Дорога в небо

Дорога в небо
12 Августа 2020

На бердском аэродроме побывал и корреспондент газеты «Бумеранг»

Авиация и небо никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять умы и сердца людей. Вот они, высоко в небе проплывают над нами – самолеты, планеры, разноцветные купола парашютистов. Романтика воздушных профессий, неисследованные горизонты, необжитая стихия – всё это захватывает человека навсегда...

О радостях и печалях российских авиаторов рассказывает директор новосибирского Авиацентра Владимир Владимирович Горбунов.

Выбираю свой путь...

В России существуют около двух сотен аэроклубов и столько же пригодных – по крайней мере, теоретически – к полетам аэродромов, оставшихся от Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту – ДОСААФ. В клубах занимаются планеристы, парашютисты, любители мотодельтапланов и парапланов. Пилоты-любители здесь тоже обучаются. Есть такие клубы в Москве, Санкт Петербурге, в городах-милионниках, например, в Новосибирске.

Владимир Владимирович Горбунов в прошлом военный летчик. Воинское звание по окончании службы – полковник. Новосибирский аэроклуб возглавил в декабре 2017 года. Именно тогда было принято решение – на базе аэроклуба создать Учебно-авиационный центр ДОСААФ России «с целью подготовки молодежи к авиационным профессиям». В апреле 2019 года Авиацентр был создан. Программы обучения были ориентированы на тех ребят, которые хотят связать свою жизнь с авиацией, получить опыт полетов.

За короткое время коллектив «Новосибирского УАЦ ДОСААФ России» провел мероприятия по восстановлению авиационной техники, подготовке постоянного летного состава к полетам на самолете Ан-2 и планерах типа Л-13 «Бланик» и приступил к производственной деятельности.

Сегодня Авиацентр активно сотрудничает с Министерством образования Новосибирской области, а именно – с «Сибирским авиационным кадетским корпусом имени А.И. Покрышкина» и «Областным центром развития творчества детей и юношества»

– На мой взгляд, опасно, когда ребенок предоставлен самому себе и ничем не увлечен, – считает Владимир Горбунов. – В Авиацентре с ребятами занимаются опытные летчики-инструкторы. Это не просто профессионалы, они личности, асы. Наши ребята в крепких руках. У нас они выбирают свой путь в жизни...

1. Руководит полетами Владимир Горбунов.JPG

Руководит полетами Владимир Горбунов

Авиацентр совместно с «Областным центром развития творчества детей и юношества» является организатором «Открытого чемпионата Новосибирской области по парашютно-атлетическому многоборью», а совместно с Федерацией парапланерного спорта – областных соревнований по парапланерному спорту «Парящий полет» и паралетному спорту «Мотопараплан», «Паралет-1», «Паралет-2».

Техника высшего пилотажа

Как рассказал Владимир Горбунов, в 2019 году в Авиацентре на планерах L-13 Blanik прошли летную подготовку 48 кадетов Сибирского авиационного кадетского корпуса с общим налетом – 181 час, при этом 8 кадетов выполнили по 2 самостоятельных полета. В этом году L-13 Blanik осваивают 43 кадета, и 14 из них планируют вылететь самостоятельно.

– Кроме того, мы проводим парашютную подготовку. В 2019 году кадеты и воспитанники областного центра выполнили более 800 прыжков с парашютом. В этом году за их плечами 300 прыжков, еще 600 – предстоит совершить осенью, – уточняет мой собеседник.

Развивается и такое востребованное нынче направление как легкая авиация – парапланы, дельталеты, беспилотники.

– Наши специалисты разработали Курс учебно-летной подготовки на парапланах и представили его на утверждение в ЦС ДОСААФ России, следующее направление – КУЛП внешних пилотов, – говорит Владимир Горбунов. – Таким образом мы помогаем курсантам постепенно, лесенка за лесенкой, подняться в небо...

Отметим, что технический парк Авиацентра насчитывает более 30 единиц техники. На балансе новосибирских авиаторов 30 планеров и два самолета, имеющие Сертификат летной годности: Ан-2 – для выполнения парашютных прыжков и Wilga-35 – для буксировки планеров. Коллектив Авиацентра принимает участие в различных соревнованиях. Ближайшие – Кубок России по планерному спорту, запланированы на вторую половину августа и будут проходить на аэродроме «Евсино».

2. Подготовка к полетам.JPG

 Подготовка к полетам

Планер L-13 Blanik – спортивная модель, созданная усилиями чехословацких конструкторов. Первый образец этой модели планера был поднят в воздух в далеком 1956 году, но до сих пор Бланик остается самым востребованным тренировочным планером, который применяется по всему миру.

Сродни подвигу

То, что коллектив энтузиастов смог поднять авиационное направление на должную высоту, – это уже сродни подвигу, считает Владимир Горбунов. Всё дело в том, что государство не финансирует деятельность ДОСААФ, и Авиацентру, чтобы содержать авиационную технику, оборудование и персонал, приходится оказывать услуги населению на платной основе.

– Раньше была государственная программа по подготовке молодежи в авиационных организациях ДОСААФ. Многие заслуженные авиаторы получили путевку в небо именно в ДОСААФ. Сейчас это доступно лишь немногим – настолько, насколько позволяет государственное финансирование авиационно ориентированных образовательных учреждений. Не каждая обычная российская семья позволит себе полностью оплатить обучение летному мастерству. Это очень дорого...

– Получается, это удел элиты?

– Это удел тех, у кого есть время и есть деньги. Но, как правило, у тех, кто при деньгах, нет времени – они занимаются бизнесом. А чтобы стать пилотом, необходимо пройти курс теоретической подготовки и налетать примерно сорок часов. Это дело не одного-двух дней. Даже не одного-двух месяцев...

Сегодня в Авиацентре организовано парашютное направление для юношей и девушек Новосибирской области – но уже на коммерческой основе. А тех, кто хочет попробовать себя в профессии авиатора, научат управлять планером. В настоящее время такую подготовку проходит 10 человек. Полеты и прыжки проводятся на аэродромах «Бердск Центральный» и «Евсино».

3. Перед взлетом.JPG

Перед взлетом

Главная цель этих направлений – создать атмосферу отрешенности от повседневных проблем. «В конечном счете полеты – просто вид активного отдыха. Конечно, специфичного, но дающего своеобразную разрядку. Ну и заряженность на рабочую неделю. Кроме того, полеты – организующий и дисциплинирующий фактор», – считает Владимир Владимирович.

– К сожалению, в настоящее время востребованность в таких услугах значительно сократилась, – сетует мой собеседник. – В связи с пандемией мы оказались в довольно сложной финансовой ситуации. Население готово приобретать наши услуги – в мае-сентябре, а вот октябрь-апрель – самое сложное для нас время.

5. С первым самостоятельным прыжком.JPG

С первым самостоятельным прыжком!

– Летчиков ведь в отпуск на полгода не отправишь – они должны летать, поддерживать свой профессиональный уровень, – поясняет директор Авиацентра. – Летательные аппараты нужно содержать, технически обслуживать. А это, поверьте, немалые расходы, на которые мы должны зарабатывать сами. И когда средств нет, приходится очень тяжело...

Не секрет, что авиационное направление во многом дотационное – то есть, без финансовых вложений оно не выживет. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос взаимодействия с государством, конкретнее – с правительством региона о поддержке Авиацентра на всех уровнях.

– Необходимо, чтобы власти обратили внимание на благородную деятельность ДОСААФ России по подготовке юношей и девушек к активной жизненной позиции, – говорит в завершение Владимир Горбунов. – Это наша основная задача на ближайшее будущее.

6. Игорь Иванович Маликов - Герой России, заслуженный летчик-испытатель на полетах в Бердске.jpg

Игорь Иванович Маликов - Герой России, заслуженный летчик-испытатель на полетах в Бердске

Коллектив Учебно-авиационного центра ДОСААФ России поздравляет всех авиаторов с профессиональным праздником. И желает здоровья, обычного человеческого счастья, успехов во всех начинаниях. И самое главное – чистого неба!

Репортаж Лилии Вишневской


Просмотров: 261