Италия, Чайковский, Карло Колла

Италия, Чайковский, Карло Колла
3 Апреля 2019

Тайны закулисья раскрывают марионетки

В рамках VI Транссибирского арт-фестиваля в Новосибирск приехал один из старейших театральных коллективов Италии – театр марионеток «Карло Колла и сыновья». На сцене «Красного факела» уникальная труппа из Милана представила спектакль «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского. Гастроли знаменитого итальянского театра проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Кукольная легенда Италии

История труппы «Карло Колла и сыновья» ведет отсчет с первой половины XIX века, о чем свидетельствует отчетная книга семьи Колла, куда ежедневно с марта 1835 года заносят сведения о показанных представлениях и сопутствующих им сборах и расходах. Об этом 8 лет назад рассказывал 11 лет назад последний представитель династии – Эудженио Монти Колла. Во время своего первого визита в Новосибирск в 2011 году итальянская труппа давала оперу в куклах «Турандот» на сцене театра «Глобус».

По легенде, рождению театра способствовал сам Наполеон. Состоятельная семья торговцев-негоциантов Колла имела свой дворец в Милане и занималась поставками товаров для австрийской армии, под властью которой находилась тогда Италия. Когда страну оккупировали наполеоновские войска, Колла стали поставлять товар для французских войск. Вновь вернувшиеся к власти австрийцы изгнали семью преуспевающих коммерсантов из города, и те перебрались в неподвластную австрийцам область – Пьемонт. Единственным имуществом, которое осталось у семьи, оказался домашний кукольный театр марионеток. Не имея средств к существованию, представители некогда богатой династии стали разыгрывать представления в селах и городах. Фактически они создали передвижной кукольный театр, в котором марионетки не столько решали свои художественные задачи, сколько рассказывали последние новости в мире и стране. Случайный заработок вырос в профессию, ремесло преобразилось в искусство, а фамилия основателя стала династическим брендом, известным далеко за пределами солнечной Италии...

К1.JPG

К сожалению, на Эудженио Монти Колла род прервался, и сегодня в коллективе нет ни одного представителя известной фамилии.

Семья по духу

Нынешней весной в Новосибирск спектакли театра, ставшего одним из символов Милана, привез менеджер труппы, президент Ассоциации театров кукол Италии Пьеро Корбелла. Эудженио Монти Колла был его школьным учителем и буквально за руку привел парня в свой театр, чтобы показать, как прекрасен мир искусства. Сначала Пьеро поправлял булавочки на куклах, потом помогал их переодевать. Через год ему разрешили работать в качестве актера-кукловода.

Как считает сеньор Корбелла, преемственность поколений очень важна для театра – именно старшие поколения должны передавать молодым страсть к куклам. «Так было всегда, так происходило и в нашем театре».

– Колла – удивительная династия, которая передавала свое ремесло из рук в руки на протяжении нескольких поколений. Почти 200 лет наш театр был семейной традицией: в нем работали родственники по крови. Эудженио не оставил потомков, и когда последний Колла нас покинул, мы решили создать новый тип семьи. Мы – семья по духу. Мы вместе живем, вместе работаем. Наверное, поэтому из пришедшей к нам в театр молодежи остаются только те, кто полностью с нами совпадает, – рассказывает сеньор Корбелла.

К3.JPG

На родной сцене в Милане театр «Карло Колла и сыновья» работает три-четыре месяца в году, остальное время гастролирует. За годы своего существования труппа выпустила более 300 спектаклей, среди которых оперы, оперетты, балеты, басни, сказки, популярные романы, трагедии, комедии и сатирические пьесы, рассказывающие о социально-политических проблемах современной Италии.

Билеты на три показа «Спящей красавицы» в Новосибирске были проданы буквально за считанные часы. Чему сеньор Корбелла очень рад.

– С этим спектаклем мы ездим по всему миру. И вот наконец показываем его в России, в Новосибирске. Я безумно рад, что спектакль пройдет при полном аншлаге. Это означает, что язык марионетки универсален для всех. Вы видите этих кукол, и они вас очаровывают.

Танцы, танцы и... персонажи

Марионетки, как настоящие артисты, способны рассказать любую историю: у каждой из них свой характер, они могут играть самые разные роли, переодеваться в костюмы, носить парики и наклеивать бороды... Для этого были восстановлены исторические мастерские, существовавшие в театре «Карло Колло и сыновья» еще в XIX веке. В них кукольники сами создают марионеток, расписывают декорации, придумывают наряды для кукол, мастерят для них «драгоценности». При этом, как подчеркивает технический директор театра «Карло Колла и сыновья» Тициано Марколеджио, новые технологии не используются – мастера следуют традиции, но вырезают согласно канонам красоты текущего времени. Старые куклы, не отвечающие художественным критериям новых спектаклей, хранятся в музее. До того момента, пока им не найдется роль в новом спектакле. В коллекции театра около 3000 марионеток, более 8 тысяч костюмов и масса уникальных рукописных документов семьи Колла, начиная со дня основания.

К4.JPG

– У нас целый архив марионеток, более трех тысяч! – восклицает Тициано. – Они сделаны в разные периоды великими мастерами-кукольниками. Некоторые изготовлены в XIX веке и начале XX. Некоторые сделаны уже нами. Наш самый главный принцип: все, кто играет на сцене и заставляет двигаться марионеток, – одновременно и художники, и сценографы, и ремесленники. То есть, наших кукол мы делаем своими собственными руками. По тем схемам и рецептам и с теми материалами, с помощью которых они изготавливались 200 лет назад.

Тициано Марколеджио занимается техническими аспектами каждого спектакля, но по совместительству он еще и актер-марионеточник.

– Особенности наших спектаклей – это работа с большим количеством персонажей, между которыми возникают определенные взаимоотношения. На сцене в течение всего действа присутствует до 150 кукол. Эта традиция происходит от старейших театров, который существовали в Милане, и прежде всего Ла Скала. Во многом этот знаменитый театр, его режиссура и приемы повлияли на нас. Ведь именно кукольникам семьи Колла первым пришла в голову идея ставить в театре марионеток оперные спектакли. И через неделю после премьеры с «живыми» артистами на сцене знаменитого Ла Скала, опера, уже в кукольном исполнении, показывалась на сцене театра марионеток. Такое «переложение» привлекало не только итальянскую публику, но и иностранцев. Зрителями театра в разное время были Игорь Стравинский, Лукино Висконти и многие другие знаменитости.

По словам синьора Марколеджио, в отличие от России, где профессии кукловода обучают в театральных вузах, итальянским театрам кукол приходится готовить кадры самим.

К6.JPG

– В Италии нет как такового преподавания кукольного мастерства. Нет университетских и других учреждений, где обучались бы актеры-марионеточники. Поэтому, когда молодые актеры приходят в наш театр, мы берем их под свое крыло. Заботимся, чтобы каждую минуту они были с нами, следили за всем, что происходит на сцене. Зачастую, едва взглянув на актера, ты уже знаешь: с этим персонажем он справится, а с этим работать еще рано. Для нас научиться водить марионетку, двигать ее – всё равно что научиться играть на музыкальном инструменте. И таких «инструментов» у нас несколько сотен!

Мароионетки делаются из липы, самого эластичного дерева, а их руки, чтобы движения были изящными, – из ткани, которую набивают опилками или ватой. Глаза – из особого стекла, поэтому в них – живой блеск. Для нас это не куклы. Это живые существа: они оживают, когда ты вселяешь в них свою душу. Марионетки двигаются как танцоры – они играют балет. Невероятные ощущения! – говорит Тициано.

Мир фантазий и музыка Чайковского

Магическая книга волшебных сказок, которую оживили итальянские кукольники, провела нас в мир знакомых и таких любимых персонажей, промелькнувших в бесконечном потоке сменяющихся поколений... А чарующая музыка Чайковского увлекла в мир фантазий и иллюзий.

Франко Читто – актер-кукольник, марионеточник, сценограф. И уже год как является художественным руководителем театра «Карло Колла и сыновья». Как он утверждает, специфика кукольного театра марионеток – это, прежде всего, соединение трех элементов: непосредственно самого движения – пластики марионетки, музыки и текста, который слышит зритель. Кстати, специально для этой постановки была сделана озвучка голосами российскими артистами на радио «Орфей».

К7.JPG

– Когда Эудженио Монти Колла придумал эту пьесу в 2001 году, сделав собственную версию сказки великого Шарля Перро, он уже знал, какая будет музыка. Он не преследовал цель поставить балет Чайковского, для него было важно, чтобы музыка Чайковского помогала существовать персонажам. И эта музыка, как родная, ложилась на канву пьесы. Я очень рад, что сегодня в рамках нашего спектакля мы привезли музыку великого русского композитора в Россию. Она путешествовала с нами по всему миру и теперь прозвучит здесь.

Сказка в гостях у фестиваля

Фестивалю уже шесть лет. За это время он оброс связами, подружился со многими известными исполнителями, дирижерами, композиторами. Всемирную славу Форуму принесли уникальные проекты, в том числе – театральные. Нынешний Фестиваль отличают три важных театральных события: первое в его истории концертное исполнение оперы «Тангейзер» Вагнера; показ мультимедийного проекта «Черт, солдат и скрипка» с участием Андрея Макаревича, Владимира Познера и Дмитрия Ситковецкого на музыку Стравинского; и гастроли знаменитого миланского театра марионеток Carlo Colla & Figli. Все они, по словам директора Трассибирского арт-фестиваля Олега Белого, прекрасно вписались в программу Форума. Ведь 2019 год – Год театра в России.

– Я с нетерпением сам жду это представление. Думаю, и дети, и взрослые – каждый в нем найдет какой-то свой интерес. Получается, что сегодня фестиваль в гостях у сказки. Или сказка в гостях у фестиваля...

Организаторы уверяют, что новосибирцам очень повезло, что в наш город итальянский театр марионеток привез именно этот спектакль. Ведь Москва «Спящую красавицу» не увидит: 9 и 10 апреля на сцене столичного ТЮЗа будет представлена одна из самых популярных опер Дж. Пуччини «Турандот», которая входит в репертуар всех ведущих театров мира.

– Для того, чтобы звезды приехали на наш фестиваль, – говорит Олег Белый, – должны совпасть многие составляющие – время, место, желание и возможности. И когда всё это срастается, происходит чудо. Ведь то, что мы увидим в постановке миланского театра марионеток «Карло Колла и сыновья» – это настоящее чудо.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 299
Сказка про 3 поросят.jpg
3 октября.jpg
Ирина-Богушевская-А4-верт_кр_.jpg
09_846_астра-мед.jpg