Григорий Лифанов: «У всякой мистики есть фамилия, имя и отчество»

Григорий Лифанов: «У всякой мистики есть фамилия, имя и отчество»
3 Июля 2019

Спектакли Севастопольского русского драматического театра показали на сцене Музкома

В конце июня с успехом прошли обменные гастроли Новосибирского музыкального театра и Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского. Семь спектаклей привезли в столицу Сибири гости, семь спектаклей уехали на полуостров покорять тамошнюю публику. Праздник искусства закончился, но послевкусие он него останется надолго...


Биение времени

Впервые в Новосибирске на сцене Музкома выступил Севастопольский драматический театр им. А.В. Луначарского. Коллектив много ездит по стране, в его гастрольных афишах, как правило, произведения классиков – Достоевского, Толстого, Островского, Чехова, Булгакова... В этот раз «луначарцы» тоже привезли в столицу Сибири свои лучшие постановки. Так, в течение недели новосибирские зрители смогли познакомиться с уникальным современным театром, увидеть наиболее востребованные публикой и отмеченные призами различных театральных конкурсов спектакли – «Мастер и Маргарита», «Доходное место», «Анна Каренина», «Дядюшкин сон», «#Тодасё», «Самая рыжая сказка» и «Фабричная девчонка». Пять из них поставлены главным режиссером театра, дипломантом театральной премии «Золотая Маска» Григорием Лифановым. Его постановки украшают афишу многих театров страны и пользуются особым успехом у публики. Признанные мастера сцены называют работу с Григорием Лифановым событием, а критики – режиссером европейского уровня, уникально чувствующим биение сегодняшнего времени.

В рамках программы «Большие гастроли» российские зрители получили возможность увидеть лучшие постановки театров со всей страны – как спектакли, уже завоевавшие зрительское признание, так и премьеры. Масштабные гастроли проходят с полноценными декорациями, костюмами, полным актерским составом спектакля, участием звезд отечественного театра, предназначены для большой и малой сцены, для взрослой, семейной и детской аудитории. Таким образом, участвуя в глобальном обменном гастрольном процессе, региональные театры получают мощный заряд для дальнейшего своего развития и формируют единое театральное пространство России. Благодаря поддержке Министерства культуры РФ, межрегиональная программа «Большие гастроли» приобрела масштаб планомерной работы с впечатляющими показателями: в 2019 году в рамках этого проекта 154 театра покажут более 700 спектаклей в 72 регионах страны.

Далекое близкое

Накануне показов в Новосибирском Музыкальном театре прошла пресс-конференция, посвященная «Большим гастролям». Гости восхищались сибирским радушием, делились впечатлениями от столицы Сибири и рассказывали о гастрольных спектаклях.

– Новосибирск принадлежит к числу тех немногих городов, откуда люди приезжают к нам на премьеры! Все их можно легко перечислить: Екатеринбург, Воронеж, Санкт-Петербург, Москва, Хабаровск... Удивительные люди, которые любят театр до самозабвения, покупают билеты онлайн и прилетают к нам на два-три дня. Эти несколько месяцев, в течение которых готовились гастроли, стали настоящим наслаждением для всех нас. У вас замечательный театр. В нем работают изумительные люди. С ними легко и здорово. И мы надеемся, после того, как уже ступили на эту землю, что наше сотрудничество продолжится, – отметила завлит театра Аксинья Норманская.

«Впечатления от Новосибирска потрясающие! Город энергичный, яркий. Мы приехали ночью и сразу же проложили дорогу театру: прошлись по дорожкам парка, посмотрели фасад театра, в котором предстоит работать. Просторный зал, большая оркестровая яма, которую нужно перепрыгнуть прежде всего энергетически. Но для этого и нужны гастроли, чтобы учиться новому, пробовать новое...».

Засл. артист Республики Крым Илья Спина

А тем временем в Крыму...

«Луначарцы» уехали, а свою сцену отдали новосибирцам, – писали в эти дни крымские СМИ. Всё так и было. Поскольку #Большиегастроли проходят по принципу обменных гастролей, в Севастополь труппа Новосибирского музыкального театра повезла семь разножанровых спектаклей. Это «золотомасочный» мюзикл «Гадюка», водевиль «Женские хитрости, или как соблазнить мужчину», оперетта «Марица», мюзикл «Вий», музыкальная комедия «Ходжа Насреддин», а также спектакли для детей «Слоненок» и «Мэри Поппинс».

– Гастроли – это всегда очень волнительно, – считает заслуженный артист Республики Крым и заслуженный артист РФ Сергей Санаев. – Это всегда встреча с новым зрителем, всегда что-то необычное, всегда – определенный риск и преодоление трудностей... Но мы уверены: у нас всё получится, а вам всё понравится (смеется).

Каренина с продолжением

Чем же удивляли новосибирскую публику крымские артисты?

Сценическая постановка «Анны Карениной» в версии Григория Лифанова вызвала исключительно восторженные отклики публики. С актерами театра зрители еще раз пережили извечные муки выбора главной героини. И хотя спектакль масштабный, идет более трех часов, он вовсе не тяжеловесный в плане восприятия. Наверное, поэтому неизменно собирает аншлаги как в родном театре, так и в гастрольных турах.

ГЛ1.jpg

– К сожалению, современная молодежь стала меньше читать, – рассказывает Григорий Лифанов. – «Анна Каренина» – одна из жемчужин творчества Льва Николаевича Толстого – роман большой, насыщенный событиями. Мы понимали, что должны взять на себя момент авторства: что-то урезать, что-то – добавить. Поэтому отнеслись к этому произведению как к миссии. Для нас важны были все сюжетные линии, и мы попытались их максимально сохранить. Кроме того, старались максимально сохранить интонацию Толстого, а в костюмах – следовать эпохе. Для нас это было очень серьезное исследование. В итоге все настолько увлеклись романом, что высказали идею – сделать вторую часть. Мы лишь по касательной прошли линию Левина и Кити, а потом решили, что ее нужно продолжить...

Через год после премьеры «Анны Карениной» в театре вышел спектакль «Идеальная любовь», где очень подробно рассказана история молодых людей. С этим спектаклем «луначарцы» ездили на фестиваль Толстого, который ежегодно проходит в Ясной Поляне, и получили заслуженные слова одобрения от театральной публики.

Сюрпризы Булгакова – и не только

Бессмертный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в сценическом решении Григория Лифанова как никогда уместен в современном мире: мистика и любовь, добро и зло, реальность и вымысел. Всё переплелось и запуталось! Разобраться в собственных чувствах и вспомнить знаменитые фразы из великого произведения, ставшие крылатыми, помогает зрителям великолепная игра актеров, незаурядный режиссерский подход. И, конечно же, мистические мотивы, которыми буквально пропитано произведение Булгакова. Кстати, что касается мистики: на это у режиссера-постановщика есть собственный, вовсе не мистический взгляд.

– Меня часто спрашивают: не страшно ли было браться за постановку «Мастера и Маргариты»? Ведь с этим произведением связаны десятки мистических историй, которые случались в процессе съемок фильмов на «мотивы»... Нет, не страшно. Я считаю, мистика случается только при условии человеческого фактора. У каждого мистического момента на площадке есть фамилия, имя и отчество. У нас в театре очень хорошо организован производственный процесс. Так что, хотя в спектакле много трюковых моментов, пока обходится без происшествий. Тут, наверное, надо постучать по дереву? (смеется).

ГЛ2.jpg

Как считает Григорий Лифанов, Булгаков преподносит сюрпризы и в плане новых необычных площадок. «Спасибо ему за это, иначе мы не смогли бы расти профессионально», – уверен главный режиссер.

«#Тодасё» да прочее

«Самая рыжая сказка» – настоящий музыкальный сюрприз для маленьких зрителей! В этой сказке происходят удивительные превращения: робкие становятся героями, недруги – хорошими друзьями, а тот, кто считал себя некрасивым, преображается в удивительно прекрасного человека!

– Добрая музыкальная сказка переносит ребят в мир чудес, показывает забавные и смешные ситуации. В спектакле много веселых песен и танцев, актеры даже играют с ребятами, выбегая со сцены в зрительный зал, – поясняет режиссер-постановщик Ольга Лукашевич.

Комедия «Доходное место» Григория Лифанова по повести Александра Островского рассказывает зрителям об извечной теме зависимости человека от любви от денег, заставляет задуматься над вопросом искушения и верности своим убеждениям. А на сцену выходят знакомые всем герои повести в исполнении артистов Севастопольского театра...

Спектакль «Дядюшкин сон», поставленный режиссером Василием Сениным, является воспроизведением фантасмагорического мира Федора Достоевского, где каждый желает быть кукловодом, но не куклой. И готов пойти на любые ухищрения, чтобы манипулировать людьми в своих интересах. «Дядюшкин сон» – замечательное произведение Достоевского, прекрасные актерские работы», – отмечает главный режиссер театра.

«Фабричная девчонка» драматурга Александра Володина также поставлена Григорием Лифановым. В этой старой доброй сказке главная героиня Женя борется за свое право на личную жизнь. В далекие 50-е годы поразившая всех своей достоверностью и правдивостью пьеса была поставлена во многих театрах страны. «Это трогательная ретро-история, которую мы посвятили нашим мамам», – делится режиссер-постановщик.

Комедия «#Тодасё» по мотивам произведения Антона Чехова поставлена режиссером Никитой Гриншпуном. Работа вошла в лонг-лист спектаклей, номинированных на «Золотую Маску», а также стала участником различных фестивалей. В основу комедии положены сразу шесть рассказов русского писателя, которые раскрывают тонкости нашего социума сразу с нескольких сторон. Спектакль сделан непохожим на типичный рассказ Чехова и одновременно похожим на него – глубиной восприятия окружающего мира.

О классике и современности

Севастопольский драмтеатр отличает богатая история и приверженность классическому репертуару. Как говорят «луначарцы», иногда нужно оглянуться, вновь, говоря высокопарно, припасть к истокам, чтобы обновить сегодняшнюю, слишком новорожденную, слишком сиюминутную правду. Ибо нельзя отметать всё, что было прежде, и начинать с нуля. Колесо изобретать в очередной раз бессмысленно. Хотя бы потому, что изобрети квадратное – оно не поедет.

– Наше кредо – не переиначивать классическую литературу, трепетно относиться к слову. Потому что мы лишь посредники в общении писателя или драматурга со зрителем, – считает Григорий Лифанов. И добавляет: – У нас замечательные спектакли, замечательная талантливая профессиональная труппа. Одним словом, нам есть чем гордиться...

ГЛ3.jpg

Ну а тех новосибирских театралов, кто не смог прийти на спектакли Севастопольского драматического театра имени Луначарского, артисты приглашают на свои репертуарные постановки и на будущие премьеры. «Ведь это только кажется, что наши города находятся далеко друг от друга, на самом деле – очень близко», – говорят они...

Лилия Вишневская


Просмотров: 683