Владимир Калужский: «Деятельность Филармонии многомерна, отсюда и ожидания от нового сезона»

Владимир Калужский: «Деятельность Филармонии многомерна, отсюда и ожидания от нового сезона»
6 Сентября 2017

Новосибирская государственная филармония заинтересована в проведении концертов на многочисленных площадках Новосибирской области. В планах коллектива – освоить выступления в Доме Учителя, Израильском культурном центре, Католическом соборе. Кроме того, артисты филармонии впервые выступят на манеже новосибирского цирка... Об этом и многом другом шла речь на стартовой пресс-конференции, которую в преддверии нового концертного сезона провело руководство Филармонии с журналистами.

Каким будет новый, 81-й, сезон? Какие проекты подготовлены, чем интересна для слушателей будет программа? О концертах, фестивалях, премьерах и новинках рассказывает художественный руководитель Филармонии Владимир Калужский.

«Всё это – филармония...»

В начале беседы Владимир Михайлович Калужский немного прошелся «по методологии», пояснив, в чем принципиальная разница между театральным сезоном и филармоническим, который расписан до июня включительно. Более того, в афише имеются некоторые лакуны, которые можно заполнить дополнительными концертами...

3.jpg

– Деятельность театров достаточно проста: сезон оценивается, прежде всего, по количеству премьер. Ну а вторым пунктом идут гастроли. Деятельность филармонии значительно сложнее – она многомерна. И оценивается не только по тем мероприятиям, которые проходят в концертных залах. У нас есть то, чего нет у театров. Во-первых – огромная работа за пределами наших филармонических залов. Не одноразовые выездные, а постоянные акции в области, в том числе в отдаленных районах. А также в местах, которые мы называем «в шаговой доступности». Речь идет о таких традиционных центрах городской культуры, как Дом ученых СО РАН, ДК «Горького», ДК «Ефремова», площадка в поселке Пашино и т.д. Во-вторых, серьезная просветительская работа, включающая учебные заведения Новосибирска и области. Наконец, есть «верхушка айсберга» – то, что на виду. Имеется в виду наша афиша: концерты в зале имени Арнольда Каца и камерном, в Доме Ленина. И всё это – филармония! К сожалению, презентация филармонии и представление о ее деятельности зачастую ограничивается именно этой верхушкой...

Затем художественный руководитель сравнил деятельность Новосибирской филармонии с зарубежными. При этом заявил, что «мы не можем себе позволить акцентировать внимание лишь на афише: наша деятельность выходит далеко за ее пределы».

– Берлинская филармония благодаря своей структуре может себе это позволить – у нее всего один симфонический оркестр. Он дает большие концерты, по праздникам его музыканты образуют камерный ансамбль, который выезжает за пределы округа и выступает перед зрителями. А вариант, который я наблюдал на юге Королевства Швеции, точь-в-точь повторяет нашу просветительскую деятельность: небольшие музыкальные бригады ездят с концертами по отдаленным рыбачьим поселкам... Наша деятельность опирается на многомерность и обилие коллективов. Отсюда – и ожидания от нового сезона.

«Нам захотелось встряхнуть историю»

Концертный сезон филармония официально открывает 7 сентября, а в октябре начнется череда фестивалей. Но есть еще «внутренние праздники» – даты и юбилеи артистов, а также гастроли филармонических коллективов.

– Фестивальную деятельность мы открываем в октябре традиционным XVIII Фестивалем народной музыки «Покровская осень». С этого года он переходит двухгодичный статус, то есть – практику биенале, как, собственно, и Jazz-Fest. В этот раз фестиваль будет посвящен русской музыке 100-летней давности. 1917 год... Несмотря на все коллизии, в это время писалась замечательная музыка! И нам захотелось встряхнуть эту историю. Получился любопытный срез, который связан с очень славными именами. Так вышло, что эти композиторы вскоре уехали за пределы Советской России. Александр Гречанинов, написавший «Гимн свободной России» на стихи Бальмонта. Программа Фестиваля открывается звучанием этой музыки, которая уже стала частью истории – частью эмигрантской, «белой», культуры. Ранний Прокофьев и последнее сочинение Сергея Рахманинова, написанное в России – «Этюды-картины». Николай Метнер – пианист, которого Рахманинов буквально спас: в 21-м году вывез за границу и в дальнейшем оказывал семье музыканта финансовую поддержку. Начинающий тогда композитор Николай Мясковский – его Четвертая симфония впервые будет исполнена в Новосибирске. И, конечно же, Игорь Стравинский... По общему количеству, две симфонические программы, которыми будет дирижировать Томас Зандерлин, одна фортепианная, в которой будут представлены два антипода – Прокофьев и Рахманинов. Наконец, программа хоровая – ее готовит Новосибирская хоровая капелла. Духовную музыку представят лучшие хоровые мастера дореволюционного времени! Позже большая часть из музыкантов «архиерейского призыва», как тот же Александр Александров, позже станут вполне светскими музыкантами и композиторами...

1.jpg

В рамках «Покровской осени» Филармония планирует провести три встречи с публикой, посвященные истории и событиям 17-го года: изобразительному искусству того времени, литературе «Серебряного века» и, конечно, музыке. «Очень хочется, чтобы этот фестиваль со временем приобретал более мощные очертания», – поделился своими ожиданиями художественный руководитель Филармонии Владимир Калужский.

В продолжение темы: в начале ноября начнется хоровой Фестиваль CREDO CHORUS. Его характеризует большое количество коллективов – новосибирских и приглашенных из других областей, три концертные программы: «Русь православная», «Территория Баха» и «Великие песни великой страны»...

В феврале пройдет 2-й фестиваль «Струны Сибири», главной «персоной» которого является Русский академический оркестр. Из нововведений – в этом году участием в нем отметятся коллективы учебных заведений Новосибирской области. Фестиваль будет проходить на протяжении трех дней. «Это аналог того, что делает наша хоровая капелла. По сути, это вече народных инструментов», – отметил Владимир Михайлович Калужский.

«Рождественский фестиваль – это любая музыка: веселая и грустная»

Первый месяц зимы всегда очень интересный, насыщенный, наполненный предновогодними ожиданиями. А еще в декабре в стенах Филармонии проходит ежегодный XII Международный Рождественский фестиваль искусств. В этом году Филармония отвечает за музыкальную часть этого форума, драматическая часть целиком ложится на молодежный театр «Глобус». Какова же изюминка этого Фестиваля?

– По поводу слова «рождественский» возникает много вопросов. Действительно, в первые годы это были программы веселые, яркие, радостные. За это время многое изменилось... Скажу одно: Фестиваль будет абсолютно светским, соответствующим статусу нашего государственного учреждения. На нем выступят и наши коллективы, и хедлайнеры. Кульминацией станет приезд оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, который представит необычную программу – Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Оркестр в 120 человек сыграет нам это произведение под занавес фестиваля. Мне уже задавали вопрос: зачем на Рождественском фестивале нужна такая музыка? Рождественский фестиваль – это любая музыка: и веселая, и грустная. Кроме того, не надо воспринимать знаменитую «Ленинградскую симфонию» исключительно как фрагмент музыкальной летописи Великой Отечественной войны. Она значительно шире –раскрывает, в том числе, и довоенные проблемы. По сути, это только первая часть большой симфонии... В противовес Дмитрию Шостаковичу на открытии фестиваля прозвучит Петр Ильич Чайковский. Наш симфонический оркестр с китайским дирижером Ли Бяо представит классическую рождественскую программу – то, что зритель знает, ждет и любит...

2.png

Как рассказал Владимир Калужский, очень хотелось «открыть» новосибирской публике хор Курентзиса. Не удалось. Как не случились и другие задумки, например, участие корейского академического хора. Недавно «Маркелловы голоса» ездили на гастроли в Южную Корею, даже договорились о присутствии коллектива на Фестивале. К сожалению, экономические и человеческие проблемы зарубежных коллег оказались серьезнее проблем творческих. Зато на сцене Филаормонии выступит выдающийся российский пианист Николай Луганский! А также – музыканты разных профилей: виолончелисты, тромбонисты... Российские звезды и зарубежные – в частности, из Швеции, США. По словам художественного руководителя Филармонии, прозвучат вещи достаточно экзотические, необычные с точки зрения помещения. Кроме того, артистам предстоит освоить новую площадку – арену государственного цирка, на котором выступит эстрадный оркестр. «Это произойдет впервые, это эксперимент», – пояснил Владимир Калужский.

«Мартовский код» и юбилейный Фестиваль Вадима Репина

В марте зрителей ждет самый, пожалуй, необычный фестиваль. «Мартовский код» – фестиваль современной музыки. Проект, уникальный в своем жанре, посвящен актуальному музыкальному искусству. На сцене Филармонии в пяти концертах прозвучат опусы, созданные в разных точках мира, написанные в разной стилистике – от самой радикальной до более традиционной. И, конечно, слушатели этого проекта должны быть готовы отказаться от стереотипов восприятия. Почему?

– Это не классика, которую мы любим, потому что знаем. Это актуальные высказывания на языке музыки, которые касаются проблем современности. Нужно быть достаточно открытым и свободным от ожиданий, чтобы адекватно их воспринять. На этом фестивале мы играем музыку, которая нигде еще не играется, ведь мы ее получаем накануне! Программа всегда очень насыщенна: мы не вписываемся в 1-5 марта, поэтому концерты начинаются в конце февраля. Откроет фестивальную программу Аркадий Шилклопер – валторнист, композитор, аранжировщик, импровизатор. Зрители услышат «Три Листа. Три концерта», которые маэстро исполнит с тремя разными партнерами...

Также в конце марта пройдет юбилейный Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина. Откроет его Кент Нагано с Новосибирск симфоническим оркестром. Поскольку это уже пятый по счету фестиваль, мы ждем, конечно же, и новинок, и открытий, и сюрпризов. Вадим Репин предложил украсить программу сочинением сибирского автора, который напишет музыку для оркестра со скрипкой специально к первому юбилею Фестиваля. Мы подали задание-заявку в Союз композиторов и теперь ждем, когда нам представят партитуры и диски с записью вариантов. Один из них выберет Вадим Репин...

Отдельно Владимир Калужский остановился на гастролях коллективов. Азербайджан, Китай, Испания, Санкт-Петербург... В целом, предполагаемый график концертной и фестивальной работы составлен до 2020 года! Внутренние праздники Филармонии связаны с именами известных музыкантов и индивидуальными датами. В сентябре пройдут концерты, посвященные юбилею Арнольда Каца, в октябре – концерт памяти первого создателя и руководителя «Сибирского диксиленда» Бориса Балахнина. В ноябре 25-лет отмечают ансамбль Павла Шаромова и Камерный филармонический оркестр. Близится также 30-летие фортепианного дуэта Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов, 30 лет творческой деятельности отмечает пианистка Елена Поповская. И еще одна интересная дата: в ноябре исполняется 130 лет русскому баяну! Все эти концерты также обозначены в программе.

Лилия Вишневская



Просмотров: 522