Средневековая опера и музыкальный импрессионизм

Средневековая опера и музыкальный импрессионизм
29 ноября 2017

На два дня Новосибирск погрузился в оперные страсти Поднебесной

В ГКЗ имени Арнольда Каца выступили музыканты из Китая. Две концертные программы, являющие собой некое смысловое единство: национальный оперный спектакль «Пионовая беседка» и оригинальная программа «I» Fantasie» – «Встреча Дебюсси и Ду Линян», соединили европейскую классику XIX века и традиционное музыкальное искусство Востока.

Страсти в «Пионовой беседке»

Эта уникальный проект уже был представлен в нескольких странах: после Вены и Санкт-Петербурга два концерта китайских артистов прошли в столице Сибири. Организаторами проекта выступили Новосибирская государственная филармония, Театр оперы куньцюй из города Сучжоу и Учебный центр НГТУ «Институт Конфуция». Концерты прошли при поддержке регионального Министерства культуры и Государственной канцелярии по распространению китайского языка (Ханьбань, КНР). Главным гостем концертных программ стал Сучжоуский театр оперы куньцюйхранитель и продолжатель традиций старейшей из дошедших до наших дней разновидностей китайской оперы.

К1.JPG

Знакомство зрителя с оперным искусством Поднебесной началось 21 ноября с музыкальной постановки «I» Fantasie – «Встреча Дебюсси и Ду Линян». Авторы музыкальной фантазии, созданной в жанре site-specific, соединили воедино музыку Клода Дебюсси, сценическое искусство оперы куньцюй, современные визуальные эффекты и видео-арт. В этот вечер режиссер спектакля, пианистка Гу Цзетин постаралась донести до зрителей те же эмоции, что и на родной сцене. Получилось свежее прочтение многовековой традиции китайского театра.

22 ноября в ГКЗ имени Арнольда Каца был сыгран спектакль «Пионовая беседка», поставленный в Сучжоуском театре по хрестоматийной драме драматурга и поэта XVI века Тан Сяньцзу, известного как «китайский Шекспир». Сама пьеса относится к жанру «повествования об удивительном»: в ней причудливым образом соединяется действительность и фантастика, прославляется любовь, побеждающая смерть. Оригинальный текст насчитывает несколько десятков сцен, с большим числом действующих лиц и сложной фабулой. Главная героиня – дочь видного сановника Ду Линян, которая мечтает о счастье с юношей, пригрезившимся ей во сне.

К4.jpg

По традиции, в Китае спектакль  играют на протяжении трех дней, в Театре оперы куньцюй постановка идет более девяти часов – для европейского зрителя невероятно долго! Новосибирцам показали более легкую версию – для сценического воплощения «Пионовой беседки» были отобраны наиболее яркие, кульминационные сцены. Помимо артистов, Театр привез и собственный оркестр, таким образом, новосибирцы в полной мере смогли приобщиться к старейшей разновидности китайской оперы в ее максимально аутентичной форме.

Вокальные партии в этой постановке исполняла солистка Сучжоуского театра оперы куньцюй Люй Дзя. Несмотря на молодые годы, девушка уже удостоена звания «Китайский национальный исполнитель первого ранга», имеет номинацию «Выдающаяся роль» в театре. Также Люй Цзя является инструктором литератора Бай Сяньюна по образовательному плану куньцюй в Пекинском университете, где сама поставила «Пионовую беседку». Будучи членом Ассоциации исполнителей оперы куньцюй, она получила звание «Художественный талант» города Сучжоу в 2014 и 2015 годах.

В эти дни в фойе ГКЗ им. Арнольда Каца была развернута экспозиция, открывавшая посетителям некоторые секреты необычной постановки, включая портретную галерею исполнителей ролей в спектакле с описанием их творческой деятельности на китайском и русском языках, и сценические костюмы. Также для всех желающих, в том числе и тех, кто интересуется китайской культурой, прошли мастер-классы по каллиграфии и выступления студентов, обучающихся игре на традиционных китайских музыкальных инструментах. А еще зрителей познакомили с образцами грима оперы куньцюй и учили наносить его на маски.

К3.jpg

«Надеюсь, эти постановки станут мостом между нашими культурами»

С каким чувством гости приехали в Новосибирск, что думают о городе и Филармоническом пространстве, что хотят показать зрителям? На эти вопросы ответила пианистка и театральный режиссер Гу Цзетин.

– Вы уже бывали в столице Сибири? Что вас порадовало или, может быть, смутило в Новосибирске?

– В вашем городе мы впервые, и хочу признаться: нас поразило то, насколько новосибирцы интересуются искусством, музыкой и как глубоко проникают в музыкальную тему. Что смутило? У вас очень холодно (смеется).

– Что же мы увидим на сцене? Что такое опера куньцюй?

– История оперы куньцюй гораздо старше Пекинской оперы. Куньцюй насчитывает более 600 лет, она имеет свои особенности: в ней много движений рук, в частности, ладонями и пальцами. Каждая форма ладони символизирует определенные мысли, эмоции и чувства. Так, форма ладони «Орхидея» показывает движения, когда мы задумываемся, размышляем или спим. Пекинской опере не более 120 лет. Поэтому многие движения, жесты постановки родом собственно из куньцюй. Если же говорить о музыкальных инструментах, которые сопровождают эти оперы, они также существенно различаются. В концерте традиционный китайский музыкальный инструмент – бамбуковая флейта. Такие мелодичные, тихие напевы свойственны опере куньцюй, в отличие от Пекинской, которой свойственно громкое, энергичное музыкальное сопровождение. Мы посчитали, что бамбуковая флейта в полной мере передает чувства молодой девушке, и звук ее приятно воспринимается на слух. А еще Пекинская опера – это опера Северного Китая, а куньцюй – опера южных территорий.

– Что именно происходит в спектакле-фантазии? И почему ваша героиня  «встречается» именно с Дебюсси, а не с каким-либо другим композитором?

К5.jpg

– «Встреча» – это не традиционная постановка «Пионовой беседки», а вариация, так сказать, новое прочтение. А почему именно Дебюсси... Я родом из Сучжоу – это родина оперы куньцюй, поэтому хорошо знаю традиционный театр. Также рано начала знакомиться с классической европейской музыкой. А когда впервые столкнулась с музыкой Клода Дебюсси, поняла, что в ней много моментов, схожих с нашей традиционной оперой куньцюй. Я более 10 лет прожила во Франции, где занималась исследованием творчества Дебюсси. И мне показалось: то, как европейцы воспринимают эти звуки, эту гармонию, схоже с тем, как мы воспринимаем оперу куньцюй. Поэтому мы решили сделать музыкальный спектакль «Фантазии на тему любви», соединив в этой постановке западную музыку с традиционной китайской героиней – чтобы продемонстрировать общие черты и характеры таких разных музыкальных культур.

– Какие произведения Клода Дебюсси сопровождают спектакль?

– Я взяла отдельные, свои самые любимые, произведения для фортепиано, из которых составила композицию. Это «Образы»: «Отражения в воде», «Движение», «И луна светит над храмом, который был», «Золотые рыбки». Прелюдии: «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна». Пьеса «Грезы», эстамп «Сады под дождем», композиция «Лунный свет» и некоторые другие.

– А кого из русских и российских композиторов вы выделяете?

– Признаюсь, я не очень хорошо знакома с творчеством современных российских композиторов. Если же говорить о русских классиках, это, безусловно, Щедрин, Рахманинов, Шостакович. Их музыку я очень люблю. Кроме того, их произведения обязательны в процессе обучения музыке.

К2.jpg

– Имеет ли значение языковой барьер для понимания спектакля? Или эта постановка воспринимается на другом уровне, и язык для зрителей неважен.

– На самом деле будут субтитры, так что содержание действа будет понятно. Я считаю, искусство и музыка, не имеют границ. Они вне государств. Красота музыки доступна всем, независимо от национальной принадлежности. Кроме того, у нас, помимо флейты, присутствует фортепиано – европейский музыкальный инструмент, который вам, русским, очень близок. Он позволит свободнее и легче войти в мир оперы куньцюй.

– Опера «Пионовая беседка» в Китае исполняется преимущественно под открытым небом. Почему?

– Главным образом для того, чтобы погружение в действие было максимальным. Опера куньцюй родом из Суджоу – это китайские южные провинции. Поэтому и сама опера, и окружающая обстановка суджоуских парков очень живописны. Все эти горки, теремки, пагоды дополняют сюжет, и постановка гармонично вписывается в ландшафт. Именно на природе «Пионовая беседка» позволяет лучше прочувствовать культуру национальной оперы куньцюй.

– Как лично вы оцениваете данный проект?

– Люди, которые придут на спектакли, – это не только россияне, но и китайские граждане, которые живут и работают в Новосибирске. И я очень надеюсь, что эти постановки станут мостом между нашими культурами. И люди разных национальностей приблизятся к искусству лучших оперных образцов, к которым, в том числе, принадлежит и искусство оперы куньцюй.

К Досье.JPG

Гу Цзетин. Пианистка и театральный режиссер, является первым китайским исполнителем, получившим степень магистра Парижской высшей национальной консерватории музыки. Во Франции Гу именуют не иначе как «посланник Шелкового пути на черно-белых клавишах». С 2009 года Гу Цзетин начала серию исследований по теме фортепиано во Франции: «О разности подходов, но схожести результатов фортепианной музыки Дебюсси и традиционной китайской культуры». В своих работах она рассуждает о схожести и созвучии фортепианной музыки Дебюсси и восточной культуры на основе эстетической и артистической концепции китайской оперы куньцюй, китайской живописи и ландшафтной архитектуры, классической китайской поэзии и других аспектов. Эта работа вызвала жаркие дебаты и была высоко оценена профессорами кафедры искусства, музыки и литературы Парижского университета Сорбонна. В 2013 году по приглашению Восточного симфонического оркестра Шанхая Гу вернулась в Китай в качестве постоянного пианиста в оркестре. В 2014 году она дебютировала со своей первой работой в качестве театрального режиссера «I» Fantasie – «Встреча Дебюсси и Ду Линян» в саду Музея Сучжоу. Воплощая сон во сне, музыкальный театр соединил вместе два классических представления – оперу куньцюй и фортепианное выступление. Она реконструировала их и сумела создать новый язык выражения. В октябре 2016 года на XVIII Шанхайском Международном фестивале искусств была признана «артистом нового поколения с выдающимися исполнительским талантом и творческими постановками». В том же году Шанхайским муниципальным правительством Гу было присвоено звание «Выдающийся талант Шанхая».

Лилия Вишневская. Фото автора и В. Дмитриева

Просмотров: 1849

Новости
Поздравляю с Первомаем!

Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда! 

С праздником Весны и Труда!
Дорогие жители Советского района! Примите самые тёплые поздравления с наступающим 1 мая – Днём Весны и Труда!
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Шахматный матч к Дню Победы в «ЭДЕМЕ»
Традиционный матч «АКАДЕМГОРОДОК – НОВОСИБИРСК», посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая 2024 в ТРК «Эдем», расположенном по адресу г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 4/4 (4 этаж).
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вверх