Замок мужской души

Замок мужской души
13 Июня 2018

К 100-летию первой постановки в НОВАТе вышла премьера оперы «Замок герцога Синяя Борода»

100 лет назад, в конце мая 1918 года, в Будапештской опере состоялась премьера оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Произведение венгерского композитора впервые представлено на сцене НОВАТа в Зале имени Исидора Зака. В России до недавнего времени эта опера шла лишь в Мариинском театре – в постановке американского режиссера Даниэля Крамера.

Тайна, которую еще не разгадали

Во главе с режиссером Вячеславом Стародубцевым над спектаклем работала хорошо знакомая новосибирскому зрителю по ряду спектаклей команда: художник-постановщик Жанна Усачева, художник по свету Сергей Скорнецкий и режиссер по пластике Сергей Захарин.

Таинственная и зловещая история Синей Бороды – злодея, убивающего своих жен, впервые появилась в сборнике сказок Шарля Перро более двухсот лет назад. В начале XX века многие художники обращались к этому сюжету, в попытке разгадать тайну Синей Бороды и в поисках глубинных смыслов сказки – философских и психологических. Старинный сюжет вдохновил на создание одноактной оперы «Замок герцога Синяя Борода» и Белу Бартока. В своем произведении он исследует психологию отношений мужчины и женщины, их вечное притяжение и противостояние.

1.JPG

Сегодня вопросы, поставленные в символистской драме начала XX века, всё так же актуальны: одиночество человеческой души, разобщенность людей в мире, переполненном средствами коммуникации, вечный поиск понимания и душевной близости. «Душа мужчины – это всегда неприступный замок. Только настоящая любовь способна открыть все его двери. Поиск той одной, единственной женщины может продлиться всю жизнь, но поиск нежности и истины всегда ведет к гармонии и равновесию. Отношение между двумя – это всегда компромиссы и жертвенность. Тонкая психологическая драма, скорее, ставит вопросы, чем дает ответы. И только музыка способна открыть все наши тайны», – считает главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев.

В постановке заняты солисты театра: Ольга Колобова и Алексей Зеленков, Ирина Новикова и Гурий Гурьев.

«Каждый человек яростно оберегает свое внутреннее пространство и любое посягательство на него должно иметь сильное обоснование, и порою даже любовь не способна разрушить барьеры личного пространства. Порой трудно найти в себе силы принять и не пытаться изменить любимого человека. Абсолютное приятие – это и есть тот единственный ключ, который открывает все двери. Одна из самых ярких опер ХХ столетия рассказывает как раз об этих ключах...».

Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев

Современная классика

Вячеслав Стародубцев рассказал, почему его заинтересовало произведение Белы Бартока.

– В нашем театре давно не было современной оперы. Хотя говорить о произведении, которому исполнилось ровно 100 лет, как о современном, наверное, не совсем правильно. Это уже классика, поскольку со дня первой постановки прошло сто лет, а написана она была и вовсе в 1911 году. Вы не представляете, насколько в то время это был интереснейший, актуальный материал! Очень спорный, трагичный, трогательный. В свою очередь мы пытались сделать еще более трогательный сюжет. Надеюсь, нам это удалось...

3.JPG

Кроме того, режиссер признался, что материал специально был выбран для солистов Ольги Колобовой и Алексея Зеленкова. В этой опере поют также Ирина Новикова и молодой выпускник Новосибирский консерватории Гурий Гурьев. Причем речь не идет о первом и втором составах. «У нас разные составы, поэтому и спектакли такие разные», – в который раз подчеркивает Вячеслав Стародубцев.

Для меня самое главное – музыка

В творческом багаже главного режиссера НОВАТа имеются очень разные структуры, включающие в себя и музыку, и драму, и голос, и проекцию. Однако за постановку одноактной оперы Вячеслав Стародубцев взялся впервые.

– Для меня это был очень сложный материал, требующий кропотливой работы, – рассказывает режиссер. – И сделали мы спектакль достаточно быстро только благодаря нашей команде. Она уникальна! Артисты, музыканты, художники готовы абсолютно на все эксперименты, они с первого посыла уходят в экстремальное плавание. Грандиозная удача для всех нас – участие в работе маэстро Волынского. Партитура им была буквально перелопачена, подстроена под зал Исидора Зака. Под его руководством был сформирован оптимальный состав оркестра. Я же взял на себя смелость наводнить музыкальную фактуру спектакля громом, дождем, плачем ребенка... Мне показалось, что эти звуки – в стилистике и эстетике Бартока, поэтому противоречий с музыкой композитора не возникает. В своей работе я иду, прежде всего, от музыкальной драматургии. Для меня самое главное – музыка...

«Я переехал в Новосибирск из Москвы, бросил все столичные блага. И сегодня наслаждаюсь тем, что Господь дает мне редкие минуты настоящего творчества. Я абсолютно счастливый человек. У меня есть любимая работа, которой я занимаюсь 24 часа в сутки, и любимые люди – не просто грандиозные артисты, музыканты, но и мои большие друзья. Всё это моя личная жизнь, мой воздух. То, чем я дышу и живу, о чем когда-то и мечтать не смел. Вообще, всё, что происходит сейчас в моей жизни, – удивительно...».

Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев

Бедный, бедный Герцог!

Образ Герцога в новом спектакле Новосибирского оперного представлен совершенно иначе, нежели в истории литературы и музыки.

2.JPG

– Это было важным концептуальным решением – показать Синюю Бороду не таким, каким его изначально делает большинство авторов. Он не маньяк, он очень несчастный человек. И когда герой произносит монолог: «Страшно, страшно», действительно становится страшно – от того, что его никто не понимает. В нашем представлении Замок герцога Синяя Борода – это замок мужской души, куда все пытаются проникнуть, настойчиво, порой беспардонно. Каждая женщина стремится его изменить, «облагородить», подстроить под себя. Но мужчине очень важно сохранить свою индивидуальность! Чтобы его любили – со всеми его тайнами, привычками, заморочками. Для мужчины важно личностное пространство, на которое почему-то постоянно претендует женщина. В союзе двоих, я считаю, очень важно найти этот баланс – личностного пространства и любви. И только женщина, которая это поймет, способна открыть все двери, – поясняет режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев.

Я играл колоссальное чувство одиночества

В свою очередь исполнитель главной мужской партии признался, что постановочный процесс оказался безумно интересным, но в то же время и безумно трудным. Ведь в этой опере нет привычных для публики арий с верхней и нижней нотами – в ней всё вплетено в конструкцию актерского спектакля. По сути, это музыкально-драматическое действие.

– Музыка во многом атональна, – делится впечатлениями Алексей Зеленков. – Дается аккорд или подобие аккорда, и ты должен выстроить звук. Это новый опыт и новая музыка. И совершенно новый образ – мне предстояло сыграть колоссальное чувство одиночества. В музыкальном полотне оно прекрасно узнаваемо. В нашей жизни мы общаемся друг с другом, делимся сокровенным, сочувствуем и сострадаем. Но всё равно кто-то живет с мыслью, что он не понят близкими. Я вовсе не склоняюсь к тому, что нужно установить в семь дверей и скрыть за ними свою душу. Но герой мне близок...

4.JPG

Как считает Алексей, трактовка образа у Вячеслава Стародубцева получилась весьма убедительной, хотя поначалу и были опасения, поймет ли ее зритель.

«Когда я задумываю спектакль, стараюсь не смотреть то, что уже сделано на эту тему до меня. Для меня очень важно вытащить всё, что я услышал в музыке. Всё, что я услышал в себе. Всё, что увидел в артистах. И только когда спектакль сложился у меня в голове, когда мы уже начали репетировать, я могу позволить себе посмотреть – а как у других? Посмотреть, сравнить, сделать выводы. И оставить всё так, как я задумал изначально...».

Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев

Мне очень не хватало актерского мастерства

У Ольги Колобовой не бывает собственной трактовки образа героини, которую она исполняет. Для нее важна концепция режиссера. «Мы команда, в противном случае получится театр одного актера, и спектакль просто развалится», – считает солистка НОВАТа.

6.JPG

В беседе с журналистами Ольга призналась, что ей больше нравится процесс подготовки спектакля, чем сама премьера.

Я безумно люблю репетиции! На них каждый раз случается что-то новое. Это живая ткань – рождение спектакля. Ты начинаешь учить материал – невозможно трудно, но музыка безумно красивая! И ты сердцем и душой уже чувствуешь, как постепенно включаешься в действие. Весь репетиционный процесс шла потрясающая работа – с музыкой, драматическими уроками. Не было ни дня, когда кто-то скучал. Я шла на работу абсолютно счастливая! Когда я на сцене, я дышу, я живу. И работать с Вячеславом Стародубцевым, который нас всех любит и опекает, – это тоже счастье...

Как рассказала исполнительница роли Юдит, опера насыщена сложными драматическими действиями. И хотя в консерватории прекрасно преподают танцы, но, к сожалению, недодают актерской подготовки.

– Лично мне очень не хватало актерского мастерства. Поэтому возможность поработать с Вячеславом Васильевичем как актрисе – это бесценный опыт. Для меня очень важно – вырасти профессионально, – добавила Ольга.

5.JPG

...Что ж, порой случается, что правды лучше не знать – этому невеселому выводу создатели спектакля придали всецело поглощающую эстетику и своеобразный стиль. Опера Бартока в постановке Вячеслава Стародубцева источает экспрессию, муку и нервы, она плещется и вязнет в трясине густого символизма, выходит наружу, чтобы вновь и вновь погрузиться вместе со зрителями в извечные истины бытия и попытаться раскрыть тайну герцога Синяя Борода...

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 139