Мало кто знает Дмитрия Маликова в роли композитора и пианиста. И еще меньше он известен как учитель и популяризатор классической музыки. В этом году народный артист задумал и осуществил благотворительный образовательный проект «Уроки музыки». В программу были включены шестьдесят городов по всей России. 20 ноября в Новосибирском музыкальном колледже имени Мурова состоялся 58-ой «урок музыки». Отыграв фортепианный концерт вместе с детьми, музыкант рассказал о своей миссии, о популяризации классической музыки и о воспитании дочери Стефании.
– Дмитрий, скажите, все-таки какова ваша цель, и довольны ли вы результатами проекта?
– Я этот проект сам придумал, самостоятельно нашел финансирование и воплотил его в жизнь. Хочу, чтобы вы правильно поняли, в мою миссию не входили непосредственные методические занятия с детьми, уроки музыки. Поднять престиж музыкального образования – это и есть одна из моих задач.
Если говорить о результатах, то считаю, что я справился. Как человеку публичному, мне удалось обратить внимание на проблемы музыкального образования. А проблемы эти давно и широко известны: низкие зарплаты у педагогов, отсутствие у родителей мотивации отдавать детей в музыкальные школы.
К примеру, в некоторых регионах доходит до того, что в музыкальных училищах пустуют духовые отделения. Мальчики не хотят играть на трубе. Работа в оркестрах стала не престижной и низкооплачиваемой...
За этот год в нашей программе приняли участие порядка 30 тысяч детей, а более 500 юных музыкантов смогли сыграть непосредственно со мной, на сцене. Если хотя бы один ребенок не бросит музыку после нашей встречи, то моя миссия будет выполнена.
– Будете ли вы следить за судьбой талантливых детей?
– Мы составляли список ребят, которые у нас выступали. Я встречался с губернаторами, просил помочь этим детям на местном уровне. Со своей стороны я могу посодействовать, например, в предоставлении студии. Могу как-то походатайствовать при поступлении, сам я закончил Мерзляковское музыкальное училище. Но это разовая помощь, а хочется, чтобы за детьми, особенно одаренными, было постоянное наблюдение.
– Что для себя вы вынесли из этого проекта?
– Я объехал практически всю страну, пожалуй, кроме Дальнего Востока, и получил огромное удовольствие от общения с людьми: как с организаторами, так и с детьми. Общение с юными музыкантами меня очень обогащает духовно. Моя душа развивается благодаря этому проекту, потому что чем больше ты отдаешь, тем больше в итоге получаешь. Конечно, уходит много сил, не всегда даже есть возможность дать детям автографы, ведь их так много...
В поездке я посмотрел много исторических памятников, в каждом городе посещаю художественные музеи. Я очень люблю живопись. И, конечно же, храмы. Особенно, это касается Золотого Кольца: Кострома, Вологда, Ярославль, Владимир – это все наши величайшие русские города.
Шестьдесят городов, два месяца вдалеке от дома, и утомительная дорога. Но, несмотря на накопившуюся усталость, я чувствую себя счастливым человеком!
– У вас ведь тоже растет дочь. Вы даете ей музыкальное образование?
Да, но играет Стефания неохотно, мы ее тоже иногда заставляем. Моя дочь с этого года стала проявлять большой интерес к химии. Для нас это был полный шок, ни я, ни мама к химии вообще никакого отношения не имеем. Дочь решает задачи на полгода вперед. У каждого из наших детей есть свои таланты, и надо их просто вовремя распознать. А музыка – это необходимая база для того, чтобы стать культурным человеком.
– Многие знают вас как эстрадного певца. Но вы же выступаете в Новосибирске со своей инструментальной программой «Pianomaniя»?
– Мне это особенно сложно, потому что, как говорит мой товарищ, у меня есть большой «крокодилий хвост» в виде эстрадной карьеры. На самом деле эстрадная карьера позволяет мне реализовывать и такие проекты, как «Уроки музыки», и вообще заниматься тем, чем я хочу. А инструментальная музыка, хоть и не всегда приносит деньги, зато позволяет мне достичь той глубины, которой нет в эстрадных песнях.
«Pianomaniя Classic» – это классическая музыка, которую я исполняю с большим оркестром, хором и с великолепным имперским русским балетом Гедиминаса Таранды. Это яркое красочное шоу, где представлены и опера, и балет, и фортепьянная музыка. Мы с этой программой объехали практически всю Европу.
– Кто приходит на ваши инструментальные концерты?
– Конечно, часть аудитории – это поклонники Дмитрия Маликова, они идут на каждый мой концерт. Случалось, люди узнавали, что будет именно инструментальная музыка и отказывались от покупки билетов.
Я был бы счастлив, если бы собирался полный зал слушать меня, как инструменталиста. Ведь у эстрадных песен есть своя аудитория, а инструментальная классическая музыка не имеет никаких ограничений.
Ирина Долженко,
фото автора
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!