15 апреля состоялось заседание Клуба межнаучных контактов, темой которого стали креативные индустрии. Представляем самое, на наш взгляд, интересное из рассказанного учёными.
Традиционно открыл заседание Председатель СО РАН академик Валентин Пармон: «Для понятия «креативная индустрия» не существует чёткого определения, наука требует точности в терминах. Я бы предложил чуть-чуть другой слоган для нынешнего заседания. Моё поколение прекрасно помнит 60-е годы, баталии, противопоставление физиков и лириков. Академгородок в 60-е годы прошёл через эту полемику и сегодняшнее заседание можно было бы обозначить таким образом: «Физики-лирики: эволюция диалога начала XXI века». Если я не ошибаюсь, здесь будут выступать представители не только гуманитарных наук, но и те, кто занимается искусственным интеллектом, а это уже технари. Будут обсуждаться очень серьёзные вопросы, в частности, вопрос создания нового атласа Сибири на сегодняшнем этапе нашей жизни. В общем, я считаю, что наше сегодняшнее заседание должно быть очень креативным».
С основным докладом «Креативные индустрии в контуре стратегирования» выступила Наталья Багрова, инициатор заседания, ректор НГАУДИ, доктор культурологии. Как рассказала докладчица, областное правительство в июне прошлого года постановлением утвердило Концепцию развития креативных индустрий, готовится соответствующий раздел в Стратегию социально-экономического развития НСО до 2030 года.
«Сегодня нет строгого определения понятия «креативные индустрии» (КИ), они пребывают в стадии интуитивного метафорического определения, когда вроде бы все понимают, о чём идёт речь, но в документах стратегического планирования, в классификаторе видов экономической деятельности содержание, откровенно говоря, «плывёт». В результате оно сводится к нескольким спискам перечисляемых через запятую видов активности. Есть путаница между понятиями «креативная экономика», «сфера культуры» и «креативные индустрии». В результате, не имеющие пока отраслевой привязки КИ оказываются подвешенными в воздухе. И сегодня это риск для планирования проектов развития, проблемы в расчёте кадровой обеспеченности, бюджета и перспективы развития новых отраслей. Также возникают проблемы с образованием в этой сфере. Поэтому (как принято в академической среде) следует разобраться с массивом креативных смыслов», – сказала Наталья Багрова.
По её словам, сегодня КИ немного отделили от сферы традиционной культуры, которая не использует инновации и не стремится к ним: «КИ мы рассматриваем в рамках экономики Шестого технологического уклада, это экономика внимания. У нас говорят: внимание – это новая нефть. Поэтому экономика управления вниманием, основанная на эмоциях, среди специалистов называется «экономикой соблазна». И как бы это не прозвучало, но в основе лежит управление человеческими страстями, в низком и высоком жанре. Но текущий способ создания продукции сегодня только выходит из своей ремесленной стадии».
Ректор НГУАДИ уверена, что Новосибирская область обладает потенциалом совершить в культуре лаврентьевский прорыв и, «набравшись окаянства, сделать то, что через некоторое количество лет станет объектом ошеломляющего туризма».
Академик Николай Колчанов возмутился, почему сегодня вместо «творческий» мы говорим «креативный»: «Китайская цивилизация держится на базовых принципах буддизма, конфуцианства и там есть компания по исправлению имён. Звучит это так: если имена неправильные, люди друг друга не понимают. А если люди друг друга не понимают, то дела не делаются, и всё разрушается. И суть этой компании состоит в том, что мы должны правильно называть вещи. По определению в словаре, креативный – синоним творческого. Но как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И если творца, который создал памятник академику Беляеву и памятник лабораторной мыши, назвать «креативным дизайнером», а не талантливым человеком, он обидится. Хочется, чтобы мы вернулись на базовую почву, тем более, что в наших старых толковых словарях есть понятие творческой интеллигенции. К ней относятся художники, писатели, учёные, инженеры, строители, агрономы и так далее. И задача такого подхода заключалась в том, чтобы сынтегрировать реальный мир тех, кто твёрдо стоит на земле, с виртуальным, без которого человек не может существовать.
В чём заключается задача творческих людей, причём, всего мира? Цивилизация возникла на протяжении многих сотен лет в естественной среде, и эта среда постоянно формировала человеку вызовы, она была непредсказуемой. Она была исключительно информационно-ёмкой. И именно в этой среде произошла эволюция человека. А теперь большая часть человечества ушла в города. Городская жизнь – примитивная среда. Жёсткое расписание, жёсткие правила, минимум эмоций. Основная задача творческих личностей – создавать эмоционально-ёмкую и насыщенную культурную среду, генерирующую радость, которую Елена Ивановна Рерих назвала «второй мудростью». Иначе мы вымрем».
Своими впечатлениями от услышанного поделились с «Бумерангом» академик Сергей Алексеенко и доктор физико-математических наук, член Экспертного совета Технопарка Геннадий Сапожников.
Как сказал Сергей Алексеенко, заседание несколько необычное, поскольку мы к таким темам не привыкли, слово «креативность» слышим регулярно, но в сочетании «креативные индустрии» – впервые.
«Как мы выяснили, для этого явления и определений точных нет. Но, с другой стороны, если поразмышлять, то многое становится понятным. Креативная индустрия – это, всё-таки, не отрасль, а в большей степени надстройка над многими другими отраслями. И если не брать искусство, а только науку, получаются в чистом виде инновации. И сочетание науки и искусства, наверное, даст то, о чём только что говорили», – подытожил академик.
Геннадий Сапожников признался, что находится в некоторой растерянности: «Сам я всю жизнь занимаюсь инновационной деятельностью (мало кто знает, но ведь Технопарк пробил я, будучи в команде Толоконского), и это понятие мы стали использовать наиболее широко в начале 2000 года. А работать я начал в начале 60-х годов, и тогда было понятие «внедрение». В этом понятии очень глубокий смысл. И я сегодня обеспокоен тем, что в русском языке появилась тьма-тьмущая иностранных слов, у которых есть хорошие русские аналоги. Поэтому я чуть не зааплодировал, когда вышел академик Колчанов и высказался на эту тему.
Я всегда вспоминаю времена, когда мы проводили в своё время Клуб межнаучных контактов, собирались учёные из разных областей и между ними шел горячий спор. И я, как человек молодой, тогда у них многому научился, в частности, междисциплинарному подходу. Здесь, к сожалению, научных баталий, когда «в споре рождается истина», пока маловато. Наверное, все впереди.»
Елизавета Владова