Светлана Павловна РОЖНОВА: «Я никода не была одиозным человеком»

Светлана Павловна РОЖНОВА: «Я никода не была одиозным человеком»
23 марта 2023

Филолог. Окончила Ленинградский университет. По совету студенческих друзей приехала в 1960 году в новосибирский Академгородок. Работала пионервожатой, учителем в 130-й школе; с 1963 года – заведующей школьным отделом, затем вторым секретарем Советского райкома комсомола. Училась в аспирантуре Института истории, филологии и философии СО АН СССР.

Светлана Рожнова вместе с мужем, талантливым педагогом Германом Безносовым, принимала активное участие в работе интеллектуального клуба «Под интегралом» (занимала пост вице-президента). В 1968 году за подписание «письма сорока шести» в защиту советских диссидентов была исключена из КПСС – «за политическую близорукость, выразившуюся в подписании клеветнического письма, использованного американской печатью и радио в целях антисоветской пропаганды».

«Не знаю, – рассказывала Светлана Павловна, – подписала бы я это письмо, если бы не читала хроник 60-х годов самиздата, авторами которых были, в том числе, Добровольский, Гинзбург и Галансков. В самиздатовских статьях содержалась жёсткая правда о нашей действительности, которая не проникала в официальную прессу. Для меня это стало настоящим откровением. Кроме того, после хрущёвской оттепели нам было очень странно, неприятно, что судебный процесс проводится в закрытом режиме. Тем более что по рукам ходили перепечатки стенограмм из суда...»

И далее: «Я занималась идеологической работой, но никогда не была одиозным человеком. Читала “Доктора Живаго”, “В круге первом”, “Раковый корпус”. Эти книги на меня произвели сильное впечатление. Когда я узнала о том, какие репрессии совершались и совершаются в нашей стране, эмоцио­нально я была на стороне диссидентов… Из нашего института письмо подписали три человека: доктора наук Майя Ивановна Черемисина и Марина Михайловна Громыко, и я, аспирантка первого курса. Они выступали на собрании, состоявшемся в институте, с большим достоинством, говорили, что каждый человек имеет право на свое собственное мнение. Мне осталось только присоединиться к ним…»

Подписание письма прервало научную карьеру Светланы Павловны, зато сразу три школы Академгородка предложили ей сотрудничество. Видимо, отпущен был дар преподавания Светлане Павловне, ее любят ученики, уважают коллеги. Не прекращается дружба с выпускниками 1977 года: тот первый 10 «в» класс неизменно собирается на традиционные встречи со своим Учителем. И не только в Новосибирске, но и в Москве, в Париже, в Лондоне, в Риме. Такую любовь может заслужить только человек добрый, мудрый, всегда готовый отозваться на просьбу о помощи.

В 1978 году пришла на работу в Институт истории и филологии – в сектор фольклора. Параллельно преподавала в НГУ. Вопросы образования волновали Светлану Павловну, тревожили.

«Сокращать до минимума преподавание предмета, который не просто образовывает “приспособленного к рыночной экономике” человека, а воспитывает духовно мыслящую и эстетически развитую личность на все времена, это ли не головотяпство с далеко идущими необратимыми последствиями? – задавалась она вопросом в 2003 году в статье, написанной совместно с Еленой Зольниковой («Вечерний Новосибирск»). – А вот что, несомненно, надо сокращать, так это телепередачи дурного вкуса и просто зловредные, которые нравственно развращают подростков, отучают их думать и правильно говорить на русском языке...»

Много труда вложила Светлана Павловна в научный проект «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Проект двуязычный, в этом его особенность, ценность.

Вышли уже – бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон» (1991), якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ» (1993), «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» (1995), якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» (1996), алтайские героические сказания «Очи-Бала. Кан-Алтын» (1997), хакасский героический эпос «Ай-Хуучин» (1997), шорские героические сказания «Кан Перген. Алтын Сырык» (1998), фольклор удэгейцев «Ниманку. Тэлунгу» (1998), а также фольклор долган (2000), бурятские народные сказки (2000), мифы, сказки, предания манси (вогулов) (2005), мифы, легенды, предания тувинцев, (2010), народный фольклор шорцев (2010).

За «Предания, легенды и мифы саха (якутов)», «Тувинские героические сказания» и «Фольклор удэгейцев» группа сибирских исследователей в 2001 году была удостоена Государственной премии. Среди лауреатов – доктор исторических наук Н. А. Алексеев; кандидат филологических наук Е. Н. Кузьмина; директор Института археологии и этнографии академик А. П. Деревянко; старший научный сотрудник Института малочисленных народов Севера кандидат филологических наук А. Н. Мыреева; зав. отделом Института монголоведения, буддологии и тибетологии доктор филологических наук М. И. Тулухонов; член-корреспондент РАН А. Б. Соктоев; и старший научный сотрудник Светлана Павловна Рожнова.

Вот такими людьми постоянно прирастает наш Академгородок.

Геннадий Прашкевич

Просмотров:

Вверх