5 октября. В этот день в воздухе витает легкий аромат цветов, играет «Школьный вальс», то тут, то там раздается веселый детский смех. В центре внимания, конечно же, педагоги. Именно они открывают новые грани талантливых учеников и совершенствуют их, подобно мастеру, шлифующему алмаз...
Богата талантами сибирская земля!
В преддверии праздника мы представляем нашим читателям прекрасного человека и замечательного педагога – Марию Ивановну Мазур. Более четверти века она работает в Советском районе, из них 8 лет – в гимназии №6 – Образовательном центре «Горностай». Кандидат педагогических наук, учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора по научно-методической работе, методист областного Центра по работе с одаренными детьми, Председатель математического объединения математиков, номинант на премию Президента РФ «Лучший учитель России» 2006 и 2012 года. За годы своей педагогической работы Мария Ивановна выпустила немало учеников, многие из них сейчас поднимают отечественную науку. Но есть у нее особый ученик. Новость о нем месяц назад буквально взорвала Интернет. Михаил Путилин, ученик 11 класса – того, который ведет Мария Ивановна Мазур. Но давайте обо всем по порядку...
Миша Путилин в августе 2015 года выиграл «золото» на XXVII международной олимпиаде по информатике, которая проходила в Казахстане. Сборная России тогда заняла 1 место: 3 золотых и 1 серебряная медали. Итоги международной олимпиады для многих стали неожиданными: одиннадцатиклассник московской школы имени Колмогорова Михаил Ипатов показал второй в мире результат – 561 балл, а его тезка, новосибиряк Михаил Путилин, набрал 498,5 баллов. Хотя, почему неожиданными? Сибирская земля всегда славилась талантами!
«Среда – как рассол. Огурец засаливается и получается крепким, хрустким»
С Марией Ивановной Мазур мы говорили о педагогических успехах, о роли учителя в процессе воспитания и о школе в целом.
– Мария Ивановна, ваше видение этого феномена. Не каждая школа может похвастаться такими успехами своих воспитанников...
– Огромное влияние на развитие личности ученика оказывает среда. Ребенок пришел в гимназию и нашел своего учителя, свою интеллектуальную среду. Ведь «Горностай» – это целая педагогическая система: уроки, факультативы, внеурочная работа – конкурсы, индивидуальное сопровождение тех, кто хочет углубленно заниматься каким-то предметом. Все это называется – «педагогическая система». Если ребенок начинает с ней взаимодействовать, включаться в нее, то считается, что он принял эту среду. И тогда они начинают друг друга видоизменять. Чем ученик становится старше, тем сильнее он воздействует на среду, подстраивает ее под себя: меняет руководителя, спецификацию...
Как объяснила педагог, если бы она была авторитарным, жестким человеком, то все ребята сейчас занимались бы исключительно математикой. Но ведь так нельзя, считает Мария Ивановна, у детей должна быть возможность выбрать направление самостоятельно. Поэтому сейчас у нее профессионально математикой занимаются только двое. Зато учатся два призера Всероса по математике, один по физике и по информатике. Это не считая таких олимпиад как Всесибирская, «Воробьевы Горы» и других – там участников и победителей, конечно, больше.
– Миша тоже проявил себя вначале как математик?
– В 7 классе Миша определился со своим направлением. И когда стало понятно, что парень тяготеет к информатике, его под свое крыло взял Михаил Михайлович Атучин – математик-информатик, учитель первой квалификационной категории, который сейчас его тренирует. И теперь математика для Миши – предмет сопровождающий. Но я ему говорила: «Если хочешь быть хорошим программистом, ни в коем случае не бросай математику!» Миша всё правильно понял. В результате он призер по математике и победитель по информатике. Он бы мог показывать и дальше прекрасные результаты по моему предмету, но это не сфера его деятельности.– Да, конечно. Я их взяла в 4-м классе. Математика – это был его выбор, он сразу увлекся точными науками. Сначала был математический кружок, математические игры в рамках области, математические олимпиады разного уровня, потом Всеросы. Парень набрался опыта, повысил самооценку. Хотя надо сказать, звездную болезнь мы не допускаем – все наши ребята адекватно воспринимают свои успехи. Так что среда – как рассол. Огурец попадает в хороший рассол, засаливается, получается крепким, хрустким. А если еще и генетика подходящая у этого огурца, тогда все получается выше всяких похвал...
– Не за горами последний звонок. Вы обговаривали с Михаилом его будущий выбор?
– Скорее всего, он поедет в Санкт-Петербург – там собралась самая сильная в России команда программистов. С таким уровнем его возьмут учиться на бюджет, я уверена – такие случаи у нас были. Михаила приглашали разные учебные заведения России, в том числе и московские, но он остался в Новосибирске. Когда программисты достигают определенного уровня, им тренер нужен только как консультант, а не учитель. Миша уже сделал себе имя, и теперь имя работает на него...
«Родители гордятся мной и довольны моими успехами»
Пообщались мы и с Михаилом Путилиным. Он вовсе не вписывается в традиционный образ «компьютерного ботана». У него прекрасное чувство юмора, он человек с чувством собственного достоинства и вполне адекватной самооценкой, незамкнутый и весьма разговорчивый. Миша – первый в семье математик. Есть у него и старший брат, но, как признался наш собеседник, к математике он не имеет никакого отношения.
– Миша, расскажи о своих успехах. С чего всё начиналось?
– В 7 классе я увлекся информатикой, на каникулах ездил в летние и зимние компьютерные школы от МФТИ. Весной этого года в Архангельске состоялась Всероссийская олимпиада, где я занял 1 место. Потом были летние сборы в Твери. По их результатам на Международную олимпиаду школьников по программированию от России отобрали 4 человека, в том числе и меня. Так я попал на самую серьезную из всех школьных олимпиад. Она вклю-чала несколько видов заданий, связанных с программированием и решением задач. Для решения каждой необходимо было написать программу на языке C, C++ или Pascal, на всё отводилось 5 часов. Затем программа оценивалась с помощью запуска на наборе секретных тестов, а участникам начисляли баллы за каждый правильно решенный тест. В итоге я получил золотую медаль, заняв 13 место в рейтинге из 25-ти. Всего было около 300 участников.
Михаил точно знает: даже с его подготовкой на 1 курсе ему придется нелегко. Ведь он собирается поступать либо в Санкт-Петербургский Университет информационных технологий, механики и оптики – один из лучших вузов России в области IT, либо в «Академический университет». А туда приходят ребята с таким же уровнем знаний, как у него.
– Как родители относятся к твоим победам?
– Родители гордятся мной, они довольны моими успехами.
Напоследок мы предложили Мише, пользуясь случаем, поздравить своих педагогов с Днем учителя.
– Хочу поздравить Марию Ивановну Мазур, Михаила Михайловича Тучина, свою первую учительницу – Ольгу Васильевну Мельникову! Спасибо за Ваш самоотверженный труд! Пусть жизнь дарит Вам радугу улыбок. Огромной любви, тепла в отношениях с Вашими близкими и друзьями. Крепкого Вам здоровья, большого счастья и хороших учеников!
У нас у всех была первая учительница, которая учила нас, как поется в песне, «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…», а потом подросших малышей передавала своим коллегам, которые вели их дальше по дороге знаний. Поэтому у каждого из нас сегодня есть возможность поблагодарить в этот день тех, кто любим и уважаем. Кто ежедневно отдавал и будет отдавать ребятам часть своей души. Давайте же поздравим наших дорогих учителей и пожелаем им всего самого светлого и радостного!
У нас у всех была первая учительница, которая учила нас, как поется в песне, «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…», а потом подросших малышей передавала своим коллегам, которые вели их дальше по дороге знаний. Поэтому у каждого из нас сегодня есть возможность поблагодарить в этот день тех, кто любим и уважаем. Кто ежедневно отдавал и будет отдавать ребятам часть своей души. Давайте же поздравим наших дорогих учителей и пожелаем им всего самого светлого и радостного!
Лилия Вишневская.
Фото автора