Ожившая мультипликация

Ожившая мультипликация
19 Апреля 2019

Опера для детей «Красная Шапочка» прозвучала на сцене НОВАТа

Горы, украшенные серебристыми звездами, деревья, увешанные шишками, яблоками, грушами и даже грибами и рыбками, маленькие домики со светящимися окнами, цветочная поляна и лесные дорожки, по которым Красная Шапочка спешит через лес в гости к Бабушке. Обновленная некогда камерная опера Цезаря Кюи, написанная им в 1911 году для исполнения в царских покоях цесаревичу Алексею – сыну последнего российского самодержца Николая II, зазвучала на сцене зала имени Исидора Зака в НОВАТе.

Хронологически миниатюрное произведение Цезаря Кюи (русский композитор, член «Могучей кучки») стало полноценной одноактной детской оперой в новосибирском театре. Режиссер-постановщик «Красной Шапочки» Вячеслав Стародубцев почти на двадцать минут расширил первоисточник, по длительности не дотягивающий даже до получаса. В спектакль гармонично вплелись со своими ариями животные-куклы, а также гладко вписалась хоровая ария «Гуляла девочка в лесу, сбивала прутиком росу» из детской оперы «Песенка в лесу» советского композитора Ростислава Бойко. 

– Опера Кюи очень маленькая. Я придумал несколько ансамблевых сцен и ввел в постановку трех кукол. Так у нас появились звери в лесу, которых встречает Красная Шапочка по дороге к Бабушке. Спектакль также расширен за счет придуманных мною ансамблеевых сцен. «Животными» управляют, а также их озвучивают три «охотника» – певицы новосибирского оперного (Полина Лелюх – Дятел, Екатерина Марзоева – Квакша, Ирина Новикова – Журавль). Я решил наделить охотников и зверей женскими голосами, чтобы детям не было страшно, – рассказал главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев.

1.jpg

«Красная Шапочка» Кюи была написана только для фортепиано и предназначалась для исполнения в домашних театрах. В зале имени Исидора Зака музыку исполняет оркестр под управлением дирижера Вячеслава Волынского. Оркестровую редакцию для НОВАТа сделал Александр Абраменко. Пластическое решение новой постановки Сергея Захарина.

Еще большую динамику яркому спектаклю придает мульти-видеоряд. Сменяющие друг друга разноцветные цветочки и фрукты, лесные дали и летающие бирюзовые бабочки оживляют позитивные сцены. А когда голодающий трое суток Волк (Максим Головачев) наконец добирается до своих жертв – Бабушки (Галина Кузнецова ) и Красной Шапочки (Дарья Шувалова), – во тьме на алом фоне мелькают многочисленные тени хищника.

Наконец мы используем видеопроекцию. Я от нее бежал-бежал в двух первых детских оперных спектаклях («Терем-теремок» и «Стойкий оловянный солдатик». – ред.). Но в «Красной Шапочке» мы специально добавили мультимедиа. Поскольку это опера-игра, мы решили, что такой элемент цифрового игрового мира, привычный для современного ребенка, сделает оперный спектакль еще более близким и понятным этому поколению зрителей, – объяснил Вячеслав Стародубцев.

2.JPG

Опера-путешествие представлена в форме детской настольной игры. Эта идея была навеяна Вячеславу Стародубцеву после посещения им московского Детского мира:

– Перед Новым годом пошел туда покупать детям подарки на праздник. И там увидел покрытую узорным ковром детскую игровую площадку, оборудованную огромным деревянным составным конструктором. Так пришла идея сделать наше напольное покрытие для «Красной Шапочки».

Лесная поляна с дорожками расписана на двунитке, которой устлан пол на сцене. Основной материал, который Тимур Гуляев использовал при изготовлении своих декораций к «Красной Шапочке», – пенопласт, оклеенный тканью, поверх которой прикреплены бумажные детали. Кубики, по которым передвигается главная героиня оперы, усилены фанерой. Они привносят в спектакль еще и образовательный элемент. Когда на сцену впервые выходит новый персонаж, артисты массовых сцен (дровосеки и охотники) переворачивают кубики так, чтобы сложилось слово, означающее название этого персонажа. За время действа на сцене, согласно числу сторон куба, было составлено шесть слов: «Красная Шапочка», «Волк», «Дятел», «Лягушка», «Журавль», «Бабушка».

4.jpg

– Мы решили изготовить кубики с буквами. А когда подсчитали, то оказалось, что названия всех основных персонажей в семь кубиков укладываются. Кто выходит – раз и сложили слово, – отметил художник-сценограф Тимур Гуляев.

С куклами, по его словам, тоже была проделана серьезная работа. Кукол нужно было изготовить максимально удобными для артиста: чтобы он мог одновременно при пении (озвучке животного) и держать дыхание, и при этом управлять куклой:

– У журавля – самой большой куклы, с которой одновременно работают три артиста, – механические на пружинах крылья, чтобы их можно было растягивать.

3.JPG

В сценических костюмах герои «Красной Шапочки» словно списаны с персонажей русских и азиатских мультфильмов.

– Одежда для спектакля сшита из бязи, крашеной в мастерских театров. Для стёганки, чтобы она держала форму, был также использован синтепон. Из стеганки в стиле лего также выполнены шапочки и парики героев, – рассказала художник по костюмам Елена Олейник.

Спектакль ожидаемо завершился на мажорной ноте. По просьбе освобожденных из волчьего брюха Бабушки и Красной Шапочки серому разбойнику большой иглой зашили живот. Покормили хищника ватрушками с молоком и маслом. А затем сытый и довольный Волк станцевал с Бабушкой в окружении всех героев новой яркой детской оперы.

Эльвира Корченко, фото автора


Просмотров: 10
09_846_астра-мед.jpg
3 октября.jpg
Ирина-Богушевская-А4-верт_кр_.jpg
Сказка про 3 поросят.jpg