Английская история на русский лад

Английская история на русский лад
20 Ноября 2019

Маленьким новосибирцам вернули балет «Три поросенка»

Балет «Три поросенка» вновь на сцене НОВАТа! Забавная, добрая сказка на музыку Санат Кибировой впервые была представлена на большой сцене в 1991 году и долгие годы радовала юных зрителей. И вот в ноябре спектакль снова вернулся в Новосибирский оперный – теперь уже в зал имени Исидора Зака. И маленькие театралы снова увидели, как беззаботные озорники-поросята и их лесные друзья победили голодного, но не такого уж злого и страшного Волка.

Сказка о дружбе

Вам расскажет эта сказка про ленивых Поросят

И о том, что труд и дружба всё на свете победят...

Весело и дружно жили три Поросенка – Ниф, Нуф и их сестренка Нафа. Однажды они решили отправиться в лес на прогулку. Шли-шли и не заметили, как наступила ночь. Прижавшись друг к другу, Поросята уснули. А рано утром на опушке леса, где расположились маленькие шалуны, начала кипеть работа. Это неутомимые Муравьи, Белка-хлопотунья и колючий Ежик задумали строить себе на зиму теплый, надежный дом.

– Вы примите нас, ребята, –

Попросили Поросята. –

Мы поможем вам втроем

Дружно строить новый дом...

«Ладно, только, чур, не шуметь, – предупреждает их Ежик, – услышит вас Волк, тогда всем несдобровать». И Поросята тоже принимаются за работу. Вот только очень скоро это занятие им надоедает – куда приятнее веселиться и бездельничать! И, позабыв обо всем на свете, они начинают бегать по лесу, гоняться за Бабочками. Веселая троица так расшумелась, что разбудила Волка. Заспанный, голодный и очень сердитый, он вылез из-за кустов. Что делать? Поросята в ужасе бросились наутек, а за ними, ломая колючий кустарник и лязгая зубами, погнался Волк.

Шум погони донесся до опушки леса. Дружные строители всполошились – надо выручать из беды глупых Поросят! И едва только Волк появляется, как навстречу ему выбегает ощетинившийся Ежик, выползают Муравьи, Белка осыпает его градом орехов и шишек. От неожиданности Серый растерялся, испугался и угодил в капкан. И вдруг стал таким жалким, несчастным и... совсем-совсем нестрашным.

Тем временем Поросята, придя в себя от испуга, поняли, что поступили очень и очень плохо, убежав от друзей. А звери поняли, что очень-очень плохо поступили с Волком. Сжалившись, лесные жители накормили его вкусной кашей, а потом все вместе взялись за дело и построили большой крепкий дом... Ведь в сказках всегда должно побеждать добро и дружба!

Сцена без кулис

Восстановлением хореографии «Трех поросят» занималась Заслуженная артистка РСФСР Нина Фуралева. Вся творческая биография Нины Ивановны связана с Новосибирским государственным театром оперы и балета. С первых сезонов работы, с 1955 года, в ее репертуар вошли характерные и классические партии: Сан Шенму («Драгоценный фонарь лотоса»), Фея Карабосс («Спящая красавица»), Девушка («Ленинградская поэма»), Тереза («Пламя Парижа»), Колдунья («Сильфида»), Солистка («Болеро»), Молодая цыганка («Каменный цветок»)... После завершения сольной карьеры Нина Фуралева преподавала в Новосибирском хореографическом училище. Сегодня она – педагог-репетитор балетной труппы НОВАТа.

– Я получаю огромное удовольствие, когда наблюдаю за реакцией детей на этот спектакль, – делится с нами Нина Фуралева. – Они кричат, смеются, ведут себя очень непосредственно...

2.jpg

Несмотря на то, что сама хореография балета несложная, танец у Бабочек требует высокого профессионального мастерства, поскольку он танцуется «на пальцах». Кроме того, участникам этого действа необходимо продемонстрировать свое актерское мастерство: умение быть органичным в роли, правдиво сыграть удивление, радость, испуг, другие эмоции.

 – Конечно, молодым артистам балета поначалу трудно осознать всё это, но когда они входят в спектакль, то начинают чувствовать себя более свободно, импровизируют и шалят на сцене, отчего получают большое удовольствие, – рассказывает Нина Фуралева.

Прославленный педагог-репетитор отметила, что при восстановлении балета на Малой сцене были немалые сложности, связанные в основном с тем, что в зале имени Исидора Зака нет кулис и задника, «а ведь нужно, чтобы перемещения артистов вне действия были незаметны». Выход нашли художники – они создали на сцене настоящий сказочный лес, который скрывает всё, что зрители не должны видеть.

Бабочки в душе

Роль Волка в спектакле исполняют три солиста оперного театра: Константин Алексенцев, Юрий Зиннуров и Максим Гришенков.

Перед первым премьерным показом Константин Алексенцев отметил, что не хотел бы, чтобы его персонаж был страшным и злобным, ведь главное для актера, исполняющего эту роль, – не испугать маленьких зрителей. «Мой Волк – большой романтик: у него в душе порхают бабочки, он рад веселиться и озорничать вместе со всеми. А злой он только потому, что голодный», – поясняет артист. И рассказывает, каким видит своего персонажа.

1.jpg

– Мне посчастливилось уже на второй год работы в театре станцевать эту партию. Мои предшественники были большие Волки – в прямом смысле слова. Высокие артисты, мощные, сильные. Я первый маленький Волк – хрупкий, невысокий. Поэтому мой персонаж романтичный, добрый, трогательный. Он радуется добру, веселью, мечтает иметь друзей. А злой, потому что голодный...

Добро всегда побеждает, – уверен Константин. «А у нас есть всё – и дружба, и взаимовыручка. Поэтому интерпретация сказки несколько иная и финал более жизнерадостный. И когда в концовке Волк появляется с цветами, танцует вместе с Бабочками, дети сами начинают вскакивать с места и танцевать».

Солист считает, что на этой партии лежит большая ответственность. Потому что дети – самые честные зрители – их не обмануть.

– Если ты с ними искренен, значит, и они тебе верят, и в твоего героя верят. Если чуть-чуть схалтурил – то и реакция, соответственно, будет другая. Это очень большая ответственность – играть для детей...

В репертуаре Константина Алексенцева яркие партии на большой сцене: Голубая птица и Кот в «Спящейя красавице» Чайковского,), Юродивый в «Юноне и Авось», исполнитель вставного па де де в «Жизеле» Адама, Первый Бандит в «Кармен», Юноша – в «Снах под свинцовым небом»... И Меркуцио – в «Ромео и Джульетте». Но в этой партии актер словно возвращается в детство, поэтому и считает роль Волка одной из своих самых любимых.

– Я просто обожаю эту партию! Я расцветаю на сцене. Наверное, потому, что я здесь такой, какой я есть в жизни, – делится эмоциями солист НОВАТа.

Умница Нафа

В детском балете, как и во взрослом, задействовано несколько составов. Озорных лентяев-поросят Нифа и Нуфа играют Илья Соломонов и Дмитрий Железняк, Милан Воронюк и Владислав Мартьянов. В роли их милой, ответственной и заботливой сестры Нафы выступают Екатерина Забровская и Елизавета Баранникова. Елизавета на большой сцене танцует практически все кордебалетные партии и народные номера. Из сольных – Аниту в «Пер Гюнте»...

3.jpg

Солистка пояснила необычную трактовку этой сказки. Ведь нам известна история про трех братьев. А здесь – два брата и сестренка. «Это очень правильно, – считает Елизавета, – ведь девочка сдерживает пыл двух своих шаловливых братцев. Если бы их было трое, они бы разорили весь лес!».

– Нафа несет ответственность за всех Поросят, поэтому она обязательная и строгая. В то же время милая и жизнерадостная – веселится и дурачится вместе с братьями. Но в отличие от них знает меру. А еще она очень добрая. Вместе с ней и я люблю всех героев балета – всех жителей нашего маленького леса! 

5.jpg

Елизавета призналась, что ей очень нравится партия Нафы – в ней хорошо раскрывается актерский потенциал. Хотя партия не такая легкая, как кажется. Для детей вообще играть трудно.

– Детский балет должен быть очень натуральным. Детей невозможно обмануть – они всегда поймут и почувствуют, если ты делаешь что-то неправильно или слишком наигранно. Они всё видят своим чистым, незапыленным взглядом. Поэтому, чтобы рассмешить ребенка или вызвать его на ответные чувства, нужно очень постараться. Он должен поверить – что ты и вправду Поросенок. Или Бабочка...

Всё, как случается у детей

Восстанавливал декорации художник-постановщик и сценограф Тимур Гуляев. Новосибирский зритель знает его по работам в спектакле «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, а также детских опер НОВАТа.

Задача предстояла нелегкая, ведь необходимо было восстановить эскизы костюмов, декораций... Да практически весь реквизит!

– На моей памяти, а работаю я в театре более 20 лет, «Трех поросят» регулярно ремонтировали: наводили косметику, приводили в порядок то одно, то другое. За долгие годы спектакль поистрепался, и в таком виде уже просто не мог существовать. В нашу задачу входило не только восстановить то, что было, но и освежить, чтобы зритель всё увидел в ярких красках и в новом свете.

– Спектакль не должен быть застиранным и скучным. Он должен быть живой. Чтобы было ощущение детского праздника – с музыкой, шалостями, танцами, беготней, драками. Как это бывает у детей, – говорит Тимур Гуляев.

Постановщики стремились максимально повторить старую версию, использовав всю имеющуюся информацию о спектакле, но при этом сделать так, чтобы ни одна деталь ни в костюмах, ни в декорациях не осталась прежней, без новых украшений. Теперь костюмы более яркие, а декорации – более сказочные.

4.jpg

– Когда вся гурьба бегает между деревьями, создается образ живого леса, возникает эффект 3D, – рассказывает Тимур. – Кроме этого, мы решили использовать стационарную видеопроекцию и различные световые эффекты. На первом этаже у нас лес, на втором – небо: то ночное, то дневное. Благодаря новейшим технологиям изменился весь облик спектакля, но при этом он остается всё таким же узнаваемым...

Долгие, горячие зрительские аплодисменты и первые отзывы о спектакле показали, что балетная сказка «Три поросенка» – отличный способ познакомить самых маленьких зрителей с искусством балета. А еще это – прекрасный повод для семейного похода в театр.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 535