Как можно представить будущее на сцене театра? Берлинский режиссер и драматург Макс Шумахер рассказал об этом новосибирским зрителям. Тема доклада звучала как «Постановка научной фантастики: насколько визионерским может быть театр? Размышление о перформативном искусстве и утопическом мышлении». Встреча в литературной гостиной книжного магазина «КапиталЪ» состоялась в рамках инициативы «Новосибирский Открытый Университет».
Мероприятие было ориентировано на широкую публику, выступление включало множество видеоматериалов. Кроме того, Макс Шумахер вместе с хореографом Марией Пятковой представил идею постановки перформанса «Академгородок – Силиконовый лес», для которого сейчас при поддержке Гете-Института в Новосибирске проводится подготовительная исследовательская работа. Режиссер рассказал, как его международная театральная группа Post Theater (Берлин/Штутгарт) инсценирует собственные представления о будущем, связывая документальный театр и утопические видения...
Академгородок – это одна великая мечта
Как признается Мария Пяткова, она дитя Академгородка: здесь девушка родилась, жила, ее родители – научные сотрудники, профессора из Академа. Сначала Мария изучала в НГУ молекулярную биологию на факультете естественных наук, даже уехала в Германию учиться в аспирантуре. И только там окончательно поняла, что больше, чем наукой, ей хочется заниматься современным танцем. Сейчас она профессиональная танцовщица, последние годы работает хореографом. А еще ее интересуют мультимедийные технологии в театре и на сцене...
– Мы хотим поставить спектакль об Академгородке. Мы – это я и Макси. Мы вместе пришли к этой идее и сейчас собираем материалы про Академгородок. Спектакль будет называться необычно: «Академгородок – силиконовый лес». На это название нас натолкнуло произведение «Силиконовая долина». Академгородок находится в лесу. Это город-лес, и местные жители борются за то, чтобы запретить вырубать зеленые насаждения под застройку. А еще мы считаем, что лес – идеальное место для сказки.
Понимаете, Академгородок – это одна великая мечта, построение идеального научного города. Нам интересна проблема аутентичности: каким образом люди пытались воплотить свою мечту и что из этого получилось? Могут ли существовать идеальные города – центр науки и инноваций? Какое у них будущее? Мы планируем провести сравнение с подобными проектами в Европе. Например, с исследовательским кампусом концерна Bosch в городке Реннинген под Штутгартом, который начал работать в конце 2015 года и объединил центры передовых научных исследований в различных областях на одной территории, а также с «братом-близнецом» Академгородка – районом Adlershof в Берлине. Этот район на территории бывшего восточного Берлина возник в рамках государственного проекта по созданию научного центра в ГДР и получил мощное развитие после объединения Германии. При изучении этих объектов напрашиваются важные вопросы. Насколько продуктивна идея создания такого микрогорода для работы и проживания ученых? Насколько ученым необходимо проживание закрытым сообществом, отстраненность от «обычных» людей? И вот исследование этого феномена мы реализуем в театральной постановке. Для этого мы сюда приехали, встречаемся с людьми первого исторического поколения Академгородка, знакомимся и общаемся с учеными – теми, кто давно работает в университете и в научных институтах. Еще мы хотим пообщаться с молодыми людьми, с IT-специалистами, которые представляют современный Академ.
Хореограф Мария Пяткина: «Вы знаете, что Академгородок на Западе называют «Силиконовым лесом»? За то, что здесь много различных IT-компаний, стартапов. Одним словом, нам важно понять, какого рода люди работают в научном городке, насколько сильна их привязка к Академгородку и существовал ли в то время и сейчас «научный патриотизм»...
Для зрителя Германии это будет настоящей научной фантастикой!
Макс Шумахер изучал драматургию в Берлинском университете им. Гумбольдта, затем окончил курс магистратуры по перформативным искусствам в Нью-Йоркском университете. С 1999 года работает свободным драматургом, режиссером. Вместе с Хироко Танахаси руководит известной на международном уровне театрально-перформативной компанией Post Theater. В 2002 году из Штатов Макс вернулся в Германию. Он работал над более чем 50 проектами в 20 странах Восточной Азии, Юго-Восточной Европы. И, конечно, у себя на родине. Лауреат многочисленных премий, призов и стипендий.
– Наш спектакль не об истории Академа – она уже достаточно исследована. В частности, недавно театр «Старый дом» сделал спектакль «Элементарные частицы» на эту тему. У нас другая задача – исследовать Академгородок как феномен. Нам интересно, как живет и какова его судьба городка, построенного «по приказу сверху», то есть, по плану государства, насколько дух изобретательства и инноваций способен существовать в строго определенных условиях. Что получится на выходе, мы еще не знаем. Это же исследование! На сцене будет показан эксперимент, и объектом этого эксперимента станет Академгородок в развитии.
Мы хотим нестандартно подойти к этому вопросу, а для этого «создадим» свою машину времени. Все попадут в будущее, а машина искусственного интеллекта приступит к созданию идеального научного города. Это перформанс на сцене! Зрители станут участниками этого фантастического действа. Также будет интерактивная часть, когда с помощью смартфона каждый сможет голосовать за определенный вариант развития событий, влияя тем самым на ход истории. Так что постановка будет видоизменяться: не существовать в жестких сценарных рамках, а всё время меняться. Для зрителя Германии, которые понятия не имеют об Академгородке, – это будет настоящая научная фантастика! Да и для российского зрителя, мы уверены, это непривычный формат.
«Будущее на сцене – это всегда полный зал»
– Поскольку я специалист в области документального театра, особенно театра, который занимается научной фантастикой, то и в своих постановках использую много инсталляции, – продолжает Макс Шумахер. – Это и вращающиеся экраны-декорации, и сцена с белоснежным полом, похожим на экран, на котором все время меняются анимационные световые проекции... Понимаете: никогда еще воздействие технологий на человечество не было таким сильным, как сейчас. Поэтому, я считаю безответственным, если бы театр это проигнорировал и не рассматривал бы воздействие технологий будущего на современное общество. Поэтому мое режиссерское видение включает в себя и инсталляции, и использование видео.
Почему же наши театры так часто обращаются к прошлому и настоящему, и очень редко к будущему?! Ведь «Апокалипсис» в Евангелии от Иоанна тоже считается фантастической литературой – первой ласточкой в этом жанре. Там в деталях рассказывается о далеком будущем, подробно описан конец света... В годы моего детства считалось, что научная фантастика – литература низкого пошиба. И после 14 лет ребенок не должен был читать такие книги, он должен был уходить от сказок в мир реальности. То есть взрослеть. Согласен, большинство научно-фантастических опусов действительно было плоховатого качества. Не предназначенных для взрослых читателей, такое себе полудетское чтиво. Известные немецкие писатели вообще не прикасались к научной фантастике. В те годы интеллигенция из ГДР и соцстран считала, что популярная литература, кино, музыка не заслуживают уважения, поскольку работают на потребительское общество, на капитализм. Это привело к тому, что сегодня в Германии практически нет театров, который занимались бы постановками в жанре научной фантастики. Исключение – небольшие независимые театры. Режиссеры бояться ставить такие спектакли, считая, что для реализации таких спектаклей необходимо вводить спецэффекты, применяемые в кино, но ведь в театре невозможно конкурировать с киношными спецэффектами! В Post Theater мы прошли путь от театра исследований до театра фантазий, где зрительный эффект достигается благодаря подсветке и инсталляции, а порой на сцену входят люди-роботы... Я смешиваю документальный жанр с жанром научной фантастики. В Германии это называется – провокация, когда зрители находятся в замешательстве от невозможности разделить реальность от вымысла.
Режиссер Макс Шумахер: «Будущее и фантастика на сцене – это всегда полный зал. Но такие спектакли огромная редкость. Считается, что жанр научной фантастики недостоин большой сцены. И в этом ошибка людей, которые занимаются театром. Обычно в театре работают люди высокомерные, я сейчас говорю о немецком театре. Они смотрят на тех, кто занимается научной фантастикой, свысока...»
В заключение добавим, что финансирование этого проекта идет из Германии, поэтому премьера спектакля состоится именно в Германии. А затем спектакль, как обещают его создатели, увидят новосибирцы и гости столицы Сибири.
Лилия Вишневская.
Фото Максима Филатова
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!