Иван Орлов: «Надеюсь, в нашей жизни самые невообразимые вещи станут возможными»

Иван Орлов: «Надеюсь, в нашей жизни самые невообразимые вещи станут возможными»
5 Декабря 2018

«Глобус» пригласил зрителей на свадьбу в стиле испанской эпохи Возрождения

Для большинства любовных историй свадьба – это финал повествования. Но в театре «Глобус» с нее всё только начинается! Главный герой Альдемаро на чужой свадьбе влюбляется в дочь богатого и знатного синьора. Под вымышленным именем в качестве учителя танцев он поступает в дом отца возлюбленной. С этой минуты начинается битва за счастье... В новом спектакле Ивана Орлова зрителей ждут испанские страсти, любовные интриги, масса сюжетных поворотов – недоразумений, споров, любовных перипетий и дуэлей. А еще – неоновые танцы под музыку Daft Punk!

Комедия плаща и шпаги

Сама жизнь Лопе де Вега похожа на авантюрный любовный роман: она была полна любовных приключений, перипетий и неожиданных поворотов не меньше, чем любая из написанных им пьес. Событий, которые он переживал, хватило бы на сотни человеческих судеб. Дамский угодник, безутешный вдовец, заботливый отец, придворный секретарь, слуга Святой инквизиции, поэт-лирик, драматург-реформатор, непревзойденный комедиограф – как много у него лиц! Может быть, поэтому в пьесе «Учитель танцев» есть все составляющие зрительского успеха: любовная линия, сюжетные хитросплетения, яркие комические образы, динамичное развитие событий, остроумные диалоги. Ну а главная тема произведения – поиск и обретение счастья, невзирая на жизненные трудности и несправедливости судьбы, актуальна во все времена...

Свой взгляд на классическую «комедию плаща и шпаги», широко распространенную в XVII веке, представил режиссер-постановщик театра «Глобус» Иван Орлов. Опираясь на классический текст, режиссер и его творческая команда перенесли место действия из эпохи Возрождения в современный диско-клуб.

– Сейчас поднимаются музыкальные жанры, которые изобретались еще в 80-х. И мы решили сделать «Учителя танцев» в модном стиле диско-фанк. Поэтому хореография в спектакле смешанная: современный танец, но с очень легкой игрой в эпоху. Безусловно, не обойдется без корриды. А начинается наш спектакль с батальной сцены на шпагах. Сегодня эту увлекательную вещь так редко можно увидеть в театре! И в нашей «комедии плаща и шпаги» от нее мы отказываться не хотим...

Кроме того, по словам режиссера, Лопе де Вега – большой мастер и хитрец, который сделал всё, чтобы мы, читая пьесу, до конца не понимали: не врет ли Альдемаро, что умеет танцевать? Ведь герой так лихо обходит все нюансы, связанные с танцем!

Г1.JPG

– Из истории мы знаем, что драматург писал «Учителя танцев» на определенного артиста, который, возможно, и не отличался выдающимися способностями в этом искусстве. И хотя наш Никита Сарычев фантастически, очень обаятельно двигается на сцене, мы так и оставляем вопрос: умеет ли «учитель танцев» танцевать? И это дает дополнительный юмористический подход к материалу.

«До прихода учителя танцев дом графа Альбериго жил войной – как существовали испанцы времен реконкисты. Но с течением этих трех дней этот маленький мир изменился так, что начал жить искусством, танцем. И танец, я считаю, несомненно, является одним из главных героев спектакля...».

Режиссер-постановщик Иван Орлов

Испанские страсти от Ивана Орлова

О поиске современного эквивалента «комедии плаща и шпаги», фантастических любовных интригах и о том, почему зрители имеют все шансы побывать на свадьбе в стиле испанской эпохи Возрождения, – рассказывает Иван Орлов. 

Г2.JPG

– Сегодня к пьесе «Учитель танцев» режиссеры обращаются нечасто. Старшее поколение хорошо помнит черно-белую телеверсию спектакля Центрального театра Советской армии с Владимиром Зельдиным в главной роли. А вот для молодых людей пьесу необходимо открывать. Почему ваш выбор пал на нее?

– Прежде всего, меня зацепила история молодой пары – Альдемаро и Флорелы, которые по определению не могут быть вместе. Но так как они сумасшедшие идеалисты и верят в невозможные вещи, то в финале становятся мужем и женой. Это история кастовости нашего общества, расслоения на богатых и бедных, которая была в Испании эпохи Возрождения, есть и в современной Испании, и в современной России. Чтобы добиться руки и сердца дочери мэра города Туделы, бедный дворянин, вернувшийся с войны, идет на безумный шаг: надевает маску фантастического столичного хореографа, который готов обучать танцам девиц из благочестивого знатного семейства. И вот с течением невероятных интриг влюбленные все-таки побеждают и становятся супругами. «Любовь найти поможет средство», – говорит Лопе де Вега. Мы наблюдаем столкновение возвышенного восприятия жизни и абсолютно реального, циничного, земного. Эта постоянная борьба проходит через каждую сцену, ситуацию, на уровне господ и слуг...

Г5.JPG

– Существует много переводов этой пьесы. Чей именно перевод оказался вам наиболее близок?

– Я читал несколько вариантов, но свой выбор остановил на переводе Татьяны Щепкиной-Куперник. Во-первых, это прекрасная поэзия. Во-вторых, сегодня просто архаический текст звучать не может. Поэтому надо найти такой ключ, чтобы он был абсолютно живым, современным. В своей работе мы руководствуемся, прежде всего, смыслом – длинные предложения необходимо вести через поэтически сложный текст, чтобы не потерять мысль. И текст Щепкиной-Куперник позволяет это сделать.

«Определенные темы, которые Лопе де Вега внедрял со всей отчаянностью своего времени, сегодня не считываются. Поэтому мы адаптировали текст, и оказалось, что пьеса – по тому конфликтному ряду, который предлагает автор, в сегодняшнем дне прекрасно работает и очевидных архаизмов, которые помешали бы развитию истории, здесь нет».

Режиссер-постановщик Иван Орлов

– «Учитель танцев» относится к жанру «комедии плаща и шпаги», широко распространенному в XVII веке. Прошли столетия. Интересен ли такой жанр современной публике?

Г3.jpg

– Нам было очень интересно найти современный эквивалент «комедии плаща и шпаги», чтобы она зазвучала сегодняшним языком. И на уровне текста, и на уровне визуального эффекта. У автора вся история разворачивается в течение трех дней. Начинается пьеса с помпезной свадьбы молодой девушки и старого человека (ситуация неравного брака) и заканчивается свадьбой сразу двух любящих пар. В спектакле мы обостряем ситуацию до предела: все события происходят на свадьбе. Более того, традиционно невеста и жених подготавливают какие-то сюрпризы гостям (например, танцуют или поют), и я подумал: а если все наши зрители будут приглашенными гостями на этом торжестве? И для них герои, которые поженятся в финале, разыграют на собственной свадьбе этот огромный спектакль. Надеюсь, зритель поймет и примет наши правила игры. Должно получиться яркое массовое действо. Хочется, чтобы было лихо, стремительно, музыкально!

– Главной движущей силой комедии является любовь. Практически все вокруг влюблены, ищут, жаждут любви, плетут любовные интриги…

– Мы исследуем разные виды любви, которые зачастую находятся в непримиримом конфликте друг с другом. Есть любовь счастливая, взаимная, как у центральной пары. Любовь отеческая, которая так пронзительно раскрывается в финале. Есть мотив любви безответной, есть любовь к своей способности любить. Наши герои в своей любви раскрываются по-разному... Очень важна в пьесе и тема семьи, потому что главными лицами, которые сталкиваются на сцене, являются сестры – старшая Фелисьяна и младшая Флорела. Там такой комплекс нажитых годами проблем, что хочется плакать и смеяться одновременно! Если младшая – любимица отца, то старшая не получила должной любви и внимания в семье, поэтому она беспредельно строптива. Фелисьяна ради своего счастья, ради своей жажды любви готова практически поработить сестру... Вдобавок на наших глазах происходит борьба мира идеалистов – Альдемаро и Флорелы, и мира жарких, страстных людей – таких как Фелисьяна, которые точно так же хотят жить, любить и готовы ради этого на любые, не всегда праведные, поступки. И мы уже видим столкновение созидательной любви-вдохновения и разрушительной любви-утоления...

Г4.JPG

– Как известно, Лопе де Вега в своих произведениях отражал собственные жизненные коллизии. Насколько вас коснулась магия гения, которого справедливо ставят в один ряд с Шекспиром и Чеховым?

– Без понимания масштаба личности этого человека сложно понять все правила игры, которыми насыщены его пьесы. Их написано около двух тысяч, и в каждом персонаже ты узнаешь личные ситуации самого автора, сохранившиеся в исторических документах. Поэтому первую встречу с артистами я начал с полуторачасового рассказа о жизни Лопе де Вега. Он был Дон Кихотом своего времени, романтиком, верящим в идеалы, над которыми все вокруг смеются и в которые никто не верит. И несмотря на все эти трудности, драматург бросает в общество вот такую комедию, верит в то, что, казалось бы, априори невозможно. Я уверен, что идеалисты все-таки побеждают в реальности, правда, на более длительную дистанцию. Надеюсь, эта история, как хорошая убедительная сказка, в людях прорастет. И в нашей жизни самые невообразимые вещи станут возможными!

Иван Орлов.JPG

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА». Иван Орлов. Родился в Москве, в 2013 году окончил режиссерский факультет РУТИ-ГИТИС (мастерская Л.Е. Хейфеца). Ставил спектакли в таких крупных театрах России, как: Государственный академический театр имени Моссовета, Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А. А. Брянцева, Красноярский ТЮЗ, Томский драматический театр... Лауреат IV Международного конкурса студенческих отрывков «Сценическая атмосфера» (2011) за работу над спектаклем в пьесе М. Дурненкова «Красная чашка» в номинации «За создание атмосферы современного абсурда». Участник режиссерских лабораторий в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (Москва), театре «Глобус» (Новосибирск), Театре драмы (Новокузнецк), ТЮЗе (Красноярск), Лаборатории Театра Наций (в музее Л.Н. Толстого в Ясной Поляне), Teatro Valle-Inclán (Мадрид).

В Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» поставил спектакли: «Любовь людей» Д. Богославского (2012); «Ворон» К. Гоцци (2014); «Птичка – на счастье!» по мотивам сказки М. Метерлинка «Синяя птица» (2014); «Звездный мальчик» по мотивам сказок О. Уайльда (2015); «Волшебник страны Оз» по мотивам Ф. Баума (2016); «Щука, Меля да Емеля» Н. Соболевой (2016); «Перья и хвосты» Я. Экхольма; танцевальный спектакль «Русланы и Людмилы» по мотивам поэмы А. Пушкина и «Учитель танцев» Лопе де Вега (2018).

С сентября 2014 года является штатным режиссером-постановщиком театра «Глобус», а также преподавателем кафедры мастерства актера и режиссуры Новосибирского государственного театрального института.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 200