Праздник, которого всегда ждут

Праздник, которого всегда ждут
16 Октября 2019

Театры России слетелись на берега Оби для участия в фестивале «Золотая Маска» и «Другие берега»

Огромные коллективы, до 150 человек каждый: оркестр, солисты, хор, балет… Новосибирский Музыкком принимал на своей сцене известные театры России. Целую неделю фестиваль «Другие берега» совместно с фестивалем «Золотая Маска» радовал зрителей: мы знакомились с театральными хитами Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска…

Парад планет

В рамках фестиваля прошли шесть разножанровых спектаклей – от классической оперетты и мюзикла до рок-оперы и мистерии. Свои лучшие работы представили Московский театр мюзикла, Театр музыкальной комедии и Музыкальный театр «Карамболь» из Санкт-Петербурга, Красноярский музыкальный театр, Свердловский театр музыкальной комедии и новосибирский Музком. В рамках фестиваля прошли круглые столы известных театральных критиков, пишущих о музыкальном театре. Говорили о современной музыке, обсуждали увиденное на фестивале.

Но особым событием стал творческих вечер отечественных композиторов, благодаря которым сегодня живет и развивается мюзикл. «Команда мечты» – так представил гостей директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. И зрители сразу же заговорили о новой российской «Могучей кучке». Автор мега-кинохитов, «дедушка уральского рока», основатель группы «Диалог», рекордсмен по постановочному «городажу», автор первой советской рок-оперы, человек-оркестр. Или Максим Дунаевский, Александр Пантыкин, Ким Брейтбург, Владимир Баскин, Александр Журбин, Евгений Загот. Трудно представить современного российского зрителя, у которого не на слуху эти имена... Случай беспрецедентный! На несколько часов камерный зал филармонии стал ареной музыкального баттла: подзадоривая друг друга, композиторы рассказывали о себе и своих работах, состязались в демонстрации своих лучших шлягеров, срывая шквалы аплодисментов. Вечер прошел при поддержке министерства культуры РФ, правительства Новосибирской области и Союза театральных деятелей России.

– Удивительное событие, аналога которому доселе в России не было, – отметил ведущий вечера – директор и художественный руководитель Музкома Леонид Кипнис. – На первом фестивале мы предприняли попытку собрать на одной сцене трех композиторов: Марка Самойлова, Виктора Плешака и Александра Журбина. Вышел Марк Самойлов, грустный, растерянный, и сказал: «Знаете, мне всегда казалось, что композитор композитору – волк. Как мы здесь оказались в одной стае – мне не понятно...». А мне было понятно уже тогда. Поэтому я пригласил сюда своих лучших друзей – самых известных композиторов России. И все вместе – мы одна команда...

Плюс Совершенство

Максим Дунаевский – автор музыки более чем к 30 кинофильмам, среди которых «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль», «Зеленый фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Д’Артаньян и три мушкетера»... «О том, что я не могу написать хит, однажды сказал мой хороший товарищ – композитор Слава Добрынин. Вот я и решил ему доказать, что называется», – вспоминает мэтр.

Мюзикл «Три мушкетера» был придуман задолго до знаменитой советской картины. Он был поставлен в ТЮЗе и потом облетел все театры страны, да и за границей его показывали. И только по прошествии шести лет Юнгвальд-Хилькевич предложил Дунаевскому перенести мюзикл на экран.

Д1.JPG

– Это было давно. Потом я написал музыку к спектаклям «Дети капитана Гранта», «Норд-Ост», «Алые паруса»... Я полжизни ждал этого момента! Александр Грин. Это такая тема для меня! Долго никто не мог ее изобразить на бумаге и потом в музыке. На бумаге она, наконец, изображена, и очень, я думаю, неплохо...

Сегодня Максим Исаакович является автором более двух десятков мюзиклов, число которых пополняется путем создания спектаклей на основе кинофильмов с его музыкой. Новосибирцы с удовольствием ходят на «Летучий корабль», «Мэри Поппинс», «Отпетые мошенники» – в Музком, и на «Алые паруса» – в театр «Глобус».

Д2.JPG

Многие поколения детей выбирают историю о Мэри Поппинс, которую называют не иначе как Леди Совершенство. Спектакли Максима Дунаевского выбирают многие поколения театралов – ведь они тоже со знаком +. Плюс совершенство, – сказал о своем друге Леонид Кипнис.

Немножко премьеры

Александр Пантыкин – известный рок-музыкант, «дедушка уральского рока». В прошлом – лидер группы «Урфин Джюс», а ныне – заслуженный деятель искусств РФ, основатель лайт-оперы. В творческом багаже композитора более 70 работ для театра, две номинации на «Золотую Маску» и звание лауреата «Золотой Маски» за музыку к лайт-опере «Мертвые души». Вместе с тем он работает и для кино. Многие из нас смотрели киносериалы, к которым он писал музыку: «Дальнобойщики», «Участок», «Хиромант», «Кадеты», «Мы из будущего – 2»... Всего около ста названий!

В программе «Композиторы России» Александр Пантыкин представил свою масштабную премьеру –  музыкальное мошенничество в двух действиях «Бал воров», который не так давно прошел в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии.

– Моя новая работа – не мюзикл и не лайт-опера. Сейчас появился новый музыкальный термин СМС, то есть «современный музыкальный спектакль» – изобретение народного артиста России, главного режиссера Свердловского театра музкомедии Кирилла Стрежнева. «Бал воров» – это микс оперетты, мюзикла, драматического спектакля, балета. В нем есть даже оперные моменты. «Музыкальное мошенничество» вполне соответствует и пьесе, и постановке. Мы как бы подворовываем что-то от французского шансона, от американского буги-вуги, от испанских и аргентинских мелодий, – поясняет композитор…

Д3.JPG

По словам Александра Пантыкина, работа над постановкой шла непросто. С приходом Михаила Бартенева, автора стихотворных текстов, задача значительно усложнилась. История стала более глубокой. И если бы не музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Андрей Алексеев, идея вряд ли осуществилась бы. Алексеев заставлял переписывать номер за номером, добиваясь безупречного соответствия музыки происходящим на сцене событиям.

– Актеры Музкома с энтузиазмом взялись за работу – разучивали партии и сцены из нового спектакля. Так что сегодня вы имеете возможность увидеть немножко премьеры, перенесенной с берегов Невы на новосибирскую сцену. Думаю, если вам когда-нибудь придется ставить «Бал воров», то распределение ролей у вас уже готово, – смеется композитор.

Неинтересные песни

Ким Брейтбург – автор более 500 песен, которые звучат в исполнении Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Николая Баскова, Филиппа Киркорова, Лаймы Вайкуле, Жасмин... Свою творческую деятельность начинал как солист филармонии, в середине 80-х организовал рок-группу «Диалог», исполняющую композиции в стиле арт-рок. В начале 2000-х участвовал в создании проектов «Народный артист», «Секрет успеха» и др. А в 2009-м звезды сошлись и в Русском драматическом театре в Уфе состоялась премьера его первого мюзикла – «Голубая камея». Сегодня более десятка мюзиклов Кима Брейтбурга с успехом идут в театрах России и Ближнего зарубежья.

Д4.JPG

– Мой уход в жанр мюзикла был вполне естественным. В «Диалоге» мы играли сложные музыкальные сюиты. Потом был продолжительный период в поп-музыке, за который я написал около 600 песен. А сейчас я вновь вернулся к крупным формам с элементами неоклассики, фолка и поп-музыки. Спрос на эстрадную музыку упал, да и чего греха таить – мое поколение просто состарилось. Поэтому мне с какого-то момента действительно стало неинтересно писать песни. Я до тошноты устал от форматированной музыки, написанной, как под копирку, под диктат радиостанций. Хотелось большей свободы и творчества, – вспоминает композитор.  

В Новосибирском Музкоме который год идет мюзикл на музыку Кима Брейтбурга «Дуброffский», созданный по одноименному произведению Пушкина.

– Вневременная, актуальная для любого времени история, рассказанная средствами современного музыкального языка и пластики. Идея его создания принадлежит моему соавтору– Карену Кавалеряну, – поясняет Ким Александрович. – Потрясающий сюжет – романтический, пронзительный, связанный с российской историей! Нечасто музыкальные театры берутся за воплощение исторических тем на сцене. И очень зря...

Душа авторская

Владимир Баскин – член Союза композиторов России, победитель конкурса СТД на лучший детский мюзикл, автор музыки к двум балетам, 30 мюзиклам, 14 сериалам, ряду фильмов... Его спектакли идут в более чем четырех десятках городов России и зарубежья. А новосибирцам он известен, прежде всего, как автор мюзиклов «Шведская спичка», «Сирано де Бержерак», «Одиссея капитана Блада», «Алиса в стране чудес» и «Средство Макропулоса».

– Новосибирский музыкальный театр на сегодняшний день самый близкий и родной для меня, – говорит композитор. – Мы большие друзья, у меня очень приятные отношения с его руководством. Не говоря уже об артистах – я всех их знаю и люблю.

Д5.JPG

По словам Владимира Моисеевича, сотрудничество началось в 2009 году, когда он обратился в литчасть Музкома по поводу своей «Шведской спички», и директор вскоре ему позвонил.

– Леонид Михайлович Кипнис – один из совсем немногих… Я даже скажу, что больше не встречал такого директора, который бы так любил российских авторов. Он печется о нас, всегда отстаивает наши права, помогает решать проблемы, на всех совещаниях говорит, что надо нас поддерживать больше, чем критиковать. Я преклоняюсь перед ним, большое спасибо ему за всё! Считаю, что он абсолютно прав – и вовсе не потому, что я боюсь критики. Сейчас тяжелое время, и работа у нас непростая. Нам надо помогать вдохновляться, иначе можно отбить желание вообще что-то делать. А Леонид Михайлович понимает душу авторскую...

Хороший мюзикл

Самый молодой в этой творческой компании, композитор Евгений Загот, знаком российской театральной публике, прежде всего, как дирижер, музыкальный продюсер и аранжировщик. Дважды – в 2007-м и 2012-м – он становился обладателем национальной премии «Музыкальное сердце театра». Его авторскому перу принадлежат мюзиклы «Ассоль», «Лукоморье», «Остров сокровищ»… И музыкальный спектакль «Робин Гуд», который сегодня с успехом идет на сцене новосибирского театра «Глобус».

Я много раз анализировал, что важно для композитора, какие качества, чтобы написать хороший мюзикл. Первое – уметь стилизовать, причем делать это очень искренне. Второе – стилизовать, но по-другому. Например, если ты стилизуешь британскую музыку 60-х годов с оглядкой на «Битлз», но ты не должен делать это как «Битлз». Ты должен делать это совсем по-другому, а казаться должно, что это как «Битлз». Третье – умение передавать характер людей: писать лирично, серьезно, пафосно, нервно… Также нужно уметь и понимать, какими музыкальными средствами можно достичь изображения характера и стиля. Четвертое – чувствовать, что такое крупная форма, уметь работать почти в оперном жанре, связывать темы, и делать это не песенной формой, а более широко. И последнее – надо быть драматургом. Это не означает реальное написание либретто, но абсолютное понимание, как двигается история. У меня это качество настолько выражено, что я не напишу ни ноты, даже если мне понятно, где дуэт, а где трио. Мне должна быть понятна вся история. И тогда можно начинать!

Рождение музыки

Для знатоков жанра мюзикла Александр Журбин, прежде всего, – автор первой российской рок-оперы «Орфей и Эвридика». Большинству россиян он знаком как создатель песенных композиций и музыки к фильмам: «Эскадрон гусар летучих», «Бедная Маша», Джек Восьмеркин – «американец», «Биндюжник и король» и др. А его «Новогодняя песенка Деда Мороза» из одноименного мультфильма стала новогодней классикой.

Д7.JPG

– Чтобы начать любую работу, мне надо в нее поверить и полюбить, – рассказывает Александр Журбин, – и тогда я пишу легко. Откуда-то берутся силы, рождаются мелодии, рука не устает писать огромное количество нотных страниц. Конечно, это бывает не всегда. Иногда приходится выполнять заказ, который не очень по душе. Нет, такого, чтобы я терпеть не мог тему или идею своего будущего произведения, не бывает – от этого я просто откажусь, даже если мне предложат очень хороший гонорар. Но всё-таки что-то нравится больше, а что-то – меньше. И вот когда меньше, то и музыка идет труднее, и порой выплываешь на голой технике, на умении, на профессионализме. Это наверняка чувствуют зрители. У меня есть такие работы, но все-таки льщу себя надеждой, что большинство моих сочинений рождены органично, без усилий, так, как в идеале рождается ребенок – с болью, но без осложнений...

В различные годы на сцене Новосибирского музыкального театра с большим успехом шли мюзиклы Александра Журбина: «Биндюжник и король», «Мышеловка», а сегодня в репертуаре – его «Восемь любящих женщин».

Д8.JPG

«Другие берега» – праздник, который всегда ждут. Такие фестивали бесценны для театров – они поддерживают кровоток между ними. Это встряска для трупп – хороший повод увидеть работы друг друга, позавидовать, поучиться. А для нас, зрителей, – возможность в который раз насладиться искусством театра, музыки, актерского мастерства. До встречи на «Других берегах»!

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 146