Виктор Минков: «Театр может быть и должен быть разным»

Виктор Минков: «Театр может быть и должен быть разным»
4 Июля 2018

Советскую классику в неклассическом жанре показал новосибирцам «Приют комедиантов»

Для новосибирских театралов июнь оказался весьма насыщенным. В рамках общероссийской программы «Большие гастроли» в столицу Сибири приехал Пермский академический Театр-Театр. И буквально в эти же дни на сцене «Старого дома» прошли гастроли Государственного репертуарного театра без постоянной труппы «Приют комедианта».

В гостях у «Старого дома»

«Приют комедианта» со своими спектаклями объездил немало стран: его прекрасно знают в Швеции, Финляндии, Литве, Германии, Чехии, Швейцарии, Польше, Франции, Грузии, Сербии, Израиле, Италии. И вот пришло время Новосибирска. В марте «Приют комедианта» принимал у себя три спектакля «Старого дома», а 21-24 июня петербургский театр приехал в Новосибирск с ответным визитом.

– Мне очень приятно бывать в Новосибирске. Мы приезжаем к вам уже в третий раз, – поприветствовал собравшихся на пресс-конференции, посвященной гастролям, директор – художественный руководитель театра Виктор Минков. – Петербург сложно удивить чем-либо. «Старый дом» удивил. И даже завоевал свою аудиторию. Мы благодарны новосибирскому театру за их гастрольные спектакли – лауреаты «Золотой Маски». К таким работам всегда особый интерес. Я очень рад, что сейчас мы находимся в гостеприимном доме. Надеюсь, наша дружба продолжится. Добро пожаловать в Петербург! Мы «приютим» вас в нашем прекрасном городе...

Виктор Минков.jpg

Виктор Минков считает очень важным не разочаровать тонкого и интеллигентного петербургского зрителя, а потому в основу репертуара ложатся лучшие произведения русской и зарубежной классики, а также яркие образцы современной драматургии. Три спектакля, три потрясения вынес на суд театральной публики столицы Сибири«Приют комедианта». В этот раз рители увидели черную комедию «Смерть Тарелкина» режиссера Семена Серзина. Спектакль – участник специальной программы театра «Особый ракурс», где молодые постановщики представляют свежий взгляд на классические произведения. Интерес у театралов вызвала трагикомедия «С вечера до полудня» режиссера Марфы Горвиц, которая, по утверждению критиков, вернула на сцену пьесу советского драматурга Виктора Розова. Завершила гастроли мелодрама «Мой бедный Марат» по знаменитой пьесе Алексея Арбузова, которую несколько лет назад в «Приюте комедианта» поставил нынешний главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко.

Петербургский театр «Приют комедианта» основан в 1987 году артистом БДТ Юрием Томошевским. Таким образом Томошевский осуществил свою мечту – основать театр «одного актера». Вскоре здесь начали ставить не только моноспектакли, но и масштабные драматические постановки с участием известных артистов Петербурга. С 2000 года театр «Приют комедианта» – первый в России Государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Самые востребованные в кино и театре артисты, многие из которых имеют звания народных и заслуженных артистов России, выходят на его сцену.

Театр начинается с режиссуры

На встрече с журналистами Виктор Минков рассказал, как коллективу работается без постоянной труппы и почему молодые режиссеры не приживаются в консервативном Питере. А также признался, что приоритетом работы театра считает приглашение очень хороших режиссеров.

Семен Серзин.jpg

– Вместе с режиссером мы определяем актерскую команду и постановочную группу, которая будет работать над спектаклем, – рассказывает директор театра. – Сегодня в нашем репертуаре 23 названия, большой спектр режиссуры – как мастито-именитой, так и молодой талантливой. Это Юрий Фильштинский, Максим Диденко, Григорий Дитятковский, Александр Баргман, Андрей Могучий, Андрей Прикотенко, Константин Богомолов... Я считаю, что театр начинается с режиссера. Если нет режиссуры, нет театра. Поэтому у нас в приоритете – приглашение очень хороших режиссеров. От этого мы и отталкиваемся. А еще отталкиваемся от аудитории, которую стремимся заполучить. Согласно исследованиям, которые регулярно проводятся, до 80% публики, посещающей наш театр, – люди до 40 лет. Именно для этой аудитории мы приглашаем лучших режиссеров и с ними обсуждаем будущий материал.

«Смерть Тарелкина» стала шоком

Открывшая театральную программу «Смерть Тарелкина» по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина – история о чиновнике, который мечтает сбежать от кредиторов. Но каким образом это сделать? Внезапно умирает сосед Копылов, у которого нет долгов, родственников, зато есть «чистый» паспорт. И Тарелкин, разыгрывая собственную смерть, представляется всем Копыловым... Сатирический текст Сухова-Кобылина, написанный полтора века назад, перекликается с Гоголем и Салтыковым-Щедриным в изобличении скупости, тупости, бюрократии и остается актуальным сегодня.

– Я давно хотел поставить эту пьесу. Мне кажется, сегодня она очень актуальна. Здесь нет никакой архаики. Текст звучит живо и современно. Оба акта совершенно разные по жанру. У меня возникло желание этим ходом сказать, что даже самый страшный и непонятный театр всё равно не так страшен, как сама жизнь», – поделился с журналистами режиссер Семен Серзин.

А вот для Виктора Минкова спектакль стал настоящим шоком.

– Когда я приглашаю режиссера, то полностью ему доверяю. Это мой стиль работы. Я выслушиваю концепцию, соглашаюсь или не соглашаюсь. А дальше человек отправляется в свободное плавание. Я не вмешиваюсь в творческий процесс: не появляюсь на репетициях, прихожу только на сдачу спектакля, когда все билеты уже проданы и назад хода нет. Пришел, посмотрел первый акт и испытал настоящий шок. Конечно, меня зацепило. Но это не спектакль русского психологического театра «Дядя Ваня» в интерпретации Сергея Женовача. Это невероятный театральный гротеск! «Второй акт будете смотреть?» – спрашивает Семен. – «Я вообще-то директор театра, – отвечаю. – Как считаешь, я буду смотреть второй акт?». Досмотрел. И хочу сказать: здорово, что у нас есть такой спектакль. Про нашу страну – здесь и сейчас. Про нашу действительность. И человек, который любит театр и ходит в театр, обязательно найдет в нем для себя живую струну...

Смерть Тарелкина.JPG

Спектакль "Смерть Тарелкина"

Также, говоря об особенностях театральной жизни Санкт-Петербурга, директор «Приюта комедианта» назвал сложной ситуацию с театрами в Северной столице.

– Театральная ситуация в Петербурге очень сложная. Прежде всего потому, что город очень консервативный. Он может, кого угодно, утопить в Неве, придавить гранитом. У вас в Новосибирске всё гораздо живее. Говорю как коренной петербуржец. Например, «Смерть Тарелкина» Семен пробовал ставить в двух питерских театрах, в одном даже начал репетировать. Но всё очень быстро закончилось: режиссерам не нравилась его идея, не нравился стиль работы с артистами. А мне нравится, что у нас подбираются такие режиссеры. Вообще, в моем театре работает замечательная команда! Молодые, продвинутые, современные люди, которым интересен театр, которым интересно жить. Которые понимают, что за них никто ничего делать не будет.

«Безусловно, все театры должны быть. Но, господа, не слишком ли много в Петербурге театров с труппами? Это большой вопрос. Да, БДТ. Это национальный бренд. Да, Александринский театр и авторский театр Льва Додина. Но есть много таких, которые, на мой взгляд, должны перейти в статус площадочных. Потому что пожизненная вотчина на театр – это катастрофа, прежде всего, для самого театра».

Директор – художественный руководитель театра Виктор Минков

Театр – это прежде всего свобода

Своим долгом Виктор Минков считает продвижение молодой режиссуры, потому что, как и в любой профессии, только делая что-то, можно добиваться высот.

– В «Приюте» за последние 10 лет собралась вся молодая отечественная режиссура, которая востребована в России – из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска... Тима Кулябин, который еще не был «тем самым Кулябиным», когда ставил в «Приюте комедианта», Виктор Волкострелов, Семен Александровский, Семен Серзин, Марфа Горвиц... Что-то из их работ прошло удачно, что-то – не очень. Но театр – это всегда риск: ты никогда не бываешь полностью уверен, что в конечном итоге выйдет.

С вечера до полудня.JPG

Спектакль "С вечера до полудня"

Основной идеей «Приюта комедианта» директор считает возможность для артиста делать то, что он нигде больше не сможет сделать. От этого и пошло название театра.

– Молодая режиссура – это взгляд нового поколения на сегодняшний день через призму того, что с нами происходит. Об этом все три работы, которые мы привезли. Возьмем спектакль «Мой бедный брат» Андрея Прикотенко. Это не взгляд на блокаду Ленинграда в прямом смысле. Это взгляд, отражающий связь времен – того времени и сегодняшних дней. И мне это очень близко.

«Театр может быть и должен быть разным. Нет канона театра, который «должен быть». Его просто быть не может. Есть взгляд художника. А дальше работает внутренний цензор человека. Но для меня театр – это прежде всего свобода. Мое главное правило – давать свободу творцам, которых я приглашаю...».

Директор – художественный руководитель театра Виктор Минков

Дом, где артист занимается любимым делом...

Сейчас в «Приюте комедианта» работает 142 артиста из Санкт-Петербурга и Москвы. Все звезды, у всех спектакли, съемки... Поэтому очень сложно собрать труппу на спектакль, признается Виктор Минков. Тем не менее, «Приют комедианта» – это уже бренд. Артисты это понимают и стремятся поучаствовать в каких-то проектах, сыграть на сцене знаменитого театра.

– Я вспоминаю замечательные слова, которые однажды сказала моя любимая актриса Зинаида Шарко, с которой мне посчастливилось работать. «Театр – дом. Но не там, где лежит трудовая книжка, а там, где артисту хорошо». И я с ней согласен. Театр – это дом, где артист занимается своим любимым делом – творчеством...

Если говорить о нас, мы живем активной жизнью, живем хорошо, весело, в центре Петербурга. Ездим на гастроли, проводим «Петербургские сезоны». Сегодня это главный экспортный проект театра, визитная карточка театрального Петербурга. Раз в год в европейских столицах на крупнейших сценах мы представляем пять лучших спектаклей Петербурга – пять разных театров. В числе которых, естественно, – «Приют комедианта».

Возникший в 2007 году Международный фестиваль «Петербургский театральный сезон» призван способствовать развитию культурных, социальных и туристических отношений между Санкт-Петербургом и различными городами планеты, мировыми культурными центрами. Фестиваль проводился в Праге, Хельсинки и Милане, выезжал в Тбилиси и на Ближний Восток: в Тель-Авив и Хайфу. «Петербургский театральный сезон» был гостем Берлина и Дрездена, Марселя и Белграда. Юбилейный X Фестиваль прошел в столице Греции – Афинах. Кроме того, Театр активно участвует в поддержке и развитии театрального искусства в России – именно «Приют комедианта» стал учредителем первой и единственной в стране театральной премии для молодых «ПРОРЫВ».

Мой бедный Марат.jpg

Спектакль "Мой бедный Марат"

… У театра очень пестрый репертуар. Откровенно коммерческие проекты соседствуют в нем с серьезными спектаклями Могучего, Фильштинского, Баргмана. А постановки не очень непопулярной у «обычной» публики современной пьесы – со спектаклями молодых режиссеров. Наверное, только так и способен выживать театр: ставить «Последнего пылкого влюбленного», чтобы иметь право на «Моего бедного Марата» или «Соляриса»...

Лилия Вишневская


Просмотров: 132