Десять тысяч миль под парусом

Десять тысяч миль под парусом
29 марта 2024

Яхта – длиной всего семнадцать метров. По океанским меркам – крохотное парусное судно под романтическим и красивым названием «Елизавета». И задача у этой яхты – пересечь весь Тихий океан.

Ия Лысенко – член экипажа «Елизаветы», хрупкая, очень улыбчивая и обаятельная девушка. И вовсе не обладатель какой-то морской профессии. Дизайнер по рекламе, но отчаянный турист и путешественник. Была в 25 странах, ездила автостопом по Южной Америке. Занималась спелеологией.  Как свои пять пальцев знает горный Крым, была на Эльбрусе.

– Ия, скажите, во всем этом крайне рискованном переходе через весь океан, чего было больше: трезвого расчета или авантюризма?

– (Ия смеется). Со стороны нашего капитана Алексея Логинова, конечно, больше трезвого расчета, анализа, взвешенного подхода и знаний возможностей яхты. А вот с моей стороны – да, больше авантюризма! Но в то же время у меня не было никакого сомнения, только полное доверие капитану, поэтому страха я не испытывала.

– Как вы вообще попали в такое трудное путешествие? У вас раньше был опыт хождения под парусами?

– Ну конечно, я ведь крымчанка, ходила под парусом, участвовала в регатах, но все это не в больших масштабах, о таком путешествии я могла только мечтать! И мечтала! И что удивительно, моя мечта сбылась. Я получила приглашение от капитана, он искал двух человек для пополнения команды. Меня взяли. Обучили новой профессии – я стала рулевым. Но на яхте, ведь каждый делает то, что нужно в той или иной ситуации: палубу моем, еду готовим, одежду стираем, в двигателе копаемся. А по моей основной судовой специальности обязательные вахты по четыре часа два раза в сутки. Шли круглосуточно, поэтому невзирая ни на погоду, ни на время суток, надо быть за штурвалом и не терять бдительности, в океане ведь может случиться что угодно. Только что было тихо, на небе ни облачка, и вдруг налетает шквал, он может порвать паруса, сломать мачту, поэтому расслабляться было никак нельзя. А потом уже после Фиджи я стала штурманом. К тому моменту я прошла пять тысяч миль и накопила опыт.

2024-03-24 23-04-33 (1).jpg

Пункт отплытия – город Ушуайя на Огненной земле. Это самый южный город в мире. Впереди около десяти тысяч миль. Пункт назначения – Петропавловск-Камчатский. И первое испытание – ревущие сороковые, где ветер, не встречая препятствий, разгоняется до огромных скоростей, отсюда постоянные сильные шторма, и неистовые пятидесятые, которые, помимо штормов, славятся еще и холодом из-за близкого дыхания Антарктиды. А дальше Тихий океан и курс на далекую Камчатку. Впереди острова Французской Полинезии, Пасхи, Робинзона Крузо, Фиджи, Курилы. Ситуацию ухудшил еще и ковид. Почти все встречающиеся по пути государства, вопреки нормам Международного морского права, отказывали маленькой яхте в помощи. Запрещали выход на берег, не позволяли заправиться топливом, пресной водой, закупить продукты. В ре-зультате всей команде приходилось существенно экономить на питании, заниматься рыбной ловлей и сбором кокосов на необитаемых островах. А пресную воду иной раз собирали после дождей из паруса. Весь путь из-за ковида сильно удлинился и занял семь месяцев.

– Скажите, Ия, а какие переходы были самое трудные в этом походе?

– Сложно было в районе острова Пасха, на который нам, к сожалению, не разрешили высадиться, так что истуканов мы наблюдали только с моря. Дело в том, что там пролегает какая-то аномальная зона, поэтому приборы работали не всегда корректно, и сильный ветер, боролись со стихией и постоянно шли на крене. Было очень трудно и в Охотском море, там была короткая встречная волна, в результате нос все время то задирался, то наоборот, падал, и очень сильно качало.

2023-12-29 05-23-33 (1).jpg

– Ия, вот вы говорите, нам нужно работать над своими мыслями и душами. Что вы имеете в виду?

– Нам нужно не людей переделывать, а работать над собой, переделывать себя и самому становиться лучше. Особенно это понимаешь находясь в замкнутом пространстве с абсолютно незнакомыми людьми, с которыми тебе нужно ужиться, это незабываемый опыт.

В общем, плавание трудно назвать легким. Можно было, конечно, совершить кругосветку по комфортному экватору, но капитан Алексей Логинов специально выбрал такой сложный путь, желая пройти маршрутами великих мореплавателей. Не всякому мужчине такое под силу. А хрупкая Ия все это вынесла и более того, мечтает и снова ждет подобного приглашения.

Шестилетняя кругосветная экспедиция на яхте «Елизавета» завершила свой путь в Красноярске. По данным краевого отделения Русского географического общества, кругосветный поход на 17-метровой парусно-моторной яхте под российским флагом стартовал 9 июля 2017 года. И завершился в сентябре 2023 года. Проект «Маршрутами великих экспедиций» был реализован при поддержке межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» и Красноярского краевого отделения Русского географического общества. Как сообщил руководитель экспедиции Алексей Логинов, яхта прошла более 35 тысяч морских миль по сложнейшему маршруту. Было пять этапов: Европейский – Трансатлантический – Американский – Антарктический – Тихоокеанский – Восточно-Арктический». 

DSCF3406.jpg

С участницей этой экспедиции Ией Лысенко встреча произошла в "АкадемВЦентре" на ВЦ, собралось довольно много народу, в том числе и юных будущих покорителей морей и океанов. Сначала посмотрели фильм об этом удивительном путешествии, привезенный Ией, а потом начали задавать вопросы, причем именно дети оказались самыми любопытными. А закончилась встреча пожеланием Ии всем присутствующим не бояться как можно больше мечтать. «И тогда все ваши мечты обязательно сбудутся», – закончила она.

Сергей Данилов


Просмотров:

Вверх