Альбер Камю. Зона риска Антона Маликова

Альбер Камю. Зона риска Антона Маликова
14 июля 2016

Свой театральный сезон новосибирский театр «Старый дом» завершил премьерой спектакля «Недоразумение» по одноименной пьесе французского писателя, философа и драматурга Альбера Камю. Поставил необычную историю Антон Маликов – «любитель провокаций и экспериментов, интеллектуальных погружений и психологических самоистязаний», чьи спектакли хорошо знакомы публике Москвы, Петербурга, других городов России. А теперь с творчеством молодого российского режиссера смогли познакомиться и новосибирцы...

Недоразумение в квадрате

Знакомство Антона Маликова с театром «Старый дом» произошло год назад в Петербурге на фестивале «Радуга», куда «Старый дом» привез свои «Элементарные частицы». Тогда и последовало предложение – поставить в Новосибирске спектакль. Антон предложил Камю «Недоразумение». «Мы искали пьесу, которая бы устроила всех, а еще – чтобы это был новый шаг и для меня, и для театра», – рассказал Маликов.

М9.JPG 

Вся эта пьеса проникнута духом философии абсурда Альбера Камю. В ней, как в зеркале, отражаются ключевые положения теории ее автора. Не случайно персонажей немного – всего четыре. Все они представляют основные грани драгоценного философского камня Камю. Абсурд, по мнению автора, рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира – с другой. По мнению драматурга, сам мир неразумно устроен. Отсюда и название – «НЕдоРАЗУМЕНИЕ»...

«Эта пьеса не особенно популярна и известна: кому бы я ни озвучивал название, все пожимали плечами. Может быть, в свое время она была воспринята как неудачная, и потому оказалась на задворках литературы... Даже первая премьера, осуществленная практически сразу после ее написания, была неодобрительно встречена театральной общественностью...».                                                                                                                                          Режиссер Антон Маликов

«Я люблю рисковать: с авторами, сюжетами, смыслами...»

О новом спектакле, о будущих работах, планах и мечтах рассказывает гость «Бумеранга» Антон Маликов.

– Антон, в вашей режиссерской копилке несколько постановок. Пушкин, Горький, Островский. Это понятно: лучшие образцы русской литературы. А теперь Камю... Причем не самое популярное произведение. Почему?

М2.JPG 

– Эта пьеса попалась мне на глаза совершенно случайно. Хотелось поставить нечто необычное, в какой-то степени неожиданное, чтобы и название было неоднозначное. Пьесу, внутри которой существовал бы риск: состоится или не состоится. Согласитесь, есть ощущение, что эта пьеса драматургически несовершенна. Сам текст очень сложный, труднопроизносимый. Его нужно было нанизывать на что-то живое, сегодняшнее, настоящее. И главное – разобраться с человеческой историей, заложенной внутри пьесы. Именно с семьей, ведь Камю писал «Недоразумение», сосредоточившись на социальном аспекте – в общемировом понимании. Мы же ушли в частное, интимное.

– Камю в списке ваших любимых авторов?

– Пожалуй, да. Очень интересный и в то же время очень сложный автор. Многие его считают «головным». В какой-то степени это так, но я чувствую в нем тихую экспрессию: всё не так просто, как кажется. Я не отрицаю «головное», эмоцию и наоборот. Но одно не может существовать без другого. Человек гораздо сложнее любых определений. С одной стороны, при прочтении ощущается какой-то холод и рациональность, с другой – в его произведениях заложено много иррационального, которое нелегко разгадать.

М3.JPG 

«После первого прочтения этой пьесы я почувствовал скрытое тотальное одиночество, заложенное внутри этой истории. Оно словно бомба замедленного действия. Я совершенно не понимал, как это воплотить, и именно эта территория незнания меня привлекла. Можно назвать это вызовом самому себе, сознательным погружением в зону риска...».                                                                                                                                                               Режиссер Антон Маликов

– Как вы определяете жанр постановки: это детектив?

– Нет, нет, это не детектив. Мне не нравится это определение. Лично у меня после прочтения этой пьесы возникает стойкое ощущение трагедии или фильмов Линча.

– Но ведь «Преступление и наказание» по своей сути – психологический детектив...

– И да, и нет. Конечно, его можно назвать детективом, но я не стану этого делать. В пьесе Камю, безусловно, ощущаются мотивы Достоевского. По сути, Достоевский оказал колоссальное влияние не только на Камю, но практически на всех писателей XX века. В процессе создания спектакля мы всё это обсуждали, обговаривали, спорили об этом.

М4.JPG

– Как вы думаете, Камю будет интересен нашей публике?

– Хочется верить, что Камю нужен современному зрителю. Он экзистенциалист. В его время экзистенциалисты были озабочены концом света. Представьте: 43-й год, оккупационный Париж. Французы практически без боя сдали страну немцам, и вся прогрессивная общественность была обеспокоена этими событиями. Сегодня тоже присутствуют подобные настроения. Хотя речь о конце света уже не идет, дело совершенно в другом – в конце нравственности, что ли... Мне хотелось понять, как изменилось время и сознание людей за семьдесят с лишним лет. Представить, а как бы Камю сегодня посмотрел на эту историю?

– Атмосфера любого спектакля задается его музыкой. У вас совершенно необыкновенная музыка! Откуда она?

– Для «Недоразумения» мы специально выбрали необычную музыкальную тему, которую зритель слышит в течение всего действия. Это звуковые вибрации планеты Юпитер, записанные космическими аппаратами Вояджер-1 и Вояджер-2 и исследуемые специалистами NASA. Такое решение обусловлено необычностью этой планеты. Бога Юпитера вспоминают некоторые персонажи произведений Камю, а в тексте «Постороннего» даже описан сюжет влияния этой планеты на мир героев. Энергия разрушения Юпитера – это еще один персонаж внутри нашей истории.

М5.JPG

– Театральная критика называет вас «мастером провокаций». В «Недоразумении» тоже есть провокации?

– Для меня это обычный спектакль, а для кого-то все происходящее на сцене может показаться провокацией. У нас нет ни одной мизансцены, которая не была бы объяснена. Каждая тщательно разобрана. Мы отнеслись к тексту как патологоанатомы, разрезая каждое слово. Чтобы каждый шаг был ясен и понятен, чтобы не оставалось смысловых пустот.

– То есть, в спектакле больше динамики внутренней, нежели внешней?

– Да, именно так. Спектакль, можно сказать, медитативный, выстроенный на восприятии. В одной сцене может происходить до 150 изменений. Они не будут влиять на зрителей явным образом – скорее, сыграют роль 25 кадра. Вроде бы неочевидно, незаметно, но на подсознание подействовало, и возникла тревога.

«Создавая спектакль, мы сосредоточились исключительно на семье, которой была нанесена травма. Она и явилась катализатором той трагедии, которую мы застаем в финале. К сюжету и его развязке мы старались подойти как психотерапевты, раскладывающие пасьянс из истории болезни...».                       Режиссер Антон Маликов

М6.JPG

– А какой автор следующий на очереди?

– Это будет Горький. В Польше я ставлю пьесу «Мещане», премьера которой состоится 10 декабря 2016 года.

– Антон, и напоследок. О чем мечтает молодой амбициозный режиссер?

– О чем я мечтаю... О чем же... Пожалуй, поставить оперу «Электра» Рихарда Штрауса. Понимаете, у меня нет плана, расписанного, скажем, на пять лет вперед. Конечно, предложения есть, которые сейчас в обсуждении. Довольно интересные, рискованные. Я вообще люблю рисковать: с авторами, сюжетами, со смыслами. Со всем! Не идти по накатанной дорожке, а стремиться дальше, к неизведанному.

– Скандалов не боитесь?

– Не боюсь! Даже ожидаю (смеется). С удовольствием!

М8.JPG

Досье «Бумеранга». Антон Маликов. Российский театральный режиссер (Москва). Выпускник режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская Л.Е. Хейфеца, 2013 год). Работал ассистентом Камы Гинкаса на съемках телефильма по повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» («По поводу мокрого снега») и на постановке спектакля «Шуты Шекспировы» (Московский ТЮЗ).

В числе режиссерских работ Антона Маликова: «Лес» А.Н. Островского (ГИТИС, Москва), «Я – или Бог, или никто» по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (Центр имени Мейерхольда, Москва), «Тихий шорох уходящих шагов» Д. Богославского (Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова), «Потрогай мои крылья» М. Веннеред (Центр драматургии и режиссуры им. Казанцева и Рощина), «ETO VSЁ ONA» по пьесе А. Иванова (Норильский заполярный драматический театр им. Маяковского, Норильск). Спектакль «WASSA» по мотивам пьесы М. Горького (Курганский государственный драматический театр, Курган) – участник программы «Маска плюс» Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска-2015».

Принимал участие в театральных лабораториях в Таллинне, Димитровграде, Казани, Красноярске, Тобольске и Москве. C 1 января 2016 года является режиссером Teatr Polski в Щецине.

Лилия Вишневская. Фото автора

Просмотров: 1246

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх