Все звезды в гости к нам!

Все звезды в гости к нам!
15 Апреля 2016

В эти дни в нашем городе проходит       III Транссибирский Арт-Фестиваль. Его художественным руководителем выступает звезда мировой классической музыки, новосибиряк, скрипач Вадим Репин. Среди гостей – скрипачи Пинхас Цукерман и Клара-Джуми Кан, пианист Даниил Трифонов, виолончелисты Аманда Форсайт и Миша Майский, балерина Светлана Захарова и дирижер Пиетари Инкинен... 

Впечатляет не только звездный состав участников фестиваля, но и его география. Помимо Новосибирска и области – музыканты выступят в Академгородке, Искитиме, Ордынском – это Москва, Екатеринбург, Омск, Красноярск. А в мае-июне фестиваль продолжится в Израиле, Южной Корее и Японии.

Сюрпризы, премьеры, вспышка сверхновой...

В Новосибирске Транссибирский Арт-Фестиваль открылся 9 апреля концертом Новосибирского академического симфонического оркестра, дирижеры Пинхас Цукерман и Пиетари Инкинен, солисты – Пинхас Цукерман и Аманда Форсайт. Завершится фестиваль 24 апреля концертом этого же оркестра, но под управлением Гинтараса Ринкявичуса, солисты – Вадим Репин, Миша Майский и Борис Березовский.

Ф1 «Планета кларнета». Фото А. Иванова.jpg

Концерт «Планета кларнета». Фото А. Иванова

Одним из открытий нынешнего фестиваля является вечер, посвященный выдающемуся русскому композитору Сергею Прокофьеву. Несколько концертов, которые пройдут 17 апреля, составляют «программу в программе» – «СПРКФВ-125». Еще один юбилейный проект – «Лики Шекспира» – музыкально-драматическая композиция на музыку английских композиторов. Но настоящей изюминкой фестиваля стала премьера проекта Vadim Repin & Greta Garboin in «Love». Немой фильм 1927 года, снятый англичанином Эдмундом Гулдингом с Гретой Гарбо в главной роли. Только представьте: кадры немого кино в сопровождении «живой» скрипки, солирует Вадим Репин! Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижировал немецкий маэстро Франк Штробель. А музыку к фильму написала Афродита Райкопулу, посвятившая этот скрипичный концерт нашему именитому земляку. Как признался журналистам Вадим Репин: «Пару лет назад в Лондоне был реализован аналогичный по смыслу проект «Фауст». Тогда был написан оригинальный саундтрек к фильму, успех был невероятный! Второй проект – Love. Работая над музыкой к нему, Афродита была вдохновлена скрипкой и в некотором отношении мной».

Ф7.jpg

Вадим Репин. Соло, скрипка

Еще один сюрприз ожидает зрителей 20 апреля: в этот день на сцене государственного концертного зала имени А.М. Каца зажжется новая звезда. В программе «Вспышка сверхновой» – солист Дмитрий Трифонов, пианист, лауреат многих международных конкурсов. Наконец под занавес фестиваля в Новосибирске будет дана мировая премьера. Скрипач и дирижер Алексей Игудесман представит программу «Вальсы мира». Он выступит вместе с Вадимом Репиным, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Камерным хором Новосибирской филармонии, домристом Андреем Кугаевским и баянистом Михаилом Овчинниковым. Хореограф – Манахо Шимокава из Японии.

От Сибири до Японии

В прошлом году Вадим Репин пообещал, что в Израиле фестиваль будет представлен новосибирским молодежным камерным оркестром «Блестящие смычки» под руководством Марины Кузиной. И сдержал слово: 7 мая оркестр играет в Ришон-ле-Ционе, а на следующий день – в Израильской опере в Тель-Авиве. Солисты – скрипачи Виолетта Медведко и Вадим Репин, виолончелистка Даниэль Акта, пианисты Ева Медведко и Мохаммад Алшейх... А завершит свою работу фестиваль в Японии: 22 июня в Токийском концертном зале Opera City Hall будет дан концерт «Скрипка XXI века», в котором прозвучат произведения Ауэрбаха и Брамса. Солисты: Вадим Репин и Миша Майский, дирижер Дзюнъити Хироками.

«Новосибирск был и останется центром фестиваля. Он, как и Транссибирская магистраль, является своего рода культурным мостом, соединяющим Восток и Запад. Если вы изучите его программу, то увидите, что все основные события проходят в Новосибирске. В других городах лишь отдельные проекты и концерты. Мы здесь вросли корнями, а дальше – это уже наши веточки, – отметил Вадим Репин.

Ф4 Вадим Репин.JPG

Пресс-конференция. Татьяна Людмилина и Вадим Репин

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»

Вадим Репин. В последние четверть века – один из лучших и востребованных скрипачей мира. Родился в Новосибирске. В 14 лет гастролировал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, а год спустя – в нью-йоркском Карнеги-холле. С тех пор постоянно выступает на всех значительных концертных площадках мира. Кавалер L’Ordre des Arts et des Lettres Франции; наряду с Мстиславом Ростроповичем, Монсеррат Кабалье, Евгением Кисиным и Анне-Софи Муттер – лауреат престижной французской национальной премии Les Victoires de la Musique Classique. С 2013 года – художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля. Играет на скрипке Rode Антонио Страдивари (1733).

Пинхас Цукерман: «Музыка – это та тропинка, которая уводит от стереотипов»

Маэстро Цукерман принял участие в концерте-открытии фестиваля, а на следующий день уже выступал в Тель-Авиве. На пресс-конференции его представил Вадим Репин.

Ф5.JPG

Маэстро Пинхас Цукерман

–  С каждым годом фестиваль привлекает к себе все больше интереса, даже за пределами нашей страны. На мой взгляд, это очередное историческое событие, поскольку в качестве гостей и участников фестиваля выступают звезды мировой музыкальной культуры. Впервые в Новосибирске легендарная персона в мире музыки, невероятно разносторонний музыкант. Для меня он всегда олицетворял идеальную скрипичность и потрясающий звук – самый неповторимый на планете на сегодняшний день. Много лет назад Пинхас пригласил меня в Нью-Йорк выступить с Концертом Бетховена, и эти недели были незабываемые: мне выпал шанс не только пообщаться с маэстро, но выйти и сыграть Бетховена под его управлением. Сегодня я пригласил его в Россию, в Сибирь. Теперь он мой гость...

Известный дирижер поделился своими впечатлениями от работы с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, оценил широту русской души и призвал развенчивать стереотипы о земле Сибирской.

– Маэстро, даже на вашей репетиции мы получили огромное удовольствие от музыки. Каковы ваши первые впечатления от работы с нашим оркестром?

– Когда вы впервые приезжаете в незнакомый город и встречаетесь с оркестром, с которым до этого не работали, первое, что нужно сделать – послушать этот коллектив. А затем нужно посмотреть. То, что я и сделал.

Ф3.JPG

– Нам показалось, что у вас полное взаимопонимание с музыкантами. Одно ваше «пам-пам-пам», взмах дирижерский палочкой – и музыканты сразу поняли, что вы хотели им донести. Или мы ошибаемся?

– Вообще, это был уже пятый «пам-пам-пам» (смеется). И если бы я общался исключительно с помощью «пам-пам-пам», их бы пришлось произносить во время репетиции невероятное количество. А если серьезно – конечно, я чувствую отдачу, ведь у нас с вашими музыкантами общие интересы. И Россию я люблю. Меня с вашей страной связывают очень теплые отношения, чувства, эмоции. У меня много друзей, которые родились в России. И мой ментор тоже был русским. Вы должны гордиться своей страной... Знаете ли вы такой концертный зал – Карнеги-холл? А знаете, кто первым дал там свой концерт? Нет, не я (смеется). Это был русский человек – Петр Ильич Чайковский. У нас есть нью-йоркский филармонический оркестр, который тоже играл в Карнеги-холле. Его художественный руководитель – Леонард Бернстайн. Русский. Президент Карнеги-холла – Исаак Стерн. Тоже русский. Вам нужно продолжать поддерживать эти традиции...

– Вы сами выбирали музыкальные сочинения для вашего концерта на фестивале? Или это была просьба Вадима – их сыграть?

– Вадим меня спросил, как я чувствую в этот момент – что будет моим коньком и что мне хотелось бы исполнить? Я ему назвал те произведения, который у меня вызывают особые эмоции, а исполнение этих авторов доставит мне большее удовольствие. Ведь когда музыкант исполняет то произведение, которое в нем внутри кипит, это совершенно другой концерт! Именно эту программу мне хотелось исполнить, это мой выбор, и с ним организаторы согласились.

– Как вы получили приглашение на фестиваль?

Ф2.JPG

Дирижер из Финляндии Пиетари Инкинен и его наставник Пинхас Цукерман

– Пару лет назад я с женой приехал в Москву. Мы устроились в гостинице, пошли в бар, заказали белугу и водку (смеется). И тут Вадим вышел на связь с моей женой – Амандой Форсайт. Они о чем-то долго говорили. Потом она мне сказала: «Вадим приглашает нас в Сибирь, он хочет, чтобы мы выступили у них на фестивале. Я ответил: «Почему бы и нет? Едем!». Так Аманда стала послом, связующим звеном между мной и Вадимом. Но знаете, что меня поразило больше всего? Когда Вадим определил дату концерта, я поинтересовался, смогу ли на следующий день быть в Тель-Авиве. Дело в том, что на днях мы празднуем 80-летие моего большого друга Зубина Меты. И он ответил – не вопрос. У меня мурашки прошли по телу, когда я осознал, что из Сибири в Тель-Авив можно долететь за несколько часов! Это же просто фантастика. То представление о России, о Сибири, которое я впитал, будучи маленьким мальчиком, полностью развеялось!

– Если не секрет, какими были эти представления?

– Это тяжелые воспоминания. Когда в 75-м году мы получили первые 20 тысяч переселенцев из Советского Союза, я дал себе зарок – обязательно побывать в СССР. И сдержал слово, данное самому себе: приехал в Москву спустя 12 лет. Но даже не ожидал, насколько там всё неоднозначно. Владимир Спиваков пригласил меня на ужин к себе домой. Я решил пробежаться по магазинам, чтобы не с пустыми руками явиться в дом к другу. И вот, помню: 8 утра, на улице темно, магазины пустые. Но люди... Люди просто потрясающие! Я уже встречался в Нью-Йорке с Ойстрахом, Коганом, Рихтером, мы много говорили. Но лишь приехав в Советский Союз, я стал осознавать, как гениальным молодым людям – Барышникову, Ашкенази... в то время было непросто жить и творить.

– И с тех пор вы не были в России?!

– Был. Пару лет назад у меня случился вояж. На поезде я проехал от Мурманска до Волги и обратно и увидел Россию во всей ее красе. Помню, в Казани, нам сказали: вот Кремль, один из старейших в России. Я смотрю, он не красный – белый. И здесь три религии – католики, мусульмане, иудеи. И они уже довольно давно живут в мире. Я думаю, те, кто живет в Израиле, Ливии, Сирии, должны приехать в Казань и посмотреть, что можно мирно сосуществовать и дружить.

– А каковы ваши нынешние впечатления от Сибири, Новосибирска?

– Мне обещали страшные морозы, но обманули (смеется). Однако история, которая определяет имидж Сибири, всё еще сильна. Я думаю, понадобится время, чтобы перейти от картины, которая живет в умах многих людей о Сибири, к тому, что есть на самом деле. И чтобы облегчить переход от представлений к реальности, надо приезжать в Россию еще и еще. Если нас, музыкантов, будут приглашать на подобные фестивали, со временем всё изменится. Ведь музыка – именно та тропинка, которая уводит от стереотипов. Это универсальный язык, который помогает народам всего мира понять друг друга.

Ф6 Репетиция концерта, дирижер Пинхас Цукерман.JPG

Репетиция стартового концерта Фестиваля. Дирижер Пинхас Цукерман

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»

Пинхас Цукерман. Скрипач, альтист, дирижер, признанный мастер камерного ансамбля. Родился в 1948 году в Тель-Авиве, живет в США. В дискографии музыканта – более 100 CD, среди которых записи с Даниэлем Баренбоймом, Жаклин Дюпре, Исааком Стерном и Ицхаком Перлманом. Дважды получал премию «Грэмми» и 21 раз номинировался на нее. На протяжении 16 лет возглавлял оркестр Канадского Национального центра искусств. Уже седьмой год маэстро – главный приглашенный дирижер Лондонского Королевского филармонического оркестра. При Канадском Национальном центре искусств основал Институт инструментоведения, а также Летний музыкальный институт для молодых исполнителей, дирижеров и композиторов.

Лилия Вишневская. Фото автора и Новосибирской филармонии

 


Просмотров: 1585