Александр Балуев: «Самого себя я не играю нигде. Не такой я самовлюбленный человек, чтобы навязывать себя зрителю»

Александр Балуев: «Самого себя я не играю нигде. Не такой я самовлюбленный человек, чтобы навязывать себя зрителю»
5 Июля 2017

Генерал ФСБ в фильме «Олигарх», майор Платов из «Спецназа», Никита Градов в «Московской саге», оперативник Шапито из сериала «Шаповалов», наконец, кадровый офицер Ларичев из всенародно любимой киноленты «Благословите женщину»... Это лишь толика великолепно сыгранных выдающимся российским актером Александром Балуевым ролей. Его талант позволяет удачно вживаться и в роль криминального авторитета, и высокопоставленного олигарха, и рокового соблазнителя...

Суперменистый и обаятельный Балуев – это наше женское всё. Недаром режиссеры так стараются подчеркнуть его мужественность при помощи военной формы. Правда, Александр Николаевич в один момент зарекся ее надевать, но этот актерский обет порой нарушает. Как, например, в сериале «Шаповалов». «Что поделаешь: мундир мне действительно идет, и режиссеры часто этим пользуются», – говорит он.

В Новосибирском драматическом театре «Красный факел» сыгран юбилейный – 120-й спектакль по пьесе М.Ю. Лермонтова «Маскарад». И в 90 раз в образе Евгения Арбенина на сцену вышел Александр Балуев. Семь лет подряд ради этой роли он приезжает в Новосибирск, радуя зрителей своей игрой. В беседе с журналистом «Бумеранга» известный российский актер рассказал о своих режиссерских работах, заявил, что не боится старости, и признался, что терпеть не может оружия.

2.JPG

– С 2010 года в «Красном факеле» вы играете Арбенина. И каждый раз в зале аншлаг. Это понятно – где еще новосибирцы могут увидеть звезду...

– Ну да, кроме «Маскарада», нигде. Но скоро я привезу к вам еще один спектакль. Называется «ВДВ – Всем добрый вечер!». Смешная вещь. У нас предполагается тур по городам Сибири: Омск – Томск – Новосибирск – Барнаул. Планируем его на следующую осень.

– Не скучно столько лет подряд играть одного героя?

– Однозначно нет. Это же не Мурзилка! Против Мурзилки я тоже ничего не имею – образно говоря, мы часто играем «мурзилок» по сценарию, бывают и похуже роли. А это всё-таки Лермонтов. Это очень талантливый, на мой взгляд, режиссер Тимофей Кулябин. Это прекрасный коллектив театра. Да и сам театр технически очень хорош. Я человек бродячий... Немножко играю в Ленкоме – последние четыре года в спектакле «Небесные странники» по пьесе Чехова. Но в основном брожу по городам, весям, странам и континентам. У меня нет собственного театрального пристанища. А в Новосибирск я приезжаю, как домой – на всё готовое, чего, в принципе, у артиста быть не должно. Здесь у меня своя гримерка, к спектаклю выглажены костюмы, реквизит в порядке. Это, признаться, приятненько и удобненько...

– Со временем ваш герой изменился? То есть, Арбенин 2010 года и нынешний – это разные люди?

3.jpg

– Скорее всего, да. Я сам, когда только начинал играть в вашем театре, был другим человеком. Приехал практически неподготовленным – с нуля, как белый лист. Пьесу, конечно, знал, предварительно ее перечитал, но о конкретном спектакле не имел представления – он был выпущен до меня. Подготовился к роли за четыре дня – меня буквально внедрили в структуру спектакля. Было очень тяжело, но и очень полезно. Прибыл я весь такой звездный, всё могущий, всё умеющий, как мне тогда казалось. Гастролер, одним словом... В один миг меня поставили на определенное место, еще раз показывая, что всегда и к любой роли надо прикладывать труд. Вообще, любое существование на сцене, как бы мне того ни хотелось, это немалый и серьезный труд...

– Вы из категории лентяев?!

– Да, признаюсь: я ленив (смеется).

Образ «героя в погонах» практически неотрывно преследует ваши самые известные и популярные роли в кино. С одной стороны, как вы утверждаете, это вас основательно достало. Но с другой – вы очень органично смотритесь в военной форме. Гены сыграли свою роль?

– Вовсе нет. У меня отец военный, но военный продвинутый. Он, может, и надеялся, что я пойду по его стопам, однако не настаивал. Не заставлял, образно говоря, «ходить строем», не устраивал ранних побудок, да и особой дисциплины у меня не было – она сама приобрелась с годами. Я с детства не любил оружия, не играл в «Зарницу» – это моя самая нелюбимая игра в пионерской юности! Не видел я никакого смысла в беготне по лесу стадами – синие и красные. Когда ты зачем-то должен догонять и срывать погоны у своих друзей-врагов. Нам выдавали деревянные автоматы, которые почему-то напоминали немецкие шмайсеры. Воспитание советского поколения – так это называлось! И этот бред мне категорически не нравился. Я до сих пор не люблю держать в руках оружие. Но пришлось: и носить форму, и маршировать, и научиться стрелять...

– Каким же было ваше детство, если  без муштры и побудок?

– Счастливым (смеется). Дружил с девочками, играл в куклы, потом занялся спортом – хоккеем, футболом. Класса до девятого хотел стать врачом, причем обязательно хирургом – чтобы спасать людей. Но потом, видимо, у меня в голове что-то щелкнуло, и я решил поступать в Школу-студию МХАТ. И с треском провалился. Что делать? Пошел работать на «Мосфильм» помощником осветителя. Благо, в запасе у меня оказалось 2 года: мальчиком я был развитым, в школу меня отдали в 6 лет, окончил я ее в 16. Но со второго раза всё-таки поступил.

– А чем вы покорили приемную комиссию, как думаете?

4.jpg

– Для меня до сих пор это остается загадкой! Но, исходя из собственных наблюдений, могу предположить, что виной всему... преемственность. Педагоги год за годом набирают студентов не просто способных, талантливых. Они привязываются к какому-то типажу – человеческому, визуальному. Видимо, я был на кого-то похож из предыдущего выпуска, кого-то напоминал. Потому что особыми дарованиями и музыкальными успехами я похвастаться не могу. Ну, если не считать незаконченной музыкальной школы. Но это, скорее, не успех, а наоборот.

– Каждый ваш герой, кроме чересчур лиричного Аркадия из фильма «Две женщины», человек достаточно жесткий, уверенный в себе, с мощным внутренним стержнем. У него своя правда, нравится она окружающим или нет. В каком из ваших персонажей больше Александра Балуева-человека?

– Самого себя я не играю нигде! Я не настолько самовлюбленный организм, чтобы навязывать себя зрителю. Я лицедей – мне интересно играть те ситуации, в которых я никогда не оказывался и не окажусь в реальной жизни. Я пытаюсь ухватиться за ту черту, которую, мне дает драматург. Хватаюсь, выискивая в своем персонаже – не в себе! – нужные качества, и потом – уже для себя самого – стараюсь найти оправдание, почему мой герой совершает тот или иной поступок. Но ведь это работа любого актера...

«Я стараюсь играть истории или характеры, которые ко мне имеют, в общем, довольно отдаленное отношение. Поэтому мне интересно это играть. Если бы это было похоже на мою жизнь – какой смысл?»… Актер Александр Балуев

– Тем не менее, в каких-то ролях вас больше, а в каких-то – меньше... Приходилось ли основательно ломать себя ради образа?

– Нет, никогда. Не я выбираю себе героя – режиссеры давно определили мой типаж. Поэтому и не дают мне роль Ромео. Да и не собираюсь я его играть! По крайней мере, в ближайшем будущем. Правда, кто поотважнее – та же Алла Сурикова, например, иногда подбрасывает инее комедийных персонажей. Что бывает значительно реже, чем те же военные истории.

– Ваши последние режиссерские работы – это желание попробовать себя в новой ипостаси или далеко идущие планы – сменить профессию?

– Свою работу я очень люблю и пока в ней не разочаровался. Другое дело, с годами возможности играть становится меньше – не так уж много в сценариях прописано возрастных ролей. Но от этого никуда не денешься! Что касается моих режиссерских изысков, это, отчасти, несогласие с тем, что происходит в мире на театральной сцене, отчасти – особенности возраста: рано или поздно наступает момент, когда хочется сказать свое веское режиссерское слово...

– Тем не менее, из трех своих спектаклей в Новосибирск вы везете не драматическую историю, а комедийную «ВДВ».

– Выбирал не я, а прокатчики. Они считают, что сибирякам в театре интереснее посмеяться и похохотать, нежели загружать себя извечным вопросом «быть или не быть». Против смеха от души я ничего не имею. Хотя с удовольствием привез бы и «Территорию страсти», и «Признание». «Территорию» мы уже четыре года возим по всей России, ее видел даже Израиль. А «Признание» у нас посмотрели только Москва и Питер. Что касается сюжета «ВДВ», он впервые был обыгран в новогодней комедии «Кушать подано, или Осторожно, любовь!». Картина снималась в Киеве в 2005 году. Были времена, когда на Украине к юмору как-то относились... Вот по этой забавной истории мы сделали спектакль.

6 Петр  1.jpg

– Есть ли ощущение некой недоигранности? Может, мечтали сыграть конкретного героя или какой-то образ, а пока не довелось?

– Такого нет. Может, потому что я себя вовремя остановил от всяких мечт. Или потому, что переиграл множество ролей, особенно в театре – начиная от Калигулы и заканчивая Дювалем в «Даме с камелиями». Вообще, каждая роль, которая случается помимо твоей воли, это полезно для тебя как актера! И правильно. В этом есть некая логика твоего существования в той или иной истории, исключающая только твое желание, которое может быть ошибочным. Например, хочу я сыграть короля Лира. Но, может, я не должен этого делать, потому что в данный момент внутренне не готов к роли? И наоборот. Разве я мог представить, что когда-нибудь буду играть Арбенина в «Маскараде»?!

– Да никто не мог представить...

– Вот идите... А волею судеб – играю. И это ценнее для меня, нежели просто мое желание, которое я теперь легко могу осуществить. Когда сам себе режиссер.   

«...Человек умирает тогда, когда хочет. Мы сами решаем, когда нам уйти. А это, как правило, происходит, когда жить становится либо неинтересно, либо незачем. Если у тебя есть какие-то незавершенные дела на этой земле, ты не умрешь...»

7 Спецназ.jpg

– Вы предвидите то время, когда вас по каким-то причинам перестанут снимать?

– Если так случится, уйду и роптать не буду: Я прекрасно понимаю, что у каждого времени свои герои и, соответственно, свои актеры. Поверьте: я найду, чем заняться. Так что, никаких перемен в судьбе не боюсь. Главное – достойно их встретить. А пока хочу как можно дольше вызывать интерес у зрителя. И как актер, и как режиссер.

Актер Александр Балуев

– Перемен вы не боитесь. А чего боитесь?

– Да ничего я не боюсь!

– Здорово! И ожидаемо. Но всё же – реально чего вы боитесь?

– Реально? Войны боюсь.

– Ну а с остальным мы как-то справимся...

Беседовала Лилия Вишневская. Фото автора и из архива театра

 


Просмотров: 981