортсмена своя тактика достижения цели. Издали этот коллектив (сегодня его называют «пелотоном») похож на единый организм, внутри которого постоянно происходят самые разные события: кто-то пытается выбиться вперед, кто-то ему мешает, кому-то удается создать временную команду и вместе с этой командой попытаться оторваться от «пелотона». В нашей гонке по категории «юноши» участвовало 42 человека. Все мы были в возрасте около 18 лет, вскоре всем нам предстоял переход в категорию «юниоров».  

Нам было нужно пройти 3 круга: от ДК «Москва» (ныне «Академия») к Дому ученых, затем по Морскому проспекту – до Президиума, далее – вниз по проспекту Науки (ныне – проспект Лаврентьева), затем поворот на улицу Пирогова, мимо Медгородка и общежитий НГУ и снова к ДК «Москва».

В гонках с групповым стартом опытные спортсмены всегда берегут силы для финиша. Это очень легко делать, нужно лишь постоянно держаться на вторых-третьих позициях, прятаться в струе разреженного воздуха от впереди идущих. В середине пелотона по этой причине можно даже педали почти не крутить, ехать «накатом», поэтому при размеренном движении пелотона бывает слышен звук трещоток задних колес, которые катятся свободно. Так берегут силы для решающего финишного рывка: пусть кто-то другой работает. В велоспорте это совершенно честно.

У меня оказался не очень удачный номер – «24». Это в третьей шеренге, ближе к правому краю. А впереди – поворот налево, и далее все повороты – только налево. Поэтому при поворотах «правым крайним» приходится проигрывать немного в расстоянии: радиус поворота больше, чем у «левых крайних». Так что мне первым делом пришлось выбиваться на первые позиции слева. Для этого я сразу со старта стал отчаянно пробиваться вперед, используя любую «брешь» между передними гонщиками, рискуя упасть и тем самым «организовать завал». Мне очень помогало то, что бесспорный лидер новосибирского юношеского велоспорта Слава Сушинский из спортклуба «Сибсельмаш» сразу со старта задал очень высокий темп. Не все смогли этот темп выдерживать, так что эти самые «бреши» впереди и слева возникали постоянно, чем я успешно пользовался. На все эти маневры ушло около минуты. Разными хитростями пробираюсь на левый край пелотона. Вторая шеренга, второй слева – всё, теперь можно передохнуть.

При выезде гонки с улицы Ильича на Морской проспект на повороте (крайне рискованно!) Слава Сушинский попытался уйти в отрыв. С десяток ребят кинулись было за ним, и я хотел дернуться – но он, оказывается, «пошутил», все быстро успокоилось, темп гонки немного упал. Я огляделся вокруг. Рядом со мной сосредоточенно крутили педали мои одноклубники Юра Татуревич, Гена Готовщик, Костя Кошкин. Предстартовая жеребьевка оказалась для них более удачной, и им не пришлось решать сложную задачу поиска наиболее выгодной позиции.

Между тем гонка выкатилась на длиннющий спуск по проспекту Науки. Скорость выросла километров до 60 в час, но пока все обходилось без происшествий. К повороту на улицу Пирогова скорость наша сама собой упала до 35–40 километров в час. Поворот. И – здесь случился завал! За барашек заднего колеса машины Сушинского зацепилось переднее колесо машины Пети Алтухова. Они оба упали, и вместе с ними еще 6 человек. Четверо выбыли из гонки из-за поломок машин, в том числе Славка Сушинский.

При «завалах» у всех гонщиков мира срабатывает правило: «делай ноги». И наша основная группа «ноги сделала». При этом она явно разделилась на два почти равных пелотона, с разрывом около 100 метров. Я оказался в первом.

Улицу Пирогова мимо Медгородка и студенческих общежитий, вплоть до НГУ, наш пелотон пролетел без происшествий. По всей улице стояли болельщики из стационаров медгородка и студенческих общежитий. А как же: первая велогонка в Академгородке. Болельщики подбадривали нас как умели и тем самым придавали нам сил.

Сразу после перекрестка на подъеме по улице Ильича, в сторону Морского проспекта, группа человек в 10 сделала отрыв. Ничего необычного: наиболее сильные гонщики всегда атакуют на подъемах. Я поддержал этот отрыв, и мы стали интенсивно, слаженно работать, удаляясь от пелотона. Однако в этой группе оказалось сразу трое представителей от моего клуба, и лишь двое – от «Сибсельмаша». То есть для командной победы у нас было потенциальное преимущество. Поэтому сибсельмашевцы стали притормаживать нашу группу. А делается это очень просто. Работа в группе состоит в полной отдаче каждого гонщика на своей смене в 200–300 метров, далее он уходит назад, прячется в струю разреженного воздуха, а его заменяет «сменщик» со свежими силами. И это позволяет поддерживать высокую скорость. Понятно, что  стоит кому-нибудь  уменьшить усилия и – скорость команды беглецов падает. Короче говоря, к автобусной остановке «ИЯФ» на этом кругу нас «съели».

Далее опять головокружительный спуск, поворот на Пирогова. На этот раз без происшествий. Из-за высокого темпа первый пелотон стал понемногу растягиваться. Сказывалась усталость.

И вот последний круг. Я вдруг почувствовал себя преемником Славика Сушинского и возглавил гонку. Я постоянно был впереди, пытался уйти в отрыв или пресекал чужие попытки оторваться от группы – то есть я работал по своему усмотрению, работал радостно, с наслаждением. Я управлял гонкой! И чуть было не сжег те самые силы, которые требовались для финишного спурта. Неожиданно на меня накатилась усталость – очень неприятное для спортсмена чувство: слабость в ногах и во всем теле. Правда, эта волна усталости не задержалась надолго.

Я собрал последние силы и за 200 метров от финиша спуртанул – неожиданно для всех – с третьей позиции. И пришел первым, всего на полколеса опередив соперника, Костю Кошкина. Я победил! Я понял это, только остыв от возбуждения. В результате, наш клуб «Энергия» оказался первым (места 1, 2, 7), а «Сибсельмаш» – вторым (места 3, 4, 5). Ну, а дальше – поздравления моих однокурсников, официальное вручение грамот – это все уже не так важно.

Как ни странно, эта победная гонка подвела черту в моей спортивной карьере. Я последовал совету своего тренера: выбрал науку.

Просмотров:

Вверх