Волшебная сказка для детей и взрослых

Волшебная сказка для детей и взрослых
23 Мая 2018

В НОВАТе прошли премьеры первого 3D-спектакля «Золушка» по эскизам 1945 года

Хореограф Михаил Мессерер совместно с художниками Вячеславом Окуневым и Глебом Фильштинским воссоздали на большой сцене Новосибирского оперного исторический Балет Победы – спектакль 1945 года, поставленный в Большом театре балетмейстером Ростиславом Захаровыми и художником Петром Вильямсом. В заключительной премьере 19 мая в балете Сергея Прокофьева в роли Принца на сцену НОВАТа вышел Иван Васильев.

Балет Победы

Замысел сказочного балета родился у Прокофьева зимой 1940 года. Летом 1943 года в Перми, где работал тогда Кировский театр, гениальная работа была завершена. Композитор создавал свою «Золушку» в лучших национальных традициях: ее партитура отличается подлинной танцевальностью, мелодичностью, классические балетные формы сочетаются с «вальсовой стихией», столь характерной для русских балетов. Но самое главное, Прокофьев стремился как можно человечнее раскрыть темы старой сказки и не раз повторял, что для него Золушка «не только сказочный персонаж, но и живой человек – чувствующий, переживающий, волнующий нас».

З2.JPG

Случилось так, что впервые «Золушка» увидела свет рампы в Москве на сцене Большого театра в памятный 1945 год. Как праздничный салют Победе воспринимался этот спектакль, воспевавший торжество справедливости и гуманизма над злом и ненавистью. И поставлен он был с большим размахом и небывалой щедростью. «Золушка» принадлежит к числу произведений, которые, едва родившись, сразу становятся классическими», – написал после премьеры Александр Таиров...

На зрителей первой послевоенной премьеры праздничная роскошь «Золушки» произвела неизгладимое впечатление: после невзгод военного времени они попали в волшебную сказку, возвратились в детство. Такое настроение хотели сохранить и создатели новой версии, которую новосибирцы увидели в эти майские дни.

– Ростислав Захаров и Петр Вильямс создали балет-праздник, пронизанный радостным воодушевлением первых послевоенных дней. Мы хотели сохранить это настроение и подарить зрителям волшебную сказку, которая очарует современных детей и взрослых. Поэтому взяв все лучшее, что было в исторической постановке – эталонную хореографию и яркое художественное решение, мы обогатили ее достижениями современных сценических технологий, – отмечает художественный руководитель театра Владимир Кехман.

З1.JPG

«Балет «Золушка» в сценографии Петра Вильямса – не совсем французская сказка, в ней прослеживается русская линия. Прокофьев говорил, что представляет свой балет как «русскую Золушку елизаветинских времен». И его мнение учли в 1945 году: декорации Вильямса отсылали к интерьерам дворцов Петергофа и Павловска. А в роскошных платьях и париках, изящных деталях обстановки есть намеки на русскую дворцовую эстетику XVIII века...»

Балетная классика и инновации

Вдохновляясь эскизами Петра Вильямса, народный художник России Вячеслав Окунев и режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский создали сценическое оформление, применяя современные цифровые технологии. В новом балете впервые используются 3D-эффекты: театральное волшебство творится с помощью видеоарта, костюмы и реквизит существуют на сцене как в традиционных живописных, так и в «живых» мультимедийных декорациях. Изображение на нескольких прозрачных экранах мгновенно меняется, перенося действие из одной сказочной картины в другую.

З4.JPG

– Рожденный сразу после страшной войны, этот знаменитый спектакль освобождал зрителя от тягот и забот непростого времени, предлагал ему праздник, сказку, – цитирует слова Вячеслава Окунева пресс-служба НОВАТа. – Для своего времени это был прорыв! Зрителю открывалась гигантская 120-метровая панорама, когда Золушка бежит по дворцу, эффектные перемены, фейерверки. Настоящая феерия! Мы тоже надеялись сделать спектакль-праздник – неожиданный, интересный и абсолютно не будничный, рассказать эту историю в XXI веке, используя возможности нашего времени. Поэтому придумали перевести эскизы Вильямса в объемное пространство. Единственное, что мы себе позволили – при создании костюмов использовать некоторые современные материалы, которых в те времена просто не существовало...

– В Новосибирске такое оформление создано впервые. Вообще, это или первое, или одно из первых решений использования подобных эффектов 3D в балетном театре России. Работая над восстановлением «Золушки», мы поставили себя на место Петра Вильямса и подумали, как бы он действовал, имея современные технические возможности, – в свою очередь отмечает хореограф спектакля Михаил Мессерер.

Задумка удалась! Благодаря режиссеру мультимедиа Глебу Фильштинскому, в нарисованном помещении можно гулять, переходить из комнаты в комнату. Кроме того, в пресс-службе НОВАТа заверили, что проекционное оборудование, которое закупили для спектакля, будет использовано в новых постановках.

З3.JPG

Сохранить наследие

Легендарную хореографию Ростислава Захарова восстановил художественный руководитель балета Михайловского театра Михаил Мессерер. Знаменитый балетмейстер, в 2017 году поставивший «Золушку» на сцене родного театра, переносит свое произведение на новосибирскую сцену. Михаила Мессерера, принадлежащего к легендарной балетной семье Мессереров-Плисецких, любители балета любят и ценят: лишь недавно из репертуара НОВАТа ушла его постановка «Пламя Парижа», но спектакль «Жизель, или Вилисы» по-прежнему пользуется популярностью.

– Во всём мире сейчас ощущается жажда балетов с классической лексикой, со сложной пуантовой техникой и блеском мужских партий. И «Золушка» Ростислава Захарова – пример именно такой виртуозной хореографии. В ней есть благородная простота формы, предписанная классической традицией. Это наше наследие, которое мне хотелось сохранить, – приводит пресс-служба слова известного хореографа.

З5.jpg

Мотивируя восстановление спектакля «Золушка» Большого театра 1945 года, в своих многочисленных интервью Михаил Мессерер называет две важные даты: в 2016 году отмечалось 125-летие Сергея Прокофьева, а в 2017-м – 110-летие Ростислава Захарова. Сама же идея поставить «Золушку» принадлежит Владимиру Кехману, который счел, что этот балет обязательно должен быть в репертуаре НОВАТа. «Этот спектакль очень подходит вашему театру, который был открыт по окончании войны. И «Золушку» тоже сделали в 1945 году», – поясняет балетмейстер. Кроме того, по мнению Михаила Мессерера, хореография Захарова разнообразна и полна достоинств: «Танцы поставлены столь музыкально, кажется, что ничего лучше на эту музыку и сочинить-то невозможно. И я благодарен судьбе, что мне довелось восстановить работу Мастера».

... Нынешняя постановка «Золушки» войдет в историю театра как самый высокобюджетный спектакль, в котором задействованы около ста артистов – практически вся балетная труппа Новосибирского оперного! 16 мая главные партии исполнили солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев. 17 мая в Золушку и Принца перевоплотились молодые звезды новосибирской сцены Ксения Захарова и Николай Мальцев. В третьем премьерном показе в главных партиях выступили ведущая солистка НОВАТа Вера Сабанцева и премьер Михайловского театра Иван Васильев. Наши искренние поздравления артистам! И пусть чудесный балет Сергея Прокофьева еще долго-долго радует своей красотой и магией новосибирцев и гостей столицы Сибири.

З5.jpg

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 666