Денис Азаров: «Знающие меня люди, даже увидев на афише слово «детектив», заподозрят, что тут не всё так просто»

Денис Азаров: «Знающие меня люди, даже увидев на афише слово «детектив», заподозрят, что тут не всё так просто»
16 Января 2019

В новогодние праздники на сцене Дома ученых театр «Красный факел» показал спектакль-триллер

Последняя премьера уходящего года в театре «Красный факел» порадовала любителей детективного жанра. В уединенный особняк, в котором проживают пять женщин, прибывает полицейский. Всё действие происходит на кухне: здесь жарятся самые настоящие стейки и одновременно ведется расследование. Допросы разбавляют сцены с участием гувернанток, которые готовят вечернюю трапезу: иногда готовка превращается в полуэротический танец, а иногда в настоящее безумство – с мукой, тестом, мясом и взбитыми сливками. В конце концов, убийство убийством, а ужин никто не отменял. Итак, ножи заточены, мясо доходит в духовке, стол накрыт – «Странный ужин инспектора Раффинга» готов. Приятного вечера, господа!

Тайна «Вороньего хутора»

Пьесы драматурга Дона Нигро ставятся во всех странах мира: его «Анима мунди» и «Темные сонеты дамы» были номинированы на получение Национальной премии за спектакль Национального репертуарного театра! А вот в России его стали ставить совсем недавно. Между тем, по словам переводчика Виктора Вебера, это «самый русский из американских драматургов». Он любит и знает русскую литературу, у него есть цикл пьес о Пушкине, Гоголе, Чехове... И вот в конце 2018 года пьеса «Рейвенскрофт», за последние сезоны вышедшая в нескольких театрах нашей страны, заняла достойное место в репертуаре новосибирского «Красного факела».

«Боюсь, мне придется задать вам несколько вопросов...». Уже первой фразой инспектор запустил чудовищный механизм лжи! А вдруг, разгадывая причину гибели мужчин в таинственном особняке, он сам станет новой жертвой? И от кого из этих благообразных дам ждать удара в спину? Аккуратнее, мистер Раффинг: здесь только вы, они и... много, слишком много кухонных ножей!

Р1.jpg

Так что же произошло в благородном семействе, спросите вы? Несчастный случай или хорошо продуманное убийство? Посторонних в особняке не было, преступление могла совершить только одна женщина. «Вороний хутор», а именно так дословно переводится название особняка «Рейвенскрофт», не желает раскрывать свои секреты! Чудовищное нагромождение лжи, уверток, хитросплетений. Агата Кристи отдыхает, ведь с такой буйной женской фантазией даже сам Эркюль Пуаро никогда бы не справился. А инспектор Раффинг очень даже справляется. И напряженность расследования прекрасно уживается с легкостью и веселостью текста.

Дон Нигро предлагает нам классическую детективную завязку: все герои находятся в замкнутом пространстве и каждый знает только малую часть общей страшной правды. Собрать ее всю целиком предстоит следователю, попавшему на самый странный ужин в своей жизни. Ну и, как положено качественному закрытому детективу, развязка действа совершенно неожиданная. Будь это только пьеса, такая концовка вполне устроила бы читателя, но зрители точно вышли бы из зала с чувством легкой неудовлетворенности. Московский Режиссер Денис Азаров, поставивший на большой сцене «Красного факела» эту  пьесу Дона Нигро, прекрасно это понимает и добавляет еще один поворот сюжета, гарантирующий бурю аплодисментов...

\Р2.jpg

«Самое интересное в работе с «Красным факелом» – его актеры. У меня раньше было два таких театра: родной мне «Гоголь-центр» и Волковский театр в Ярославле, где я проработал два года. И вот теперь третий – «Красный факел». Это театр с потрясающе отзывчивой, чуткой, интеллигентной труппой...».

Режиссер Денис Азаров

Триллер «Тарантино»

Как уверяет режиссер, жанр детектива изначально его никогда не интересовал, поэтому спектакль на полпути поменял свой жанр, превратившись в триллер.

В завязке это классический детектив с классическим трупом. Расследовать события приезжает инспектор, у него пять подозреваемых, пять женщин. Во время странного ужина инспектору нужно выяснить, кто виноват в смерти хозяина дома. Но чем ближе он подходит к развязке, тем запутанней становится история. Начинается всё традиционно, дальше в спектакле мы уходим в другой жанр, это скорее триллер. А второй акт я вообще условно называю «Тарантино»...

Р3.jpg

С театром «Красный факел» Денис Азаров работает впервые. «В этом вся сложная судьба режиссера-фрилансера», – поясняет наш гость.

– Однажды Александр Прокопьевич Кулябин попал на мой спектакль в театре «Гоголь-центр». Он его посмотрел, решил пригласить меня поработать, и у нас начались переговоры. Мы много перебрали материала: что-то предлагал я, что-то – «Красный факел». Но в конечном итоге сошлись на этой пьесе – она оказалась интересна всем!

В заключение беседы режиссер признался, что предпочитает работать с современной драматургией.

– Я поклонник обэриутов, и моя мечта – поставить спектакль по Андрею Платонову. Но директор театра «Красный факел» предложил эту пьесу, а я всегда за то, чтобы пробовать новое. И знающие меня люди, даже увидев на афише слово «детектив», всё равно заподозрят, что тут не всё так просто...

 «В «Красный факел» я приеду с удовольствием, потому что это реально отличная труппа. Ты даешь актерам «раз», а они сами дают тебе «два, три и четыре». Надеюсь, что мы еще поработаем, потому что обсуждались уже какие-то конкретные названия на будущее. А что у нас получится, это как Бог на душу ляжет, посмотрим...».

Режиссер Денис Азаров

Эти женщины – ну просто хитрые лисы!

С одной стороны, детектив на театральной  сцене не самый частый гость. С другой – где, как ни на театральной сцене, зритель может проследить за нитью расследования?!

Р4.jpg

– Я за всю свою актерскую жизнь первый раз участвую в детективной истории, в нашем театре их для постановки берут очень редко, – рассказывает исполнитель роли инспектора Раффинга Олег Майборода. Для меня как для актера данный  опыт оказался полезным. Скажу вам честно: это очень  взбадривает мозг! И распутывать клубочек на сцене оказалось не так-то просто – даже при том, что я знаю сюжет...

По словам актера, труппа достаточно серьезно поработала с текстом.

– Мы перелопатили практически всю пьесу – постарались сделать её интереснее, чем она написана. Теперь любопытно будет узнать, какой будет реакция зрителей. Ну и, конечно, приятно находиться на сцене в обществе пяти прекрасных дам, которые, хитрые лисы, стараются свернуть тебе мозги. Причем все пятеро, одновременно! Это очень сложно, но и очень здорово! Для меня важно, что эта история состоялась, несмотря ни на что. 

\Р6.jpg 

В заключение отметим, что спектакль получился красивым, стильным и даже смешным, как и обещала постановочная группа. Ну а следить за ходом событий и вдыхать аромат свежеприготовленного мяса  в следующий раз зрители смогут на большой сцене «Красного факела» 24 января и 3 февраля.

Денис Азаров. Российский театральный режиссер. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Иосифа Райхельгауза).\

Р5.jpg

Фото: "Геликон опера"

В 2007 году на базе Академии хорового искусства им. В. Попова  создал оперную студию «Московский молодежный оперный дом», где выпустил ряд драматических и опернызх спектаклей. В 2012 году принял участие в лаборатории «Транскрипция» на проекте «Платформа», а также был одним из режиссеров открытия второго сезона «Платформы». В 2013 году становится резидентом экспериментальной программы Центра им. В. Мейерхольда «Blackbox». C 2014 по 2016 год – режиссер Первого академического драмтеатра им. Ф. Волкова (Ярославль).

В качестве второго режиссера участвовал в постановках спектаклей Кирилла Серебренникова («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова в Большом театре и «Американская Лулу» О. Нойверт в берлинской «Комише опер»).

В 2016 году осуществил мировую премьеру оперы А. Сергунина «Доктор Гааз» в «Геликон опере»: получил 6 номинаций российской театральной премии «Золотая Маска», в том числе «Лучшая работа режиссера в опере».

Работы Дениса Азарова – участники российских и международных фестивалей, в том числе «Декабрьские вечера» (Саров), «Oldenburger Promenade» (Ольденбург, Германия), «Durence Luberon Festival» (Франция). Самые известные его постановки: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому в Саровском драмтеатре; «Елка у Ивановых» по А. Введенскому в Гоголь-центре; «Вий» Н. Ворожбит в Центре драматургии и режиссуры; «Руслан и Людмила» по А. Пушкину – для Дирекции проекта «Открытая сцена»;«Ромео и Джульетта. Версия» по У. Шекспиру в Театре им. М.Н. Ермоловой; «На дне» М. Горького в театральном центре «Хитровка»; «Москва-Петушки» по В. Ерофееву, «Гроза» А. Островского, «Ревизор» Н. Гоголя в Театре им. Ф. Волкова в Ярославле; «Шведская спичка» по А. Чехову в Дубровнике (Хорватия)... 

Лауреат премии «Поддержки театральных инициатив» Театра Наций, стипендиат Министерства Культуры РФ.

Лилия Вишневская


Просмотров: 731