«Красный факел» встретил зиму спектаклем «Авантюристы»

«Красный факел» встретил зиму спектаклем «Авантюристы»
13 Декабря 2017

Небывалое доселе соединение Драмы, Фарса, Музыки, Танца, Цирка, Эксцентрики, Черной и Белой магии – в новой комедии на сцене «Красного факела»!

Интриги, путаница, юмор, масса смешных ситуаций, череда недоразумений и неожиданная развязка... В субботу, 9 декабря, в театре «Красный факел» состоялась одна из самых главных и ожидаемых премьер этой зимы. Режиссер Константин Колесник представил свою новую работу – спектакль «Авантюристы».

Главные герои – Жорж и Ирина Калоярские. Она – актриса и певица, он – режиссер, актер и чечеточник. Впрочем, они могут выдавать себя за кого угодно! Русские эмигранты в Париже начала XX века используют свой актерский талант и водят за нос миллионеров, устраивая целые представления, чтобы выманить у них деньги. Но наши авантюристы не мошенники, они – романтики. Деньги для них лишь средство для достижения мечты: создать собственный спектакль и вернуться на Родину. И ради этого они готовы на многое! А вот последует ли в итоге разоблачение героев – зрители узнают лишь перед последним, финальным, аккордом.

Почти серьезная комедия

Комедия перед новогодними праздниками появляется в репертуаре «Красного факела» раз в два года – и вот как раз ее время пришло. Своих «Авантюристов» по пьесе Алена Вернье и Владимира Глазкова представляет Константин Колесник, известный нашим театралам по спектаклям «Жанна», «Всё о женщинах», «Всё о мужчинах», «Двойная игра»... Как признается режиссер, тема эмиграции стала едва ли не решающей при выборе пьесы, ведь «только любовь и искусство дают силы жить без дома и без родины».

Константин Колесник умеет смешить до упаду, сохраняя уныло-серьезное выражение лица. Он умеет веселиться, шутить и при этом вызывать грустные мысли. Но он не только комик – он глубокий драматический, даже трагический, актер. Кумиром зрительской молодежи он стал благодаря своему умению смеяться над собой и миром и вместе с тем без занудства, легко проговаривать очень серьезные вещи. О таких серьезных вещах мы и поговорили с режиссером перед премьерой.

2.jpg

– Константин, чем вызван ваш интерес к мемуарам, которые легли в основу пьесы Алена Вернье?

– Дело в том, что любой театр хочет иметь в своем репертуаре коммерческую постановку. Зрителям предлагаются различные английские, французские, американские комедии, которые не всегда, может быть, сопрягаются с нашей ментальностью, жизнью, реалиями. Когда я искал материал для постановки в «Красном факеле», случайно наткнулся на «Авантюристов». Меня зацепила тема актеров, оказавшихся в эмиграции. Тема людей, которые при помощи своего мастерства и авантюрного склада характера занимаются зарабатыванием денег, используя махинации, переодевания и перевоплощения. Это очень близкая для нас история – родная и для актеров, и для зрителей. В результате получился веселый и одновременно глубокий по смыслу спектакль.

8.JPG

– Эту историю называют полуправдой – полувымыслом. Вы сами верите, что она действительно произошла сто лет назад?

– Когда я исследовал эпоху русской эмиграции 20-х годов, искал те или иные отсылки к этой истории, обнаружил немало похожих сюжетов, произошедших на самом деле. «Мата Хари по-русски» Надежда Васильевна Плевицкая. Когда она пела жалостливые баллады о тяжелой крестьянской жизни, Николай II опускал голову и рыдал в голос, не стесняясь своих сановников и министров! Ее состояние исчислялось миллионами, она купалась в лучах славы. Но осенью 1917-го все закончилось. После революции певица со своим мужем – генералом белой армии Николаем Скоблиным, уехали в эмиграцию. Плевицкая давала концерты по всем странам, где поселились русские эмигранты: пела в Финляндии, Болгарии, США и многих других странах. Но она тосковала по Родине, и о таких ее настроениях стало известно советским спецслужбам. Пара была завербована, они стали агентами ОГПУ. В 30-е годы бывшую звезду императорских подмостков судили, она умерла в тюрьме. Таких историй довольно много: люди уезжали в эмиграцию, зачастую не находили себя в творческом плане. Как и нашим героям, им приходилось заниматься совершенно обыденными вещами...

3.jpg

– Насколько трудно было воссоздать эпоху 20-х?

– Не очень трудно. Потому что это одна из любимых моих эпох, я серьезно в нее погрузился, занимался исследованием литературы начала прошлого века. К тому же, мы не занимались реконструкций того времени – мы занимались стилизацией. Тем не менее, вы увидите тип, характерный для той эпохи: он будет отображен и в костюмах, и в музыке, и в декорациях. В основе – стиль модерн, но мы сделали более современным звучание, более функциональными костюмы. Да и ритм спектакля – мощный, напористый – свойственен эпохе перелома веков. Я думаю, у нас получилось создать атмосферу рубежа XX столетия.

– В спектакле больше комедийных или мелодраматических акцентов?

– «Авантюристы» – комедия в чистом виде! Комедия масочная, с элементами игрового театра, многожанровая. В ней есть нотки ностальгические и романтические, связанные с желанием героев вернуться домой, на родину. Но самая главная тема – авантюризм, присущий людям их профессии: когда нужно выживать, но нет возможности использовать профессию по прямому предназначению. И весь свой актерский потенциал, весь свой талант пускают на одурачивание окружающих. И делают это с юмором, очень ярко и красиво.


–  У вас уже несколько режиссерских работ – комедия, драма, фарс. Вы для себя определились, с каким жанром хотите работать?

– Вы знаете, моя режиссерская карьера еще не так велика, чтобы сказать однозначно, в каком жанре мне комфортнее работать. Каждый спектакль для меня своего рода школа.  Мне одинаково интересно погружаться в экспериментальный театр, исследовать исторические тексты. И так же интересно работать с комедией или тонкой психологической структурой, связанной с актерской природой. Вообще, комедия – это очень сложный жанр. Самый сложный, с которым я сталкивался. Это сложно технически, сложно по-актерски – добиться нужного эффекта, сложно по-зрительски – в конечном результате услышать смех.

– А что бы хотелось поставить, ели бы вам предложили карт-бланш?

4.JPG

– Я бы с удовольствием занялся сложными текстами и попытался реализовать их на сцене. Но не все театры сегодня готовы работать с серьезной драматургией – чаще требуется какой-то легкий жанр. Тем не менее, я думаю, мы добились интересного сочетания: серьезное отношение к комедии у нас соседствует с очень легкой, воздушной историей. Я считаю, это сочетание самое важное и нужное для этого жанра.

Театр плюс театр

Что касается музыки и танцев, то уже в самой пьесе есть ремарка: «Время действия: 20-е годы нашего века – время джаза». Это действительно была эпоха высшего расцвета джазовой культуры, главной отличительной особенностью которой всегда считалась импровизация исполнения. К тому же в 20-е годы родился свинг со своей удивительной ритмичностью и живостью. Ну а самыми популярными танцами были, конечно же, фокстрот и чарльстон – для их исполнения необходимы были только две вещи – задор и хорошее настроение. Всё это ждет зрителей в спектакле, ведь в нем принимает участие известный новосибирский театр танца «Exordium»! Новаторский коллектив соединяет в себе драматическое, танцевальное и цирковое искусство. Его артисты – чемпионы мира и России, профессиональные танцоры, акробаты, работающие без страховки. Ребята сотрудничают с лучшими цирками мира, в том числе «Cirque du Soleil».

7.JPG

Впечатлениями от работы в уникальном проекте поделилась режиссер и хореограф многочисленных танцевальных ТВ-проектов, руководитель Театра Дарья Атрашкевич.

– Дарья, каков же итог совместного творчества двух театров?

– Получилась замечательная коллаборация драматических актеров и наших ребят! Это совершенно не наша стилистика: мы танцуем брейк-данс, уличные стили – поппинг, локинг, вэйвинг, фанк... У нас есть цирковые жанры. Конечно же, стилистика спектакля этого не подразумевала. Поэтому нам нужно было погрузиться в совершенно другую атмосферу – чарльстона. Очень быстрый, жесткий темп, но мы справились. Спектакль получился замечательный! Надеюсь, зрителям он тоже понравится.

– Вы довольны работой своих актеров?

– Ребята молодцы! Это для них новый этап: преодоление трудностей, профессиональный рост. Мы погрузились в эту эпоху, подтянули свое мастерство и подтянули коллег из «Красного факела»... У нас настолько плотный график, что ходить в театр совершенно нет времени. И было невероятным счастьем наблюдать из зрительного зала процесс рождения на свет «Авантюристов».

– Труппа «Красного факела» очень дружная. Ваши ребята прочувствовали эту атмосферу дружелюбия?

– Конечно! Мы работали, как одна семья! Сдружились, помогали друг другу в профессиональном плане. Актеры спрашивали у нас, как правильно воссоздать то или иное танцевальное движение, мы у них просили совета в плане драматургии – как лучше раскрыть того или иного персонажа. У всех остались очень приятные воспоминания от сотрудничества.

5.JPG

«На мой взгляд, синтез двух коллективов расширил для всех нас границы творчества. С большим удовольствием мы создавали хореографию, погружались в эпоху спектакля. «Авантюристы» – это больше чем история о хитрецах и выдумщиках, это история о таких же мечтателях, как и мы – о каждом, кто жаждет чего-то нового и неизвестного...».

Руководитель театра танца «Exordium»Дарья Атрашкевич

Ох, авантюра, авантюра...

Авантюристы, которые с помощью своего обаяния и остроумия обманывают людей, существовали всегда! Впрочем, каждый человек в какой-то мере авантюрист. В преддверии премьеры актеры, занятые в спектакле, рассказали о своей авантюрной сущности. А ввязаться в этот марафон нам помогла Ольга Куриленко.

ЕКАТЕРИНА МАКАРОВА – Ирина Калоярская

– Я росла в Академгородке в интеллигентной семье, поэтому глобальных авантюр в моей жизни не случалось. Но на автобусе зайцем порой раз ездила! В начальной школе, правда, я была еще той оторвой! Однажды мы с подружкой в школьном туалете увидели, что про нас написали какую-то гадость. И в отместку все стены исписали ругательствами, которые только знали! Нас тогда никто ни в чем не заподозрил, но мы все же опасались, что вызовет директор школы, приведут полицию, нас посадят в тюрьму. Я этот поступок не могла себе простить чуть ли не до старших классов. Сейчас точно ничего такого себе не позволяю...

ВИКТОР ЖЛУДОВ – Жорж Калоярский

–Юность у меня была богата на разного рода авантюры. Однажды поехали с друзьями на машине на Телецкое озеро и едва остались живы: справа от дороги крутой обрыв, слева – возвышение. И тут машина перевернулась. К нашему счастью, не в сторону обрыва. Но самая главная авантюра в моей жизни – выбор профессии. В школе я планировал заниматься спортом, хотел стать чемпионом мира по футболу или каратэ. Но, поддавшись внезапному порыву, подал документы в театральный. Авантюра завертелась! Она продолжается до сих пор, и я об этом совсем не жалею...

КОНСТАНТИН ТЕЛЕГИН – Клаудио Попетти

– Ох, авантюра, авантюра! Я очень часто делаю какие-то шаги, в которых не уверен. Создание «КаФе» в «Красном факеле», например. Это авантюра, потому что мы не были уверены, что всё получится. Спектакль «ЧУднЫе люди» – моя первая режиссерская работа, переезд в Новосибирск... Эти важные, судьбоносные для меня решения поначалу казались авантюрными, а сейчас они – моя жизнь...

6.JPG

В преддверии Нового года – 27 и 28 декабря Театр приглашает новосибирцев окунуться в мир интриг: именно на эти даты назначены следующие премьерные показы. А 6 января «Авантюристы» будут показаны на сцене Дома ученых Академгородка.

Лилия Вишневская. Фото автора и Фрола Подлесного


Просмотров: 1780