Глеб Фильштинский: «Спектакль о балетмейстере и о мире, который он создал»

Глеб Фильштинский: «Спектакль о балетмейстере и о мире, который он создал»
26 Сентября 2018

Новосибирский оперный театр представил новую работу известного российского хореографа Михаила Мессерера – балет «Коппелия». 22 и 23 сентября зрители, пришедшие на спектакль, насладились великолепным актерским исполнением, а также увидели всё самое любимое в балетной классике: изысканную хореографию, блистательных танцоров, великолепные костюмы, сказочные декорации и волшебную игру световых эффектов. Два вечера подряд на сцене НОВАТа танцевали звезды российского балета – солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев...


Трогательная история ожившей куклы

Балет французского композитора Лео Делиба «Коппелия» не теряет популярности с момента своего создания. Сюжет его восходит к новелле Гофмана «Песочный человек» – о юноше, влюбившемся в механическую куклу, созданную искусным мастером Коппелиусом. Балетмейстер Артур Сен-Леон и Шарль Нюитер при написании либретто переосмыслили мрачную гофмановскую историю и создали изящную комедию о ссоре и примирении влюбленных: в ней главная героиня – озорная Сванильда, находит остроумный способ проучить своего неверного жениха. Прошло почти 150 лет, но «Коппелия» по-прежнему остается одним из самых любимых классических балетов.

В Новосибирском оперном этот балет впервые был поставлен в 2001 году: хореограф Сергей Вихарев воссоздал постановку Мариинского театра от 1894 в хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти, а художник-постановщик Вячеслав Окунев восстановил оригинальную сценографию. Новосибирской «Коппелии» аплодировали Испания, Португалия, Япония, Таиланд...

Ф2.jpg

Прошло время, и «Коппелия» вернулась на сцену НОВАТа. Над спектаклем работала команда, в прошлом сезоне подарившая новосибирским зрителям волшебный балет «Золушка»: балетмейстер-хореограф Михаил Мессерер, художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский. В самой ожидаемой балетной премьере 74-го сезона классическая хореография сосуществует с современным высокотехнологичным сценическим решением. В «Коппелии» замечательная музыка Лео Делиба, яркие танцевальные номера, занимательная любовная история, добрый юмор и веселые игровые моменты, которые обязательно понравятся даже самым юным зрителям НОВАТа.

– Сегодня зрители во всем мире требуют классических балетных спектаклей со сложной пальцевой техникой у балерин и виртуозным мужским танцем – именно того, чем изобилует этот веселый, жизнерадостный балет. «Коппелия» – не только эталон чистой, классической хореографии, но и спектакль, на который можно пойти всей семьей. Такие балеты звучат актуально, современно. Они должны жить на сцене и радовать зрителя, – считает Михаил Мессерер.

«В классической балетной литературе существует всего несколько комедийных балетов, и важнейший среди них – «Коппелия. Когда я восстанавливал спектакль, редактируя сюжеты, мне думалось о том, как моя работа повлияет на развитие труппы. Труппа новосибирского театра находится сейчас на подъеме. И то, что меня пригласили поработать здесь, это большая честь для меня и большой интерес...».

Балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер

Цветы для «Коппелии»

Постановщики новой «Коппелии» в НОВАТе решили вернуть ореол сказочной таинственности как истории, так и мастеру Коппелиусу. По их задумке, мир «Коппелии» и все персонажи балета созданы самим Мастером.

В этом спектакле, как и в полюбившейся новосибирцам «Золушке», наряду с традиционными живописными использованы мультимедийные декорации, присутствуют видеопроекция и выразительные световые эффекты.

Перед премьерным показом нового балета режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский рассказал о техническом прогрессе и хореографии, а также о том, что следует соблюдать баланс между новыми технологиями и классическим танцем...

Ф1.jpg

– Глеб Вениаминович, что, по-вашему, значат сегодня технологии в театре оперы и балета?

– Технологии в театре оперы и балета сегодня значат ровно то же, что и 250 лет назад. Это инструменты, при помощи которых театр остается театром. Когда-то изобрели веревку и палку, с помощью которых наносили на холст краски. Сегодня изобрели, как с помощью видеопроекторов и компьютеров добиваться иллюзий. Список этих инструментов менялся, начиная с древнегреческого театра. Это абсолютно неостановимая вещь, обычный прогресс. Но суть остается та же – театр показывает зрителям спектакли.

Ф4.jpg

– Технологии не затмевают хореографию?

– И этому вопросу уже лет 250 (смеется). В театрах тех времен тоже говорили: этот задник слишком яркий, костюм слишком шикарный... Нет, не затмевают. Потому что и мастерство артистов, и прочтение хореографов, и то, что делает Михаил Мессерер – всё это тоже выходит на качественно другой уровень. Не должно затмевать, я думаю. Если вам кажется, что затмевает – это только наша ошибка. Надо всегда сохранять баланс...

– А на чье мнение вы опираетесь, чтобы сохранить этот баланс?

– Прежде всего на мнение Михаила Григорьевича Мессерера. На мнение Вячеслава Окунева и собственные ощущения. А еще на то, что вижу сейчас на предварительном показе. В зале и дети, и взрослые. Смотрю на их реакцию – как они воспринимают то, что происходит на сцене...

– Что касается пола: почему он такой скрипучий? Понятно, что по нему стучат сапогами, но ведь скрип раздается...

– Знаете, это тоже давняя проблема. Раньше стучали по деревянному полу, потом – по тряпичному. Теперь скрипят по линолеуму. Поймите, если это будет идеальный скользкий «лед», по которому танцоры будут двигаются бесшумно, они попросту не удержатся на сцене и будут скатываться в яму. Это такая закономерность. На флейте играют – клапанами стучат. Вы же не спрашиваете музыкантов – зачем стучат? Балерина танцует на пуантах, они стучат и скрипят. Это неизбежно. Хотя и стараются подбирать разные смазывающие составы: когда поменьше, когда побольше накладывают на пол. Но чтобы балет двигался абсолютно бесшумно – такого не бывает.

– Вам было интересно делать волшебную сказку для детей и для взрослых? И каков ваш вклад в создании этого чуда?

– «Коппелия» – уникальный балетный материал. Михаил Мессерер не только его переосмыслил – он нашел свою «Коппелию», он любит этих кукол-артистов. А дальше всё очень просто: я придумал этот кукольный мир – такой, каким он выглядит в мечтах его создателя.

Ф3.jpg

– Говорят, что комедию делать труднее. Это правда?

– Думаю, да. Труднее (задумывается). Конечно труднее. Трагедия – дело такое: ножом в сердце – и уже жалко. А тут, поди добейся, чтобы было смешно.

– Довольны результатом своей работы?

– Сегодня только сдача, генеральная репетиция. Еще нет того дыхания премьеры, которое завораживает. Всё будет завтра. Завтра мы поймем – успех или провал, цветы или помидоры. Но на всякий случай несите цветы! (смеется).

Ф5.jpg

«Коппелиус – главный герой, творец, который создал этот мир танцующих кукол, запустил этот механизм. Он одновременно и любит, и испытывает своих кукол-артистов. Это спектакль о балетмейстере и его Вселенной». 

Режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский

«Коппелия» в постановке Новосибирского оперного – восхищенная и благодарная дань столичному «императорскому» балету с его роскошными декорациями, замысловатой машинерией, яркими костюмами и виртуозными танцами. Новый балет дополнит репертуар НОВАТа, адресованный самым юным зрителям, и станет прекрасным поводом для семейного посещения театра.

Лилия Вишневская


Просмотров: 601