Маргарита Бернгардт: «Это будет настоящий праздник народной музыки!»

Маргарита Бернгардт: «Это будет настоящий праздник народной музыки!»
12 Февраля 2020

25 февраля стартует IV международный фестиваль оркестров народных инструментов «Струны Сибири»

«Струны Сибири» – это народные инструменты, виртуозный блеск и обезоруживающий лиризм. Это парад оркестров, их сотрудничество, наконец, бесконечное разнообразие музыкальных жанров и впечатлений. К нам приедут настолько разные артисты из Монголии, Бурятии, Беларуси, Алтайского края, что даже представить трудно, как всё это уживется на одной сцене!

Не просто «Струны», не только «Сибирь»

Есть такое направление в теоретической физике – теория струн – недоказанная гипотеза, на которую ученые всего мира обратили серьезное внимание. Русский академический оркестр к теоретикам относится с уважением, но со струнами связан исключительно практически. Созданный им фестиваль «Струны Сибири» стал традиционным, ожидаемым, ярким событием. Развивается он настолько бурно, что само название уже отстает от его динамичного ускорения!

Ясно, что в фестивальной работе принимают участие не только струнные инструменты. Ведь слово «струны» не обидело ни «кнопочки баянные», ни трости духовых, ни мембраны ударных. Струны безупречно толерантны по отношению ко всем другим инструментам. Что же касается «Сибири» – регионального статуса, то он зашатался сразу, как только фестиваль превратился сначала во Всероссийский, а уж когда стал Международным... Словом, теперь название не отражает содержания – оно стало гораздо шире и слова «Струны», и слова «Сибири». Можно с уверенностью утверждать, что развитие фестиваля продолжится и в будущем, поэтому имя его стоит оставить без изменений – просто как добрую традицию.

Да, фестиваль живет, «расширяя границы» и обретая международный масштаб. Но эта динамика касается не только его географии. Если в работе первых трех биеннале участвовали исключительно русские народные инструменты, то теперь мы услышим тувинские, казахские, белорусские инструментальные краски, отчего наши, русские, национальные инструменты на их фоне лишь подчеркнут свою самобытность. Географическую экстенсивность фестиваля дополнит национальное многообразие, что в «Год народного творчества» – Национальный проект-2020 – более чем уместно. Так что, не теряя прежних достоинств, мы обретаем новые! IV фестиваль «Струны Сибири» обещает стать фестивалем контрастов: национальных, тембровых, репертуарных!

Маргарита Бернгардт3.jpg

«Оркестры народных инструментов собираются не для того, чтобы соревноваться, а для того, чтобы общаться друг с другом и со слушателями. Кроме пропаганды жанра, Фестиваль решает еще целый ряд важных задач. В каком-то смысле это и демонстрация широких возможностей народных инструментов, способных исполнять всё без исключения: классику, новую музыку, фольклор. Это также обмен творческим опытом и обсуждение общих проблем...»

Концертмейстер Русского академического оркестра Маргарита Бернгардт

 «Концертмейстеру необходим сильный характер»

В этот раз собеседником корреспондента газеты «Бумеранг» стал представитель «закулисной» жизни фестиваля – концертмейстер. Человек, во многом ответственный за игру всех музыкантов. Об изюминках фестиваля и о своей работе в проекте рассказывает заслуженная артистка России, концертмейстер Русского академического оркестра Маргарита Бернгардт. Она правая рука дирижера. И тоже играет в оркестре на домре: 30 лет – замечательный юбилей!

– Маргарита, за что отвечает и чем занимается концертмейстер?

– Проводит групповые репетиции, разучивает с музыкантами партии к концертам. Еще я настраиваю весь оркестр, чтобы инструменты гармонично звучали. Когда произведение исполняется без дирижера, ответственность за своевременное вступление и единое дыхание оркестра ложится на плечи концертмейстера. Моя обязанность – помогать дирижеру в работе с программой, которая будет исполняться на концертах. При игре сводного оркестра – совместить все группы, обсудить штрихи, приемы исполнения, согласовать всё это с дирижерами. То есть, это работа, связанная с музыкой и техникой исполнения.

– В коллективе 55 музыкантов. Это 55 личностей, профессионалов, 55 характеров. Трудно управляться с коллективом и каждым в отдельности?

– Оркестр делится на группы – домры, балалайки, баяны, духовые и ударные инструменты. У каждой группы есть свой концертмейстер, все они мне подчиняются. Сейчас мы готовимся к фестивалю, и у нас проходят разводные репетиции. Моя задача – чтобы все группы занимались одним делом, делали музыку в едином, как говорится, порыве.

Маргарита Бернгардт1.jpg

– А в целом, есть ли какие-то профессиональные сложности работы в оркестре?

– Конечно! Мы в консерватории чем занимаемся? Играем сольно. Там ты долго вычищаешь партию, учишь ее, по полгода играешь одно и то же, на концерте исполняешь ее наизусть. В оркестре все иначе: другие скорости, постоянно новые программы, так что приходится переучиваться. В Европе музыкантов сразу делят – отдельно учат на солистов и оркестрантов. Еще во время обучения все привыкают к определенной работе. У нас же все сначала пытаются солировать. Ведь их пять лет учили быть солистами, а работать пришлось в оркестре... Поэтому концертмейстеру необходим сильный характер. Чтобы находить общий язык, мягко доносить свои пожелания до музыкантов. Здесь необходим и опыт, и практика...

– В симфоническом оркестре концертмейстер – это всегда скрипка. А в народном?

– В народном – домра. По положению это удобно – мы находимся на сцене рядом с дирижером, ему проще с нами общаться. Да и не бывает такого, чтобы домристы в каком-либо произведении вовсе не играли.

«Оркестровый музыкант – особая история. Оркестровые музыканты всегда должны следовать воспринимать и понимать образ, созданный дирижером, и следовать ему – настроению, атмосфере, которая, по мнению дирижера, должна быть. Не все даже очень талантливые музыканты, могут играть в оркестре. Они должны уметь слушать всё, что звучит вокруг, и извлекать то настроение, которое от них требуется...».

Концертмейстер Русского академического оркестра Маргарита Бернгардт

– Наверное, ни один оркестр «за Уралом и до Владивостока» не играет так много современной музыки, как Русский Академический оркестр Новосибирской филармонии! На какую, по-вашему, всё же больше откликается новосибирская публика?

– Наши дирижеры считают, что мы должны играть как классику, поскольку коллектив носит звание «академический», так и современную музыку, и оригинальные произведения. Владимир Поликарпович Гусев приветствует молодых композиторов. Он в этом отношении человек очень продвинутый. А вот второй дирижер, Рустам Дильмухаметов, гениально работает с классикой. Наверное, поэтому она у нас «приближена к симфоническому звучанию». В принципе, вкусы у публики абсолютно разные. Но очень многое зависит от подачи самого музыканта. К нам часто приезжает балалаечник Андрей Горбачев. Он как раз играет современные мелодии и подает их так, что публика буквально влюбляется в исполнителя, и эту музыку безоговорочно принимает.

Маргарита Бернгардт2.jpg

– А в свободное время вы слушайте музыку, или хочется от нее отдохнуть?

– Заканчивается концерт, и хочется тишины. Устаю настолько, что иногда мечтаю убежать далеко-далеко, скрыться от любых звуков. Но это ненадолго! Я много времени провожу в дороге, в разъездах, поэтому в моем смартфоне всегда много музыки. В основном симфонической – Чайковский, Рахманинов.... Но если нужно познакомиться с современной музыкой, которую мы должны будем играть, я обязательно закачиваю ее в телефон.

– За время существования фестиваля возникло ли у вас желание – сыграть какое-то произведение, которое еще не звучало со сцены? Или, может, у вас есть есть оригинальные фестивальные идеи?

– Что касается программы, ее в основном придумывают дирижеры. Порой мы начинаем роптать – зачем и почему? Но в результате оказывается: как здорово, что мы взяли именно это произведение! Так случилось с «Классической симфонией» Сергея Прокофьева на прошлом фестивале. Мы ее сыграли блестяще! Можно сказать, это был эталон звучания для нашего оркестра! Как концертмейстер хочу высказать пожелание. В этот раз у нас на сцену выйдет сводный оркестр, составленный из двух коллективов. А мне бы хотелось, чтобы на фестивале произошло соединение разных национальных инструментов – белорусских, казахских, украинских... Это был бы очень любопытный опыт.

– Чем же Русский академический оркестр в этот раз собирается удивлять публику?

– В первую очередь, своей классичностью, волшебным звуком, великолепной техникой. И, как о нас говорят, – академичностью. Изюминкой станет сольное пение под соло гитары. Испанские мотивы в исполнении артистки НОВАТа Ирины Новиковой – наш сюрприз ценителям хорошей музыки. «Алиготе», «Дитя Луны» – эти песни она поет просто потрясающе! А в заключительном концерте Николай Лоскуткин исполнит «Песню Еремки» и композиции военные лет. Одним словом, это будет настоящий праздник народной музыки! И вам, дорогие наши слушатели, нужно прийти и порадоваться вместе с нами, музыкантами. Не сомневаюсь – вы будет в восторге!

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

ВЫНОС.jpg

Камерный зал филармонии

25 февраля, 19.00. Академический оркестр казахских народных инструментов имени Таттимбета; Русский камерный оркестр (г. Барнаул).

26 февраля, 19.00. Тувинский национальный оркестр; Красноярский филармонический русский оркестр имени А.Ю. Бардина

Государственный концертный зал им. А.М. Каца

27 февраля, 19.00. Национальный академический народный оркестр Республики Беларусь имени И. Жиновича; Русский академический оркестр Новосибирской филармонии.

28 февраля, 19.00. Заключительный концерт – сводный Оркестр участников фестиваля.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 151