Художник, «рисующий» картины светом

Художник, «рисующий» картины светом
19 июля 2012

Представьте, что Вы в какой-нибудь выходной вечер пришли в театр на спектакль или на концерт, сели в удобное обитое кресло, поговорили со знакомыми, попереживали, что кто-нибудь из Ваших друзей опоздает на начало. Вскоре зрители уже начали аплодировать, прозвенел третий звонок, открылись кулисы. На что Вы сразу обратили бы внимание? На актеров, певцов, декорации, музыку? Пожалуй… Но без чего не было бы атмосферы, действо на сцене не получалось бы столь привлекательным, а костюмы выступающих – яркими? Без чего аудитория не смогла бы увидеть то, что увидела? Без света. Раньше спектакли проходили под открытым небом: днем они освещались солнцем, а ночью – факелами. В эпоху Возрождения театры перебрались в помещения и обзавелись сальными свечами, которые очень чадили. Потом появились масляные, газовые лампы, а с XIX века – электрические лампы накаливания. В наши дни техника продолжает развиваться, и театры понемногу переходят на светодиодное освещение. Сейчас сложно представить театр без прожекторов, сканеров, движущихся голов. А если, сидя в зале, посмотреть по сторонам, то можно увидеть людей, которые стоят на балконах сбоку от сцены или сидят за пультом в своей комнате позади Вас, под потолком. Таких мастеров называют светооператорами, и без них вряд ли получится красочное представление. Свой профессиональный праздник – День художника по свету – они отмечают пока что неофициально, 11 июля. Эта дата была выбрана именно потому, что в этот день – 11 июля 1874 г. – русский электротехник Александр Лодыгин (1847-1923) получил патент на изобретение лампы накаливания.

А что же все-таки это за профессия – «художник по свету»?

Художник по свету – это человек, который, как настоящий живописец, создает в театре картины, передающие атмосферу спектакля. Один из представителей этой профессии – Сергей Николаевич Дубинкин – инженер-светотехник, уже 12 лет создающий светокартины в Доме ученых СО РАН. Световая картина – это композиция цвета и света, образованная последовательным включением ламп. Такие картины «рисуются» на цифровом пульте с большим количеством движков – «субмастеров»: один отвечает за яркость, другой – за насыщенность, третий – все это запоминает. А «грандмастером» можно включить и выключить сразу весь свет. На монитор компьютера выводится задуманный порядок включения осветителей. Можно запрограммировать время перехода картин, если оно точно известно, или переключать их кнопкой «GO» прямо во время спектакля. На пульте управления Дома ученых за один раз можно запрограммировать 999 картин! Кроме того, все движущиеся приборы управляются отдельно, с компьютера, через специальную программу.

По словам Сергея Николаевича, в одном представлении может быть от 1 до 300 картин. Каждой из них нужно задать настроение, время года, суток. Для этого художник своими кистями-прожекторами добавляет цвета. Кроме того, цветом можно подчеркнуть и костюмы: пурпурное платье в красном освещении кажется еще более насыщенным, а, например, зеленое блекнет. 

Если нужно обратить внимание на определенного человека, то мастер делает свет ярче, «выделяя» выступающего. Когда на сцене происходит активное действие, оператор приводит в движение осветители: они, словно брызги от кисти, делают яркие акценты. Если нужно создать таинственную атмосферу, то «выручает» или портальный свет (так называемые башни, находящиеся сбоку от актера), или нижний – рампа. Формула лучшего освещения, по мнению Сергея Николаевича, такова: лампы накаливания «плавнее зажигаются, более точно регулируются по яркости, у них более теплый естественный свет»; контровой свет (или задний), боковой, верхний (подчеркивает мимику) – так появляются объем, качественное изображение, «сочная картинка».

Работа светооператора довольно сложная. Перед представлением нужно настроить свет, что занимает целых 3-4 часа, потому что не все приборы управляются с пульта. Часто приходится самому опускать софиты, направлять и фокусировать светильники. А если какая-либо проблема возникает во время концерта (например, ломается прожектор), то светооператор сам бежит все исправлять. Более того, светотехник должен ухаживать за приборами, регулярно протирать их – минимум 1 раз в 3 месяца, потому что пыль, которая на них накапливается, влияет на их яркость, а еще может стать причиной пожара, так как лампы мгновенно нагреваются.

После описания непростой технической части профессии светооператора хотелось бы узнать о том, как им стать, о плюсах и минусах этой работы, а также о том, что каждому светотехнику необходимо помнить прежде всего.

- Сергей Николаевич! Расскажите, пожалуйста, как Вы начали свой путь светооператора?

- Я начал работать в глухие 90-е, когда наука стала разваливаться. Закончил оптический факультет в Новосибирске по специальности «оптика, оптико-электронные системы». Раньше он назывался НИИГАиК, сейчас – СГГА. После распределения я работал в Институте прикладной физики, 10 лет занимался наукой. Потом устроился в ДК «Юность»: просто в свое время занимался дискотеками – вот ребята и предложили мне эту работу. В общем-то, понравилось. А через какое-то время ушел из «Юности» в Дом ученых: здесь работать интереснее – больше проходит и спектаклей, и концертов.

- Чем Вам нравится Ваша работа?

- Работа живая, требует определенного творчества, никогда нет одинаковых ситуаций, всегда что-то новое.

- Какие есть минусы в Вашей профессии?

- Минус один – это когда люди отдыхают, а ты работаешь. У всех обычно в субботу и воскресение – выходные дни, а у меня – самый разгар работы. Хватает нагрузки и летом, потому что мы обслуживаем конференции. И ничего нельзя запланировать на выходные, так как не знаешь, когда у тебя выдастся свободный день. И тут уж никуда не денешься: людей немного, потому не всегда кто-то может подменить.

- Были ли какие-нибудь сложные ситуации?

- Конечно. Например, такой случай: намечался спектакль, где Гаркалин с Васильевой играли вдвоем. Мы все обсудили с помощником режиссера, и она мне сказала: «Вот в этом месте будет важный момент, когда надо выключить свет, а потом я приду и скажу, когда нужно его включить». И вот, дошло до этого места, я погасил свет – полное затемнение на сцене, спектакль идет, актеры там о чем-то разговаривают, а помощник режиссера ушла в это время закрыть огонек, который горел на пульте, чтобы было совсем темно. Прошло минуты 3, я сижу, волнуюсь, а на сцене во время спектакля спрашивают: «Ну, что, может, мы свет включим?», и так раз 5-6. Я жду, говорят дальше: «Пора бы уже включить свет. Нет, я сейчас точно включу свет», - такое вот идёт во время диалога. Я не знаю, что делать, включать мне свет или нет. Потом Гаркалин говорит: «Нет, я все-таки свет включу…» Ну, я тогда – бах, и свет залил, а помощник режиссера заходит и кричит: «Зачем?!» Вот так иногда бывает.

- Сколько примерно нужно человек, чтобы осветить спектакль или концерт?

- В принципе, и один человек может вести спектакль, и мне приходилось так уже делать не раз и не два. Приезжает помощник режиссера, с ним мы обсуждаем, какой должен быть свет и потом уже работаю. Бывает, конечно, очень сложно, когда никто не стоит рядом и не говорит, в какой момент нужно переключать свет, и приходится ориентироваться только по тексту – на каких словах переходить с одной картины на другую. Спектакли обычно не репетируют перед выступлением, а ставят сразу, как только приехали, поэтому и ориентироваться нужно быстро.

- Что нужно учитывать в работе светооператора?

- Если говорить о работе за пультом, то это дело не такое и простое, потому тут необходимы такие качества, как дотошность, терпеливость; нужно вовремя успеть включить, выключить, настроить. Нельзя отвлекаться, нужно все время следить за управлением. А когда с людьми общаешься по работе, то тоже нужно быть терпеливым, так как часто трудно договориться и понять, что хочет от тебя другой человек. Например, у меня был такой случай: мы обсуждали с помощником режиссера, как настроить свет. Он сказал: «Мне надо сделать такую картину – Рига, 6 часов вечера». Во-первых, я ни разу не был в Риге, а, во-вторых, неизвестно, какое должно быть время года, настроение, цвета, да и рижских декораций на сцене тоже не было. Но вот как-то мне все же удалось такую картину сделать.

- Какая главная задача художника по свету?

-Удовлетворить зрителя и не испортить спектакль, ведь свет играет в представлении большую роль – это и настроение, и душевное состояние героя, и все надо учитывать.

- Что важно знать художнику по свету?

- Когда я учился на оптике, то у меня было много разных предметов. Например: информатика, технология конструирования, прикладная оптика и др. На факультете было 3 специальности: «Технология оптического производства», «Конструирование оптических приборов» и моя специальность – «Оптика, оптико-электронные системы».

- Насколько сейчас востребована эта профессия?

- Честно говоря, не знаю, насколько она востребована, но когда в прошлом году мне нужен был сотрудник, то найти его было очень тяжело. Даже светотехников очень мало, а уж настоящих художников по свету – и того меньше! Иногда в театре есть просто осветители, а художника по свету приходится приглашать: он сам за пультом не сидит, а только составляет картины. Обычно в театрах есть разделение: аппаратчики сидят за пультом, а направщики настраивают свет. В Оперном театре есть специальные «пушковые», которые стоят только на пушках – следящих прожекторах, а еще есть планшетные работники, когда в каждой ложе, на каждом посту стоит человек.

- Как Вы думаете, эта профессия сейчас не популярна?

- Нельзя сказать, что она не популярна – просто очень ограничена. Ведь, допустим, в «Красном факеле» или в Оперном театре есть свой штат, и им больше не надо, поэтому вакансий нет. Но, я думаю, что творческий и понимающий свое дело человек всегда найдет себе работу.

- Какое, на Ваш взгляд, будущее у профессии светооператора?

- Я думаю, что вряд ли она куда-то исчезнет, потому что театр – это вечно. Телевизор и Интернет никогда его не заменят, и всегда найдутся люди, которые захотят прийти на спектакль.

Теперь мы знаем, кто создает неповторимую атмосферу театра. Именно они, эти скромные творцы – художники по свету – оттеняют искусственность представления и делают театр живым.

Арина Лукаш, Дарья Петрова

Фото: Арины Лукаш

Просмотров: 3987

Новости
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вспоминая Жванецкого
Недавно в Академгородке вспоминали известного сатирика Михаила Жванецкого. В Доме ученых прошло два мероприятия его памяти.  
Это выставка «Михаил Жванецкий: я шел своей дорогой…» и очередное (15) заседание Клуба межнаучных контактов СО РАН «Читаем Жванецкого: от студента до академика».
Мост в китайскую мечту
Региональный тур 17 Всемирного конкурса по китайскому языку для школьников «Китайский язык – это мост» прошел 12 апреля. В нем приняли участие ученики школы МБОУ СОШ № 112, а также ученики из других школ Новосибирска, Кемерово, Екатеринбурга, Барнаула и Бийска. С каждым годом количество участников и уровень подготовки школьников растут, что говорит о популярности китайского языка и важности его изучения.
Мэрия расскажет про благоустройство территорий
18 апреля в 16 часов в Ресурсном центре общественных инициатив «Активный город», по адресу ул. Арбузова, 1а состоится «Информационный день мэрии города Новосибирска», посвященный вопросам благоустройства территорий. Приглашаются все желающие.
В армию – до 30 лет И в погранвойска
8 апреля на аппаратном совещании в Администрации Советского района Военный комиссар Советского и Первомайского района Эдуард Зевин рассказал об особенностях нынешнего призыва:
Вверх