Под музыку Вивальди...

Под музыку Вивальди...
23 Марта 2017

16 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля выступил Джулиано Карминьола – уникальный скрипач и дирижер, апологет аутентичного исполнительства с мировой славой. Итальянский музыкант исполнил программу «Вивальдиссимо» вместе с Камерным оркестром Новосибирской государственной филармонии.

Большой бис Джулиано

Сегодня музыка Вивальди звучит в исполнении ведущих артистов, и серьезную роль в обретении ею известности играет Джулиано Карминьола. Среди любителей и профессионалов барочного музицирования авторитет итальянского скрипача непререкаем. В его исполнительской манере, по мнению критиков, техническое совершенство соседствует с исключительной эмоциональностью, его интерпретации сочинений Моцарта и Баха признаны эталонными, а записи удостоены многочисленных наград.

Д1.jpg

«Несколько лет назад я был в Нью-Йорке, и слушал, как Карминьола исполнял программу Вивальди, он оставил меня просто в шоке. Я приглашал его в течение трех лет и уверен, что наши струнники никогда подобного не видели. Для меня особая радость, что он нашел даты и дал концерт с нашим Камерным оркестром, который я очень люблю», – отметил художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин.

В этот вечер в программе «Вивальдиссимо» зритель услышал часть великого наследия Антонио Вивальди, среди которых малоизвестные широкой публике Симфония До мажор; Концерт для скрипки, струнных и basso-continuo Ре мажор. Завершили программу «Времена года» и большой бис.

«Для меня важно, чтобы музыка звучала в сердце»

Джулиано Карминьола – о музыке, скрипке, фестивале.

– Джулиано, какова ваша история участия в Транссибирском Арт-Фестивале?

– Лет 10-12 назад у меня случились замечательные гастроли – я исполнял «Времена года» Вивальди с «Венецианским барочным оркестром» в Нью-Йорке. После одного из выступлений я познакомился с Вадимом Репиным, он выказал мне свое восхищение прошедшим концертом. Это была огромная честь – получить комплимент от такого солиста, музыканта высочайшего уровня. Время пролетело быстро... Это не первый раз, когда Вадим приглашает меня участвовать в фестивале. К сожалению, сразу принять приглашение не получилось – у меня довольно плотный рабочий график, поэтому мы никак не могли найти дату, когда я был бы свободен. Наконец в этом году я сказал – да, хорошо, я могу, я приеду. Вадим воскликнул: «Божья матерь, неужели это сбудется?». Ну, или примерно так (смеется).

Д4.jpg

– И как вам Сибирь?

– Я был в России, много раз играл с Московским камерным оркестром «Musica Viva» – в зале Чайковского. Но к вам меня судьба занесла впервые. Конечно, первые впечатления шокирующие. В плане температур, разумеется (смеется). Представьте: только что я был в Клермон-Ферране, Париже, в цветущей весне, +17 градусов... И вот приезжаю в снега, мороз -15. Но эти «жертвы» оправдали мои ожидания. Несмотря на минус «за бортом», «внутри» и музыканты, и люди, которые со мной работали, в том числе команда организаторов, растопили этот лед с лихвой. Я познакомился с великолепным оркестром, я получаю огромное удовольствие от того, что мы с ними делаем. И я уже сказал Вадиму, что снова хочу вернуться  в Новосибирск, чтобы снова поработать с этими музыкантами.

– Вы можете сравнить оркестр «Музыка Вива» и камерный оркестр Новосибирской филармонии?

– Если честно, мне не хотелось бы этого делать. Все-таки у оркестра «Вива» специализация барочная и играют они барочный вариант. Камерный оркестр Новосибирской филармонии – совсем другой. Но чтобы играть музыку барочную, не обязательно иметь барочные струны и смычки – нужно быть профессионалами и обладать хорошими инструментами, чтобы передать всю прелесть музыки той эпохи. Музыканты вашего камерного оркестра – потрясающие! Они настолько с открытым мышлением, готовностью к пониманию музыки, что прекрасно подстраиваются и включаются в работу.

– Кто предложил вам на Фестивали сыграть именно Вивальди?

– Концертную программу составлял Вадим Репин, он и предложил мне сыграть Вивальди. Этот композитор сегодня очень популярен. Музыка у него прекрасная, она покоряет сердца слушателей по всему миру.

– У вас необычная манера держать смычок. Влияет ли это на качество звука и почему вы так его держите?

– Когда я играю барочную музыку в чистом виде – с барочными коллективами, я использую барочную скрипку и барочный смычок. Он другой формы, нежели классический: короче, у него определенные позиции. Фирено Видантус – скрипичный мастер XVIII века, не так известен в мире, как Амати, но все равно звучание его инструментов изумительное. Эту скрипку я купил лет 10 назад, на ней установлены специальные струны, мосты, которые дают специфическое барочное звучание. Но поскольку камерный оркестр будет играть на своих классических инструментах, я возьму скрипку Гварнери. А смычок – это своеобразный переход от барокко к современности. И я пытаюсь найти компромисс между позицией барочного смычка и современного.

Д3.jpg

– На сцене не будет дирижера. Вы ощущаете себя дирижером в данном случае?

– Больших дирижерских амбиций у меня нет, по крайней мере, за собой я такого не замечал (смеется). Мой музыкальный дирижерский мир ограничен. Я дирижирую небольшими произведениями – малые симфонии Моцарта, Гайдна. Я не вижу себя за дирижерским пультом, скажем, «Оды к радости» Бетховена. Я дирижирую ту музыку, где музыканты могут справиться и без дирижера (смеется). А в данном концерте с камерным оркестром я, прежде всего, музыкант, солист. Для меня важно, чтобы музыка звучала в сердце и тогда найдется тот, кто на нее откликнется.

Джулиано Карминьола. Дирижер, скрипач. Академик Королевской филармонической академии в Болонье и Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. Родился в Тревизо, музыке учился у отца, затем у Луиджи Ферро в Венеции, позже у Натана Мильштейна и Франко Гулли в Сиене, впоследствии – у Генрика Шеринга в Женеве. В 1973 году стал лауреатом ХХ Международного конкурса скрипачей имени Паганини. С этого момента начался взлет его карьеры. Ему открылись лучшие залы мира! Важными вехами его биографии стали совместные проекты с ансамблями Il Giardino Armonico, Sonatori della gioiosa Marca, Базельским камерным оркестром, Академией старинной музыки и Concerto Köln. Он сделал ряд записей на лейбле Deutsche Grammophon, в том числе – концерты для двух скрипок Вивальди с Викторией Мулловой и Венецианским барочным оркестром, все концерты Моцарта с Клаудио Аббадо и «Оркестром Моцарта», концерты Гайдна с Оркестром Елисейских Полей, малоизвестные концерты Вивальди с «Византийской академией» и Баха – с Concerto Köln.

Д2.jpg

Лилия Вишневская. Фото предоставлены Новосибирской филармонией


Просмотров: 1853