Физики плюс лирики. Эволюция диалога

Физики плюс лирики. Эволюция диалога
28 апреля 2022

15 апреля состоялось заседание Клуба межнаучных контактов, темой которого стали креативные индустрии. Представляем самое, на наш взгляд, интересное из рассказанного учёными.

Традиционно открыл заседание Председатель СО РАН академик Валентин Пармон: «Для понятия «креативная индустрия» не сущест­вует чёткого определения, нау­ка требует точности в терминах. Я бы предложил чуть-чуть другой слоган для нынешнего заседания. Моё поколение прекрасно помнит 60-е годы, баталии, противопоставление физиков и лириков. Академгородок в 60-е годы прошёл через эту полемику и сегодняшнее заседание можно было бы обозначить таким образом: «Физики-лирики: эволюция диалога начала XXI века». Если я не ошибаюсь, здесь будут выступать представители не только гуманитарных наук, но и те, кто занимается искусственным интеллектом, а это уже технари. Будут обсуждаться очень серьёзные вопросы, в частности, вопрос создания нового атласа Сибири на сегодняшнем этапе нашей жизни. В общем, я считаю, что наше сегодняшнее заседание должно быть очень креативным».

С основным докладом «Креативные индустрии в контуре стратегирования» выступила Наталья Багрова, инициатор заседания, ректор НГАУДИ, доктор культурологии. Как рассказала докладчица, областное правительство в июне прошлого года постановлением утвердило Концепцию развития креативных индустрий, готовится соответствующий раздел в Стратегию социально-экономического развития НСО до 2030 года.

«Сегодня нет строгого определения понятия «креативные индустрии» (КИ), они пребывают в стадии интуитивного метафорического определения, когда вроде бы все понимают, о чём идёт речь, но в документах стратегического планирования, в классификаторе видов экономической деятельности содержание, откровенно говоря, «плывёт». В результате оно сводится к нескольким спискам перечисляемых через запятую видов активности. Есть путаница между понятиями «креативная экономика», «сфера культуры» и «креативные индустрии». В результате, не имеющие пока отраслевой привязки КИ оказываются подвешенными в воздухе. И сегодня это риск для планирования проектов развития, проблемы в расчёте кадровой обес­печенности, бюджета и перспективы развития новых отраслей. Также возникают проблемы с образованием в этой сфере. Поэтому (как принято в академической среде) следует разобраться с массивом креативных смыслов», – сказала Наталья Багрова.

По её словам, сегодня КИ немного отделили от сферы традиционной культуры, которая не использует инновации и не стремится к ним: «КИ мы рассматриваем в рамках экономики Шестого технологичес­кого уклада, это экономика внимания. У нас говорят: внимание – это новая нефть. Поэтому экономика управления вниманием, основанная на эмоциях, среди специалистов называется «экономикой соблазна». И как бы это не прозвучало, но в основе лежит управление человеческими страстями, в низком и высоком жанре. Но текущий способ создания продукции сегодня только выходит из своей ремесленной стадии».

Ректор НГУАДИ уверена, что Новосибирская область обладает потенциалом совершить в культуре лаврентьевский прорыв и, «набравшись окаянства, сделать то, что через некоторое количество лет станет объектом ошеломляющего туризма».

физики плюс лирики.jpg

Академик Николай Колчанов возмутился, почему сегодня вместо «творческий» мы говорим «креативный»: «Китайская цивилизация держится на базовых принципах буддизма, конфуцианства и там есть компания по исправлению имён. Звучит это так: если имена неправильные, люди друг друга не понимают. А если люди друг друга не понимают, то дела не делаются, и всё разрушается. И суть этой компании состоит в том, что мы должны правильно называть вещи. По определению в словаре, креативный – синоним творческого. Но как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И если творца, который создал памятник академику Беляеву и памятник лабораторной мыши, назвать «креативным дизайнером», а не талантливым человеком, он обидится. Хочется, чтобы мы вернулись на базовую почву, тем более, что в наших старых толковых словарях есть понятие творческой интеллигенции. К ней относятся художники, писатели, учёные, инженеры, строители, агрономы и так далее. И задача такого подхода заключалась в том, чтобы сынтегрировать реальный мир тех, кто твёрдо стоит на земле, с виртуальным, без которого человек не может существовать.

В чём заключается задача творческих людей, причём, всего мира? Цивилизация возникла на протяжении многих сотен лет в естественной среде, и эта среда постоянно формировала человеку вызовы, она была непредсказуемой. Она была исключительно информационно-ёмкой. И именно в этой среде произошла эволюция человека. А теперь большая часть человечества ушла в города. Городская жизнь – примитивная среда. Жёсткое расписание, жёсткие правила, минимум эмоций. Основная задача творческих личностей – создавать эмоционально-ёмкую и насыщенную культурную среду, генерирующую радость, которую Елена Ивановна Рерих назвала «второй мудростью». Иначе мы вымрем».

Своими впечатлениями от услышанного поделились с «Бумерангом» академик Сергей Алексеенко и доктор физико-математических наук, член Экспертного совета Технопарка Геннадий Сапожников.

Как сказал Сергей Алексеенко, заседание несколько необычное, поскольку мы к таким темам не привыкли, слово «креативность» слышим регулярно, но в сочетании «креативные индустрии» – впервые.

«Как мы выяснили, для этого явления и определений точных нет. Но, с другой стороны, если поразмышлять, то многое становится понятным. Креативная индустрия – это, всё-таки, не отрасль, а в большей степени надстройка над многими другими отраслями. И если не брать искусство, а только науку, получаются в чистом виде инновации. И сочетание науки и искусства, наверное, даст то, о чём только что говорили», – подытожил академик.

Геннадий Сапожников признался, что находится в некоторой растерянности: «Сам я всю жизнь занимаюсь инновационной деятельностью (мало кто знает, но ведь Технопарк пробил я, будучи в команде Толоконского), и это понятие мы стали использовать наиболее широко в начале 2000 года. А работать я начал в начале 60-х годов, и тогда было понятие «внедрение». В этом понятии очень глубокий смысл. И я сегодня обеспокоен тем, что в русском языке появилась тьма-тьмущая иностранных слов, у которых есть хорошие русские аналоги. Поэтому я чуть не зааплодировал, когда вышел академик Колчанов и высказался на эту тему.

Я всегда вспоминаю времена, когда мы проводили в своё время Клуб межнаучных контактов, собирались учёные из разных областей и между ними шел горячий спор. И я, как человек молодой, тогда у них многому научился, в частнос­ти, междисциплинарному подходу. Здесь, к сожалению, научных баталий, когда «в споре рождается истина», пока маловато. Наверное, все впереди.»

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх