Пешеходов ждет ТРАНЗИТ

Пешеходов ждет ТРАНЗИТ
7 Марта 2018

Темой пятого театрального фестиваля Ново-Сибирский транзит стал пешеход

Новейшие театральные постановки со всей страны увидят новосибирцы в мае! Пятый театральный межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», представляющий самые яркие региональные спектакли двух последних сезонов, пройдет в столице Сибири с 22 по 30 мая. Жюри выбрало для участия в конкурсе 18 лучших постановок из 105 заявок, присланных сибирскими, уральскими и дальневосточными театрами.


Фестиваль-праздник

Вначале экспертный совет отсмотрел на видео абсолютно все заявки на участие в фестивале, а затем отправился в путешествия, чтобы увидеть спектакли на родных сценах: в Хабаровске, Лесосибирске, Якутске, Тюмени... По традиции, самой активной участницей оказалась Сибирь – 69 заявок. Но Урал и Дальний Восток тоже порадовали своим желанием участвовать в фестивале: в общей сложности из этих регионов поступило 36 заявок.

В этот раз театры представили достаточно сложные работы, в которых большое внимание уделяется истории России. Среди выбранных для конкурса постановок – современные прочтения произведений Островского, Гоголя и Булгакова, спектакли по текстам Льва Рубинштейна и Дмитрия Пригова. На форум приедут как старые знакомые, например, красноярский ТЮЗ и драмтеатр из Омска, так и новички – театр «Поиск» из Лесосибирска и ТЮЗ из Якутии. В программе фестиваля запланированы творческие встречи, мастер-классы, капустники...

«Искупление». Омский театр драмы.jpg

«Искупление». Омский театр драмы

«Ново-Сибирский транзит – это всегда фестиваль-праздник. Своеобразное творческое объединение. Это и круглые столы, мастер-классы, семинары. Это и внутренняя жизнь фестиваля, и капустники. И, конечно, награждение – призы, премии. Но главное для нас – радостное настроение участников и зрителей на протяжении всех фестивальных дней!», – отметил на пресс-конференции, посвященной Фестивалю, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

«Театр нужно любить по-настоящему!»

Министр культуры НСО Игорь Решетников раскрыл секрет, как появилось название «Ново-Сибирский транзит».

– Я люблю этот фестиваль. Судьба меня связала с ним очень давно: в 2001 году мы с Александром Прокопьевичем Кулябиным участвовали в создании тогда еще «Сибирского транзита». Томск, Красноярск, Улан-Удэ, Барнаул... Однажды едем в электричке из Барнаула. Он и говорит: «Сколько можно «колесо» катать?! Нужно, чтобы у фестиваля был хозяин и свой город. Всё, возвращаемся в Новосибирск – будет «Ново-Сибирский транзит».

«Папин след». Северный драмтеатр Тара.JPG

«Папин след». Северный драмтеатр «Тара».

Это было правильное решение. Мы по-настоящему являемся столицей Сибири. И теперь у новосибирцев есть уникальная возможность посмотреть такие разные спектакли таких разных городов – Кемерово, Красноярска, Омска... Афиша огромная!

«Театр нужно любить по-настоящему», – добавил Игорь Решетников.

«Огромную роль играют собственные приоритеты»

Как формировалась афиша фестиваля, рассказал председатель экспертного совета, театральный критик, основатель Всероссийского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.

– У нас было невероятное количество заявок – 105. Территория огромная: Урал, Сибирь, Дальний Восток. Большая работа проделана, очень много поездок, перелетов. Как складывается афиша? Важнейшую роль играют собственные приоритеты: кто-то видел спектакль вживую, кто-то – в записи. Тем не менее, ТОП-18 сформирован. В целом афиша интересная – много работ молодых режиссеров. Сегодня молодая режиссура – реальная тенденция. Были смутные времена, когда режиссеры, которые выпускались в Москве и Петербурге с 1999 по 2001 год, массово уходили из профессии – в бизнес, политику. Мы недавно посчитали, сколько выпускников тех лет пришло сегодня в театры режиссерами. Насчитали всего 8 человек. Это яма! Следующее поколение – Дмитрия Егорова, 35-40 лет, – наш основной ресурс. И это радует.

«В последние годы кардинально изменилась ситуация во взаимоотношениях молодых режиссеров с провинцией. В силу лабораторий, какие проводят, например, Театр наций, молодежь едет в отдаленные уголки России – чтобы сделать эскиз, подружиться с театром, чтобы там работать. Это им интересно! Дело не в деньгах и не в расстоянии. А в том, что это интересно. И мы должны эту афишу улавливать...»

Председатель экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит» Олег Лоевский

Советские мифы и норвежская сказка

Театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков сделал обзор фестивальных спектаклей, представленных театрами Красноярского края.

– Красноярский драмтеатр имени Пушкина привозит спектакль режиссера, который тесно связан с фестивалем. На первом «Ново-Сибирском» транзите Дмитрий Егоров получил награду за спектакль «Экспонаты» Омского театра драмы, его спектакли присутствуют на каждом Транзите. Митя – уникальный режиссер. Я не знаю другого режиссера его поколения, который бы так интересовался феноменом советского мифа, советским прошлым. С чем из этого надо прощаться, что из этого живо. С чем надо прощаться смеясь, а с чем – прощаться плача. Об этом его спектакль по произведениям концептуалиста Дмитрия Пригова «Я. Другой. Такой. Страны». Интересный по форме, спектакль-концерт в духе советских парадных концертов. Но при этом в нем много игры, стеба, зрелища, в котором задействована практически вся большая, хорошая красноярская труппа...

«Я. Другой.Такой. Страны». Красноярский драмтеатр.JPG

«Я. Другой.Такой. Страны». Красноярский драмтеатр

Также критик отметил работу Красноярского ТЮЗапо пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Обратите внимание на три фигуры: режиссер и автор сценической редакции Роман Феодори, его постоянный художник Данила Ахмедов, что означает спектакль яркой и чрезвычайно острой формы, и новый, очень сегодняшний, перевод Жени Беркович – человека, который находится в конфликте со взрослым миром и взрослым театром. Это есть и в характере самого героя. Пер Гюнта играют два актера: молодого – Александр Яковлев, а взрослого – Андрей Пашнин. Это актер, которого обязательно надо увидеть на сцене!

И два спектакля из Красноярского края.

– Непременно посмотрите «Мертвые души», театра из Лесосибирска. Там всего 9 актеров в штате, но коллектив очень живой, творческий, участвующий во множестве фестивалей. Там такой репертуар, что смотришь и думаешь: европейская столица. «Мертвые души» – спектакль всего на трех актеров, которые играют всех персонажей – очень находчиво, изобретательно. На недавнем Пушкинском фестивале в Пскове он очень хорошо был принят публикой.

Наконец, спектакль Норильского Заполярного театра драмы им. Маяковского «Жди меня». Отчасти это вербатим: театр сделал большую работу, собрал документы, воспоминания по истории Норильска и Норильлага. Это дань прошлому своего города. Но это не только озвученные документы, но и хороший театральный текст.

«Новосибирские спектакли востребованы на фестивале»

Театральный критик, доцент кафедры истории театра Новосибирского театрального института Оксана Ефременко подчеркнула, что в Транзите традиционно востребованы новосибирские спектакли.

– Театр «Глобус» представляет спектакль «Пианисты». Режиссер Борис Павлович участвовал в одном из Транзитов со спектаклем «Анна Каренина», получив главную премию за малую форму. Вот он снова вернулся в наш город, работает со сложной формой постдраматического театра. Аскетичный спектакль дает интересный сентиментальный эффект.

«Иллюзия». Театр «Красный факел».jpg

«Иллюзия». Театр «Красный факел»

Спектакль «Я здесь» по текстам Льва Рубинштейна – работа Максима Диденко. Режиссер работает с историческим мифом, памятью, пост-памятью в жанре физического театра: исторический сюжет у него переплетается с поэзией. Это большая мультимедийная работа.

Философская комедия по пьесе Пьера Корнеля «Иллюзия» театра «Красный факел» – режиссер Филипп Григорьян. Классицистский текст в спектакле звучит современно с точки зрения визуальной культуры. Безусловно, это будет интересно фестивальной публике.

К Новосибирску имеет отношение и спектакль «Лондон» Новокузнецкого драмтеатра. Сергей Чехов работает на стыке драматического и постдраматического театра. Сюжет любопытный: что происходит с постсоветским сознанием, когда оно оказывается за границей понятной и комфортной реальности. 

«Для общества важна тема искупления и покаяния»

Театральный критик, доцент кафедры русского театра РГИСИ, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп отметила, что интерес режиссеров и театров к истории нашей страны сегодня очевиден. Причем в разных жанрах и формах.

– Это может быть работа с мифом или с документом, но это всегда разговор о нашем прошлом, часто прошлом тяжелом, о тех его страницах, которые хочется забыть. Но забывать не стоит – к этим событиям нужно возвращаться. Тема искупления и некоего покаяния важна для оздоровления нашего общества. Молодые режиссеры это чувствуют, осознают и пытаются работать с этим.

В то же время, по словам критика, эти спектакли – трудная работа для зрителя, потому что они антиразвлекательные.

«Последние дни». Минусинский драмтеатр.JPG

«Последние дни». Минусинский драмтеатр

Театр вне театра

Арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка», театральный обозреватель Анна Банасюкевич поделилась впечатлениями о спектаклях, которые непременно удивят зрителя и содержанием, и формой.

– «Дознание» по пьесе П. Вайса – документальная пьеса, представляющая собой компиляцию протоколов франкфуртского процесса над функционерами нацистской Германии, над начальниками Освенцима. Вообще тема о лагерях чрезвычайно сложна для театра – она позволяет пережить непосредственный опыт. Хабаровский спектакль играется в гараже. Между нами и текстами нет никакой дистанции, зритель не пассивный наблюдатель – он проживает опыт соприкосновения с историей, общими травмами нашего прошлого и настоящего.

«В поисках автора» – современная адаптация известной пьесы Пиранделло режиссера Юлии Поспеловой. Интересный симбиоз современных технологий с театром как таковым. Постановка идет в двух плоскостях: в режиме реального времени – как обычный спектакль, и через 3D-очки – как в кино. 360 градусов – вы можете выбирать ракурс, фокус вашего внимания. И уже вы не просто наблюдатель, а отчасти творец спектакля. Это новое эффективное использование технологий для обновления театрального языка.

Многонациональная Сибирь

Как рассказала театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец, жюри старается, чтобы в афише был национальный спектакль, потому что Сибирь – земля многонациональная.

Отбор работ всегда проходит сложно, поскольку нужна история, которую знают, которая будет интересна и понятна всем. В этот раз национальный театр будет представлен двумя спектаклями. Первый – от Бурятского академического театра драмы по мотивам «Прощания с Матерой» В. Распутина. Молодой режиссер Сойжин Жамбалова создала вербатим: буряты, живущие на берегах Байкала, рассказывают о том, что их волнует – историю переселения. Спектакль вошел в лонг-лист «Золотой Маски». И спектакль «Гроза» А. Островского. ТЮЗ Республики Саха и режиссер Динислам Тутаев представляют не национально русский взгляд на «Грозу», а необычный, свежий, современный, странный. Это даже в чем-то экзотическое зрелище...

…Итак, чтобы понять фестиваль и тот процесс, который происходит в театрах России, нужно посмотреть не один спектакль, а хотя бы три-пять... «Урал, Сибирь и Дальний Восток – это свет нашей страны в настоящее время. Всех приглашаю на фестиваль «Ново-Сибирский транзит», – сказал в заключение директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

Лилия Вишневская. Фото автора 


Просмотров: 1414
Ирина-Богушевская-А4-верт_кр_.jpg
09_846_астра-мед.jpg
3 октября.jpg
Сказка про 3 поросят.jpg