Россыпь самоцветов

Россыпь самоцветов
19 Июня 2019

Одноактные балеты на сцене НОВАТа

Репертуар НОВАТа к концу театрального сезона пополнился сразу тремя новыми постановками. Одноактные балеты «Класс-концерт», «Рубины» и «Тема с вариациями», объединенные Новосибирским оперным в единую программу созданных в ХХ веке постановок, с аншлагом прошли на большой сцене.

Спектакли «Рубины» и «Тема с вариациями» — творения величайшего хореографа прошлого столетия Джорджа Баланчина, основоположника американского классического балета. В своих постановках Джордж Баланчин вдохновлялся американским стилем, культурой Бродвея и Голливуда. Его поражало ощущение свободы, неограниченности, которое выплескивают на публику американские артисты. И этими ощущениям раскованности и несдерживаемости великий хореограф грузинского происхождения пользовался, работая уже в балетном мире Америки, где сами движения артистов больше, шире.

«В театральных труппах Америки каждый артист балета обладает своей трактовкой движений. Такой четкости, синхронности, слаженности движений, как, например, в балетной труппе НОВАТа, мы не увидим. Каждый американский артист балета имеет свою интерпретацию каждого движения. Я, работая с новосибирскими артистами балета, позволяю им больше свободы, чтобы их хореография была с характерным для каждого оттенком, изюминкой», — поделилась своим мнением педагог Фонда Джорджа Баланчина Диана Уайт.

Ставя на новосибирской сцене балетные постановки маэстро, положившего начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству, большой акцент делается на тщательно просчитанном ритме.

НОВАТ1.jpg

«Для артистов балета особенно важно здесь чувствовать, прослеживать особый счет, постоянно держать его в голове. Мое главное напутствие танцовщикам перед премьерой, чтобы они считали про себя, не открывая во время спектакля рот (это не должно быть заметно). Здесь очень много счета», — объяснил педагог Фонда Джорджа Баланчина Нилас Мартинс.

Балеты «Рубины», «Тема с вариациями», а особенно «Класс-концерт» редко попадают в театральную афишу.

Балет «Класс-концерт» был поставлен в начале 1960-х тогда еще под названием «Балетная школа». Его премьера состоялась на сцене Metropolitan Opera во время гастролей Большого театра в сентябре 1962 года. В феврале 1963-го его показали в Большом уже как «Класс-концерт».

«Этот балет, поставленный более полувека назад моим дядей Асафом Мессерером, я восстановил по памяти в 2007 году. Телевизионной записи полной версии первоначальной постановки (Асаф Михайлович создал несколько версий этого спектакля) не осталось. Но я в юности тоже его танцевал, сотни раз смотрел его и из зала, и из-за кулис. Бывает, что одну вариацию из одной версии танцует один артист, а потом в другой версии в этом месте другой артист танцует другую вариацию. Мы возили «Класс-концерт» в Лондон, в Америку, и получили там за него множество премий. Мы поставили его в Михайловском театре, а теперь он будет идти на большой сцене НОВАТа. Сейчас на классе мы стараемся развивать чистоту позиций, выразительность ног и рук, любого жеста, чистоту постановки стоп, и чтобы в движениях была танцевальность, душа. Особенность «Класс-концерта» — каскад виртуозных прыжков и вращений, превращающий балетный спектакль в незабываемое зрелище. Артисты, участвующие в этой постановке, имеют возможность улучшить свою школу и ей блеснуть», — отметил балетмейстер, мастер реконструкции советской балетной классики Михаил Мессерер.

Премьерные показы одноактных балетов на большой сцене НОВАТа запланированы лишь на протяжении трех июньских дней. В следующий раз «Класс-концерт», «Рубины» и «Тему с вариациями» зрители смогут увидеть грядущей осенью — в новом, 75-м театральном сезоне.

Эльвира Корченко. Фото Виктора Дмитриева


Просмотров: 126
Астра-Мед