Современный закон об образовании, вступивший в силу осенью 2013 года, дает множество возможностей для обучения детей: разные виды и формы образования.
Как обычному родителю сориентироваться в этом море и найти то, что максимально подходит для его ребенка? Тем более, если ребенок вроде и не инвалид, и умственно полноценный, но у него такие проблемы, как: плохое поведение, тяжелая педагогическая запущенность (характерно для тех детей, которые попадают под опеку или в приемные семьи), соматические заболевания (по каждому из которых вроде и не положено особого статуса, но реально учебу ребенок не тянет) или просто конфликт с учителями или учениками в классе? В любом случае ребенку можно найти помощь в рамках нового закона.
Новосибирская областная общественная организация приемных опекунских многодетных семей «Семья» получила грант в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии» и провела семинар по этим проблемам. На семинаре перед руководителями районных клубов приемных и многодетных семей, а также родителей детей с ОВЗ выступали: заведующая областной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) Богданова Наталья Александровна; начальник отдела общего образования департамента образования мэрии города Новосибирска Аникина Лариса Александровна; адвокат Солунин Егор Алексеевич, кандидат психологических наук, педагог-психолог ДДТ им. В.Дубинина; доцент НГПУ Хромова Ирина Валерьевна и специалист по тьюторскому сопровождению Федорова Ирина Александровна.
Каждому ребенку можно подобрать свой индивидуальный маршрут обучения. Родители обязаны начать обучение не позже достижения ребенком 8 лет. Если сложности незначительны и кратковременны, родитель имеет право обратиться к завучу с просьбой об индивидуальном плане, а также о возможности очно-заочной формы обучения. Если же становится понятным, что сложности ребенка связаны с его проблемами со здоровьем, то по направлению врачей или школы, а так же самостоятельно родитель имеет право обратиться в ПМПК (психолого-медицинскую педагогическую комиссию) за получением рекомендаций для ребенка. Причем если для родителей они носят рекомендательный характер, то при предъявлении их в школу директор обязан найти возможности претворить эти рекомендации в жизнь. Заключение ПМПК действительно в течение года для предъявления в школу и действует на протяжении того периода школы, в котором получено – то есть либо начальной, либо среднего звена. Так же есть возможность получить заключение ПМПК для поступления в ВУЗ, если человеку требуется индивидуальный подход в связи с его особенностями. Кроме районных ПМПК существует областной центр диагностики и консультирования, куда обращаются те родители, которые не согласны с решением районных комиссий.
Как утверждают специалисты, в каждой школе есть возможность по заявлению родителей потребовать создания педагого-психологического консилиума, который может помочь родителям уточнить для их детей индивидуальный образовательный маршрут. Родители с удивлением узнали о том, что за каждым из детей со статусом ОВЗ (особыми потребностями здоровья) в школе должен быть закреплен педагог, который отвечает за корректность исполнения рекомендаций ПМПК школой (это может быть классный руководитель, социальный педагог, психолог, кто-то из завучей).
Было опровергнуто мнение о том, что заключение ПМПК может как-то повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Поскольку заключение предъявляется только в школе, то его действие заканчивается после окончания и получения аттестата. Хотя само получение аттестата, сдача экзаменов может иметь определенные трудности для детей с ОВЗ ― опять же, по рекомендации ПМПК такие дети могут получить как дополнительное время на сдачу экзаменов, так и проведение их альтернативным способом или индивидуально.
Новым для многих родителей было понятие тьюторского сопровождения, то есть нахождения источника проблемы в обучении и помощи в ее разрешении (после этого тьюторское сопровождение может быть окончено).
Четырех часов семинара оказалось мало. Прения продолжались в кулуарах и на улице. Людям было очень важно обсудить способы решения проблем с обучением трудных детей, поскольку пока данная система только проходит свою обкатку в школах и требует постоянного вмешательства родителей в процесс согласования подходящих для их детей способов обучения.