«ПОКРОВСКАЯ ОСЕНЬ»

«ПОКРОВСКАЯ ОСЕНЬ»
18 октября 2017


В Новосибирске играют музыку 1917 года


В Новосибирской филармонии проходит XVIII фестиваль русской музыки «Покровская осень». В этот раз организаторы предлагают публике перенестись на 100 лет назад. Посвященный революции и музыке 1917 года, музыкальный форум представляет слушателям сочинения отечественных композиторов, писавших музыку в дни, когда вся страна жила ожиданием великих перемен...

Революционная осень

1917 год. Война, нарастающее революционное настроение, стачки, забастовки. Народ выходит на улицы, повсюду звучат призывы «Долой царя!» и «Вся власть народу!». Поразительно, но всё происходящее каким-то образом уживается с тем, что люди ходят в оперу, на концерты, сидят в трактирах, увлекаются сеансами немого синематографа. В этой атмосфере рождаются гениальные стихотворения, сочиняются симфонии... Причем искусство в большей степени отражает бунтарский дух времени, нежели непосредственную связь с событиями...

Фестиваль русской музыки «Покровская осень» обращается к произведениям, созданным в 1917 году, не акцентируя при этом на политической составляющей. Пожалуй, лишь «Гимн свободной России» Александра Гречанинова на стихи Бальмонта является прямым откликом на революционные события. Композиция, которая могла стать, но так и не стала новым государственным символом после Февральской революции. Едва новости о перевороте долетели до Москвы, композитор буквально за полчаса сочинил музыку. Временное правительство отвергло этот вариант, но гимн не затерялся в годах. Его звучанием и открылся фестиваль «Покровская осень».

Пять музыкальных вечеров, пять различных концертных программ подарят в этом году слушателям коллективы филармонии и приглашенные солисты из Москвы и Хабаровска. Зрители услышат оркестровую, фортепианную и хоровую музыку и традиционно – несколько премьер. Прозвучат как известные широкой публике произведения, так и сочинения, исполняемые крайне редко. Большая часть авторов, представленных на фестивале, – это слава отечественной музыки. Три поколения российских композиторов: Глазунов, Рахманинов, Метнер, Гречанинов, Прокофьев, Стравинский, Мясковский... в чьем творчестве так или иначе отразились события давно минувших лет.

Музыка 17-го годанаше ноу-хау

Нынешний фестиваль полностью посвящен музыке 1917 года. Как признается Владимир Калужский, идею вынашивали несколько лет, думали, чем занять публику. Даже переживали, что задумку перехватят. Обошлось. «А дальше надо было найти музыку. Как это делается? Берешь биографию композитора и начинаешь смотреть, что он написал. Нам просто повезло, что крупнейшие русские авторы в 1917 году творили, творили вдохновенно, писали замечательные произведения...».

5.JPG

– Любая революция оказывает серьезное влияние на культурную жизнь страны, но далеко не всегда с точки рения проблематики. Кромвелевская, в Англии, привела к тому, что была запрещена опера, но потом она начала бурно расцветать. Великая французская революция породила Парижскую консерваторию. После революции 1848 года целая плеяда замечательных музыкантов из Европы эмигрировали в США, и там начался расцвет домашнего музицирования. Февральская революция 1917 года сделала самое главное – превратила Россию из империи в республику: всё, что было потом, создавало лишь нюансы, которые наслаивались на республиканскую платформу...

Безусловно, музыка 17-го года – это наше ноу-хау. Но главная особенность фестиваля в том, что он проходит уже в 18-й раз. Из робких побегов превращается в значимое не только для Новосибирска, но и в целом для страны явление. Нигде в России нет таких масштабных фестивалей русской музыки! Мы эту культуру несем давно, и постепенно начинаем насыщать наш исполнительский корпус музыкантами из других городов, – отметил художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский

Метнер – это заповедные места русской души...

Также на открытии фестиваля прозвучал Фортепианный концерт Николая Метнера. Тяжело складывалась судьба этого композитора после революции. В 1921 году он эмигрировал в Германию, бедствовал и, по сути, выжил только благодаря помощи Сергея Рахманинова...

Первый фортепианный концерт Метнера исполнил солист Хабаровской краевой филармонии Владимир Будников, который заслуженно считается открывателем многих партитур русских композиторов-эмигрантов. И в частности Николая Метнера. Инициатор создания проекта «Возвращение музыкального наследия России» и автор проекта «Фортепианная гостиная» в Хабаровске представил свое видение музыки революционной эпохи в России.

6.JPG

– Русская музыка начала XX века для меня давно стала родной. Еще в 2006 году в недрах Хабаровской филармонии возник проект «Возвращение музыкального наследия России». Идея была в том, чтобы вернуть слушателям музыку композиторов, по разным причинам покинувших страну в результате трех революций. Они увезли с собой ту Россию, которую любили, которой гордились, и там, за рубежом сохранили ее. У нас же страна становилась на новые рельсы  – создавалось что-то новое, уходило в забытье привычное. Мне стало интересно, что же именно они увезли, что сохранили? Я стал изучать наследие Метнера, сыграл много его сочинений. И понял: то, о чем говорит композитор, все эти метнеровские смыслы, в большинстве своем сегодня не исследованы, забыты. Я рад, что на фестивале «Покровская осень» звучит музыка Николая Метнера. Он заслуживает того, чтобы быть услышанным и стоять в одном ряду с такими великими русскими композиторами, как Рахманинов, Прокофьев, Стравинский. Метнер – это заповедные места русской души. Его часто обвиняли в том, что его форма, подача слишком интеллектуализирована. Его постоянно упрекали: мол, это «холодная пустыня». Это не так! В Метнере много непосредственного, чувственного, что роднит его больше со Скрябиным, нежели с Рахманиновым. И фактура у него неординарная – она очень нервная, в ней всё постоянно меняется...

Нельзя сказать о музыке словами – ее нужно слушать

На репетицию первого концерта фестиваля журналистов пригласил дирижер, заслуженный артист России Юрий Ткаченко. С Новосибирским академическим симфоническим оркестром, а также вместе с пианистами Елизаветой Романовской и Владимиром Будниковым он репетировал программу, составленную из произведений, которые, как подчеркнул Юрий Михайлович, играются крайне редко.

1.JPG

Маэстро тепло говорил о Новосибирске, вспоминал Арнольда Михайловича Каца, которого считает своим учителем, высказался об идее проведения фестиваля редко исполняемой музыки.

– Для меня большая честь бывать в Новосибирске, – отметил Юрий Ткаченко. – Это культурная столица целого региона, город, из которого вышли прославленные мастера скрипичной, дирижерской школ. Я был знаком с Арнольдом Михайловичем Кацем. Он всегда мечтал о большом современном концертном зале, о том, чтобы процветали Новосибирск и филармония, и симфонический оркестр. То, что именно в вашем городе возникла идея проведения фестиваля русской музыки 17-года, для меня абсолютно естественно. Такую программу можно было придумать только в Новосибирске! Революция – событие, повлиявшее не только на ход дальнейшей мировой истории и всего человечества в целом – она повлияла на судьбы целого поколения! В частности, русских композиторов, которых мы любим и знаем, которых будем играть.

– Москвичей вообще трудно чем-либо удивить: проектами, содержанием, исполнением. Как вы оцениваете идею фестиваля русской музыки 17-го года?

– Идея уникальная! Смысл в чем? Это история 100 летней давности. Хотя, я считаю, нужно вспоминать не только 17-й год, надо начинать с 1905 года, когда стали воплощаться в жизнь революционные идеи. Рахманинов уехал в Дрезден, после вернулся, затем снова покинул страну. И сочинял он свою музыку, конечно же, с оглядкой на события, которые происходили в России. Сочинения этой эпохи предельно содержательные, предельно искренние... Своей задачей как режиссера я ставлю донести максимально замысел автора, ту энергетику, философию, мироощущение, которое содержится в этой музыке. Но, я думаю, заставочку «1917 год» надо перед собой ставить, когда будете слушать концерт. Вы увидите этот 17-й год абсолютно разным – у каждого автора он свой, особый, неповторимый. Но... Нельзя сказать о музыке словами – ее нужно слушать!


– Вы будете дирижировать на протяжении всего вечера. Что скажете о музыкальной составляющей концертной программы?

– Что касается первого концерта и его компоновки, это уникальный случай, когда два таких достаточно редких исполняемых сочинения – фортепианный концерт №2 Глазунова и Первый концерт Метнера будут исполняться в одной программе еще и с «Гимном Великой России», который создал Гречанинов. В концерте присутствуют как шедевральные сочинения – например, Прокофьева, так и произведения Метнера, которого наш зритель не очень хорошо знает. Вы не представляете, какое количество музыки не играется вообще! Не играются даже некоторые произведения Чайковского, Баха, Бетховена – они находятся на периферии нашего сознания. Что поделать: публика любит то, что любит.

– Но ведь публика должна знать, что же не играется.

– А вы знаете, что Евгений Светланов записал абсолютно всю музыку? Он создал Антологию русской музыки, куда включил все сочинения отечественных композиторов, в том числе мало исполняемых. Это огромнейший труд и Госоркестра, и Евгения Федоровича. Бесценный труд, поскольку музыку второго-третьего пласта, о которой идет речь, знают очень мало. Замечательную идею высказал Владимир Михайлович Калужский – организовать фестиваль неиграемой, редко звучащей музыки. Это было бы здорово!

3.JPG

Юрий Михайлович считает, что гимны – особые произведения прикладного музыкального искусства, которые необходимо включать в концертные программы.

– Полтора года назад, 12 июня 2016 года, мы с друзьями придумали Фестиваль Гимнов «Содружество», на котором исполнили 10 исторических гимнов России и порядка 40 гимнов субъектов Российской Федерации. Поначалу опасались, что будет скучновато: столько гимнов в одной программе! Оказалось, это настолько интересно! В зале московской филармонии присутствовали делегации, чьи гимны исполнялись, нас встретили овациями. Кстати, если почитать тексты гимнов, которые были и существуют сейчас, можно увидеть, что они наглядно рисуют нам картину философии и сознания того времени, той эпохи. Я считаю, их надо включать в программы концертов.

–Арнольд Михайлович любил править молодых композиторов – это доставляло ему огромное удовольствие. Как вы относитесь к такой дирижерской воле?

4.JPG

– Как дирижер я не люблю, когда делают купюры сочинений. Великолепная Третья симфония ре мажор Чайковского, потрясающая фуга в финале... Я знаю дирижера, который напрочь выбрасывает всю экспозицию и заканчивает концерт репризой. Происходит целое событие, как же можно играть финал без предстоящего движения?! Я считаю, таких мастеров как Чайковский, Прокофьев, Рахманинов, не нужно поправлять. Это гениальные музыканты, оставившие огромное наследие. Их мнению, их эстетике, ощущениям нужно доверять и исполнять тем текстом, какой задуман и опубликован. И в своей практике я стараюсь больше следовать автору, нежели своему представлению о музыке. Арнольд Михайлович Кац позволял себе править «новую» музыку, а не сочинения русских классиков. А это совсем другое дело... 

Лилия Вишневская. Фото автора и С. Якушевича

Просмотров: 1527

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх