Черный квадрат изобрели нганасаны

Черный квадрат изобрели нганасаны
17 ноября 2022

На проходившем недавно в Академгородке форуме «Сибирь многоликая» одними из самых интересных и необычных участников, на наш взгляд, стали гости с Таймыра. Это представительницы Таймырского дома народного творчества – хранительница музейных фондов Светлана Петунская и художник по костюмам Анна Яроцкая. 

Светлана Петунская, хранительница музейных фондов Таймырского дома народного творчества, исполнительница северных танцев.

– Светлана Валерьевна, расскажите, откуда вы, какую народность представляете?

– Я из Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, из города Дудинка. По национальности – долганка. Училась в Якутском арктическом институте культуры и искусств. Я впервые не только на этом форуме, но и в Новосибирске, прилетела сюда со своей коллегой, Анной Павловной Яроцкой, она художник по костюмам. Вообще, мы представляем не только Дудинку и Таймыр, но и свое учреждение – Таймырский дом народного творчества. Мы прилетели, чтобы провести мастер-классы – по нашим этническим танцам, по изготовлению оберега из оленьего рога и жильных нитей. Мы привезли выставку костюмов от Анны Павловны и некоторые музейные экспонаты, иллюстрирующие быт и культуру северных народов.

– А культура у вас живая, вы ездите по стойбищам, изучаете, как живут ваши земляки, или там уже все современное, и культура  традиционная осталась только в музеях и в книгах?

– Конечно, живая. Мы проводим экспедиции в дальние  поселки, где проживают хранители, знатоки культуры, старейшины. Наша главная задача – изучение, сохранение, развитие и популяризация нашей обрядовой этнической культуры. У нас есть в учреждении хороший отдел фольклора, там работают наши гранд-дамы (как мы из называем), которые тоже делятся с нами наработанным опытом. И на территории нашего учреждения есть свое этностойбище, называется «Таймырская ойкумена». Там у нас стоят балки (это передвижные жилища коренных народов Севера), чумы (тоже передвижные) и одно стационарное жилище – балтысах. Это старинное жилище для оседлых семей, жилище пяти этносов Таймыра – долган, энцев, ненцев, эвенков и нганасан (народ няа). На стойбище проводим экскурсии, мастер-классы и так далее.

– Вы чувствуете свои корни, принадлежность к долганам? Сохранились в семье какие-то традиции предков?

– Конкретных традиций не перешло, но все, что связано с игрушками, танцами, до сих пор сохранилось. В детстве я не очень этим интересовалась, среда русскоязычная, я в основном с русскими общалась, дружила, училась.  А сейчас в нашем Таймырском доме творчества я, можно сказать, заново родилась и все больше открываю для себя нового, которое хорошо забытое старое. Начала интересоваться культурой не только своего народа, но и остальных.

яроцкая1.jpg

Анна Яроцкая, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества.

– Анна Павловна, вы такие красивые костюмы шьете. Специально где-то этому учились?

– Нет, просто я являюсь носителем традиционной ненецкой культуры, языка. Я росла в этой среде.

Дело в том, что нас с детства приучают к труду. В 6 лет тебе дают в руки иголку. Чтобы быть аккуратной, быть в тепле, свою одежду приходится самой ремонтировать. Маме некогда, у нее много детей, много домашних дел. Я смотрела на своих старших сестер и училась у них. Это, как говорила мама, передается по генам. Если у тебя нет в роду людей, владеющих каким-то талантом, то и тебе это будет не дано. Когда я еще жила в своем поселке, работала заведующей клубом. Потом переехала в город и пошла работать в Таймырский дом народного творчества художником по костюмам. Там я с 2013 года и работаю. В том числе занимаюсь с детьми и взрослыми, учу их различать орнаменты, сочетать их, шить, вышивать, плести пояса, делать традиционные куклы и так далее. Уметь работать с орнаментами очень важно, с помощью орнамента, как считается, можно даже изменить характер, судьбу человека. Цветовую гамму правильно подбирать тоже надо уметь. 

– Расскажите про орнаменты, интересно.

– Вообще, по традиционному костюму можно узнать о человеке практически все.

К какому статусу человек относится, богат он или нет, сколько у него оленей, замужем-женат человек или нет, сколько у него детей и так далее. Это демонстрируют с помощью орнаментов, веревочек и других нашивок. Орнаменты символизируют священных животных и птиц, а также окружающий мир – нарты, чум, северное сияние, которое считается дыханием бога, и так далее. Например, черный квадрат – это вход бытия, изображают его, как правило, на мужской одежде.

«Мы жили во времена мамонтов, черный квадрат не Малевич изобрел, а нганасаны», – шутят представители этой народности. 

В Этностойбище у меня есть свой ненецкий чум, дети оленеводов, которые учатся в Дудинской школе-интернате и скучают по дому, приходят к нам. Вместе мы готовим традиционную национальную кухню. Это суп из оленины, оладьи из оленьей печени или строганина из северных рыб. Свежезамороженная рыба очищается от чешуи, строгается, присыпается солью, можно перцем. Очень вкусно! Они почти 9 месяцев в году находятся вдали от дома, скучают.

А у нас они становятся такими счастливыми! Родители приходят и благодарят, что я научила их девочек шить, готовить. Мужчина возвращается в чум, домой из тундры и он ничего не делает, даже стол себе не ставит, все делает женщина. Говорят, если мужчина помоет посуду – это большой грех, потеряет удачу в рыбалке и охоте. Мужчина – добытчик, женщина сидит дома – чумработница. Но иногда она зарабатывает рукодельем, чтобы помочь мужу. Мои сестры, например, шьют национальную одежду на заказ. Она теплая, поэтому те же охотники ее охотно надевают, чтобы не замерзнуть.      

– А почему вы не остались в стойбище, оленеводом, а решились перебраться в город, заняться популяризацией своей культуры?

– Мама хотела меня в тундре оставить, а папа сказал: «Нет, такую девочку надо отправить в цивилизацию, с таким жестким характером она сможет там выжить. Нужно, чтобы она нам там помогала документы оформлять». Поэтому по образованию я экономист по бухгалтерскому учету, в общем, да, умею бумажки заполнять, могу помочь семье. У меня два брата и четыре сестры. Мамы с папой уже, к сожалению, нет в живых, но благодаря им я умею делать все: поставить сеть на озеро, чтобы поймать рыбу, проверить ее, могу водить оленью упряжку, снегоход, стрелять из ружья и так далее. Если бы я родилась в городе, всех этих навыков я бы не получила. 

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх