Пасхальные шедевры Карла Фаберже

Пасхальные шедевры Карла Фаберже
6 Апреля 2017

В апреле 1917 года завершилась история знаменитой Императорской коллекции пасхальных яиц Фаберже


Обычай дарить в праздник Пасхи яйца как символ зарождения жизни и возрождения возник очень давно. С тех давних пор люди и обмениваются на Пасху разноцветными крашенками, разрисованными орнаментом писанками и специально изготовленными яйцами из дерева, папье-маше, фарфора, серебра и золота. Все пасхальные символы по-своему великолепны. Однако по своей красоте и совершенству непревзойденными во всем мире остаются пасхальные творения прославленного русского ювелира Карла Фаберже.

Ювелир Его Императорского Величества

Потомственный ювелир Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Получил прекрасное образование, объездил всю Европу, постигая ювелирное дело у лучших западных мастеров. В 1870 году юноша возвратился в родной город и принял в свои руки скромную фирму отца. Карл отказался от массивных дорогостоящих изделий, поскольку считал, что стоимость каждого творения определяется художественностью оформления и фантазией исполнения, а драгоценные камни и материалы нужны лишь для того, чтобы ярче выразить авторскую мысль. При нем шире стали использоваться природные материалы – нефритовый жадеит, прозрачный горный хрусталь, авантюрин, карельская береза, белый дуб. Они легко обрабатывались и красиво выглядели, обрамленные золотом, изумрудами, голубыми сапфирами. Вскоре маленькая мастерская превратилась в крупное ювелирное предприятие, будущий «Дом Фаберже». Здесь делали часы, барометры, портсигары, спичечные коробки, фоторамки, кнопки звонков для вызова лакеев, театральные бинокли, булавки для головных уборов, пряжки для ремней и поясов, всевозможные шкатулочки, чернильницы, сигаретницы и табакерки, флакончики для духов, письменные приборы, даже вязальные крючки. Все эти «мелочи» отличались особой изобретательностью, элегантностью и красотой.

Пасхальное яйцо  Курочка.jpg

Пасхальное яйцо "Курочка"

Участие в российских и международных ювелирных выставках принесли Фаберже успех и славу. И в один прекрасный день Карл Густавович стал придворным ювелиром. С тех пор он начал получать заказы от императорского двора. Его постоянными заказчиками стали болгарский царь, испанский король, наследник австро-венгерского престола и прочие представители монархических династий Европы. Фаберже был удостоен звания мастера золотых дел, рыцарского креста Почетного легиона, званий придворного ювелира короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского Георга V и даже короля Чулалонгкорна Сиамского. Заказов у него было так много, что мастеру пришлось открыть филиалы в Москве, Одессе, Киеве и даже в Лондоне...

На выставке в Париже в 1890 году по желанию императрицы Александры Федоровны в первый и единственный раз экспонировалось несколько императорских пасхальных яиц. Они были просто великолепны! Изысканную красоту пасхальным шедеврам придавало их эмалирование. Фаберже первым среди ювелиров разнообразил цветовую гамму эмали, составляющую свыше 100 цветов и оттенков, при этом использовал как прозрачную, так и непрозрачную эмаль, получаемую при температуре в сотни градусов. Глубина цвета достигалась путем ее накладывания в пять-шесть слоев. Иногда между слоями при высокой температуре прокладывалась золотая фольга, рисунки листьев, цветов, деревьев, которые усиливали зрительский эффект... Но вся эта роскошь мало кому была доступна. Ведь создавалась пасхальная коллекция не для общего обозрения, а как подарки царствующим особам. Прошло не одно десятилетие, прежде чем представители Дома Романовых соизволили открыть миру необычайную красоту творений Фаберже.

Пасхальное яйцо Коронационное.jpg

Пасхальное яйцо "Коронационное"

Эмалированные яйца сделаны из двух раскрывающихся половинок или створок, скрепленных петлями, застежками, шарнирами, и сконструированы так, что при нажатии кнопки они плавно раскрываются. «Сюрпризами» являются миниатюрные ювелирные модели, скульптуры, портреты, отражающие события и места, имевшие особое значение для царской семьи.

Вы несравненный гений, Фаберже!

Первое императорское пасхальное яйцо «Курочка» по вертикали едва достигало 6 см. В оболочке-скорлупе из слоновой кости, покрытой белой непрозрачной эмалью, находится золотая курочка с рубиновыми глазами. Под ней – миниатюрная жемчужная корона. Из содержимого яйца, кроме курочки, до наших дней ничего не сохранилось. А ведь по одним описаниям, возле короны было золотое кольцо, по другим – жемчужная подвеска. Работу над подобными изделиями Фаберже планировал на годы вперед, а каждое изделие изготавливалось месяцами.

«Памяти Азова». Это яйцо, подаренное Александром III своей жене в 1891 году, сделано из прозрачного зеленоватого минерала с красными вкраплениями, украшенное золотыми завитками с бриллиантами, а внутри из золота и платины – модель крейсера, на корме которого надпись «Азов». Модель установлена на пластинке из аквамарина, по цвету имитирующего воду. На этом судне цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, в 1890-1891 годах путешествовал по странам Востока. Плавание закончилось во Владивостоке, где наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

«Ландыши». От яйца к яйцу усложнялась и совершенствовалась техника исполнения заказов. На Пасху 1898 года Николай II дарит матери чудо-яйцо «Ландыши». Розовая эмаль скорлупы усеяна золотыми цветками. Нажатием кнопки из нее выходят и расправляются веером портреты Николая Александровича и двух его дочерей – Ольги и Татьяны, портрет царя венчает императорская корона.

Пасхальное яйцо Гатчинский дворец.jpg

Пасхальное яйцо "Гатчинский дворец"

Процесс создания пасхальных яиц окружала таинственность. Их форма, и особенно содержание сюрпризов, скрывались даже от царя. Однажды, когда тот пожелал уточнить некоторые детали, Фаберже вежливо сказал: «Ваше Величество будет довольно». И всегда подтверждал это на деле. На каждый праздник Пасхи он доставлял лично подарок царю вместе со счетом на оплату. Вручение подарка было настоящей церемонией: царствующая семья с нетерпением ждала момента, дабы увидеть, какой шедевр создал мастер на этот раз...

«Гатчинский дворец». Мастера Фаберже в «сюрпризах» пасхальных изделий воплощали макеты архитектурных зданий и памятников. В 1901 году Николай II подарил своей матери яйцо «Гатчинский дворец». В маленькой скорлупе высотой 11 и шириной менее 7 см помещен макет дворца с прилегающей территорией, деревьями, фонарными столбами, изготовленный из гравированного и текстурированного белого, желтого, зеленого и красного золота. Этот дворец был особо дорог Марии Федоровне. Именно в нем прошла большая часть жизни семьи императора Александра III.

«Транссибирский экспресс». Это яйцо на Пасху 1900 года Александра Федоровна получила в честь завершения строительства Транссибирской железной дороги, которая соединила европейскую и азиатскую части России. На скорлупе – карта железнодорожного маршрута с указанием всех станций предвосхищает сюрприз, спрятанный внутри: из золота и платины действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом выгравировано «Прямое сибирское сообщение», на втором, третьем и четвертом – «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», на втором – «2-го кл.», «24 места», на третьем и четвертом – «1-го кл.», «18 мест». Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм заводится золотым ключиком, и поезд начинает движение. Все это помещается в яйце, длина которого 26 см!

Пасхальное яйцо Транссибирский экспресс.jpg

Пасхальное яйцо "Транссибирский экспресс"

«300-летие дома Романовых». Яйцо, изготовленное в 1913 году для императрицы Александры Федоровны, отличается особой красотой! На нем 18 миниатюрных портретов представителей царствующей династии. Пространство между ними украшено чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Вверху и внизу яйца уложены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри на вращающемся глобусе дважды нанесено золотое изображение Северного полушария. На одном обозначена территория России в границах 1613-го, на другом – в границах 1913 года.

«Гризайль». В 1914 году Карл Фаберже принес вдовствующей императрице Марии Федоровне заказанное сыном яйцо «Гризайль», именуемое еще как «Екатерина Великая». Яйцо имеет в жемчужных рамках восемь одноцветных панелей (гризайлей), покрытых эмалью. Внутри красивое кресло с ручками, на котором восседает Екатерина II с маленькой короной на голове. За ручки держатся два негра. Если механизм завести, шагающие мавры начинают движения вместе с креслом и великой государыней. Увидев это великолепие, императрица с восторгом воскликнула: «Вы несравненный гений, Фаберже!»...

Пасхальное яйцо Екатерина Великая. Гризайль.jpg

Пасхальное яйцо "Екатерина Великая. Гризайль"

Император Александр III ежегодно, вплоть до смерти в 1894 году, дарил своей жене Марии Федоровне пасхальные яйца. Николай II продолжил традицию отца, увеличив заказ вдвое: одно яйцо предназначалось для его матери – вдовствующей императрицы, другое для супруги – Александры Федоровны. Всего по императорским заказам было сделано 54 пасхальных яйца, 55-е осталось неоконченным...

Судьба коллекции

В связи с изменением обстановки в империи менялась и тематика пасхальных яиц. С началом Первой мировой войны огромный Екатерининский дворец в Царском селе был превращен в военный госпиталь. Императрица с дочерьми Ольгой и Татьяной поступили на курсы сестер милосердия и ежедневно приходили туда работать. Это послужило темой создания пасхального яйца «Триптих Красный крест» в 1915 году. Его скорлупа покрыта белой эмалью с большими красными крестами на каждой стороне. В центре портреты великих княгинь Ольги и Татьяны в одежде сестер милосердия, а внутри – триптих «Воскресение Христа».

Пасхальное яйцо Памяти Азова.jpg

Пасхальное яйцо "Памяти Азова"

Империя несла большие человеческие потери в войне. Ненужными стали дерзкий полет воображения и тщательный подбор материалов для экзотических произведений искусства. И следующие два яйца имели очень сдержанный, строгий характер. Одно из них, подаренное императором своей матери в 1916 году, называется «Орден Святого Георгия». На белой эмалированной скорлупе с двух сторон кресты ордена, овитые георгиевскими лентами. При нажатии кнопки они поднимаются и взору открываются портреты: с одной стороны, Николая II, с другой – цесаревича Алексея в военной форме. Этот подарок был настолько дорог Марии Федоровне, что она из всей коллекции пасхальных яиц именно это единственное забрала с собой, эмигрировав в 1919 году в Данию...

Пасхальное яйцо Ландыши.jpeg

Пасхальное яйцо "Ландыши"

К сожалению, не все работы Фаберже сохранились до наших дней. Сегодня известно местонахождение 62 экземпляров пасхальной коллекции, из которых императорских – 46. Недостающие элементы были утеряны в годы революции либо распроданы в заграничные коллекуии. Покупателями стали Арманд Хаммер, Эммануэль Варцкий, Берти Форбс... В 2004 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у последнего 15 ювелирных яиц, таким образом, вернув их на родину. В 2011 году он даже попытался выкупить бренд Faberge, однако безуспешно: бренд и ныне принадлежит южноафриканскому предпринимателю Брайну Гилбертсону.

Подготовила Лилия Вишневская


Просмотров: 572
Астра-Мед