Музыка любви Афродиты Раикопулу

Музыка любви Афродиты Раикопулу
22 апреля 2016

Экранные переживания Греты Гарбо, сольное выступление маэстро Репина и неземное пение скрипки Страдивари... Всё это новосибирский зритель принял и унес в своем сердце благодаря фантастическому проекту Vadim Repin & Greta Garbo in «Love».

На днях в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца прошло очень важное событие в мире музыки – Российская премьера необыкновенного концерта, который синтезировал два вида искусства – кино и музыку, а любовь объединила две эпохи – прошлого и настоящего... К черно-белому немому кино 1927 года, снятого по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», греческий композитор Афродита Раикопулу написала музыку. Ее исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением немецкого дирижера Франка Штробеля. Соло, скрипка – Вадим Репин. Мировая премьера прошла в Лондоне в конце февраля 2016 года. Новосибирск увидел ее вторым на планете, а 19 апреля музыка «Любви» прозвучала в концертном зале имени Чайковского в Москве.

Афродита Раикопулу: «В эту работу я вложила всю любовь и страсть»

Нам представилась уникальная возможность пообщаться с автором музыки необычного жанра. Композиторы, которые пишут музыку к готовому кино, – профессия особенная. Прекрасная Афродита рассказала о своем творчестве, о планах и о необыкновенной Love Story, благодаря которой родилось чудо под названием Vadim Repin & Greta Garbo in «Love».

На сцене.jpg 

На сцене ГКЗ им. Арнольда Каца. Премьера...

– Афродита, как родилась идея самого проекта «Любви»?

– Я счастлива, что нахожусь здесь, в Новосибирске. Счастлива, что моя музыка прозвучала на фестивале в сопровождении замечательного оркестра. Что имею возможность сотрудничать с Вадимом Репиным – его прекрасная игра в разы усилила атмосферу фильма. Это огромное счастье – участвовать в премьере такого масштаба в России. Год назад у нас в Лондоне шли переговоры – о том, что оркестр филармонии будет вживую играть под какое-то кино. Никто точно не знал, какой оркестр и какое это кино. Был список разных картин. Всё решила кинокомпания «Warner Brothers», которая как вариант предложила фильм «Любовь». И мы согласились. Это было именно то что надо! Во-первых, кино с Гретой Гарбо, последний немой фильм, в котором она снималась. Во-вторых, ее романтические отношения с актером Джоном Гилбертом – и в жизни, и на экране. В-третьих, трогательная история любви от классика русской и мировой литературы Льва Толстого, которая, мы точно знали, будет интересна аудитории. Наконец, качество пленки – очень важный аспект – оказалось великолепным! Когда я пересматривала этот фильм, то поняла: я знаю, как создать музыку. И сразу же промелькнула мысль – хорошо бы добавить солиста! Именно соло придаст особый привкус и оттенок картине. Это должно быть что-то совершенно потрясающее, например, скрипка. В старых партитурах часто встречается партия сольной скрипки. И – о счастье! Как оказалось, моя наставница Кармен была знакома с московскими музыкантами, и один из них предложил пригласить Вадима Репина. Хотя предупредил, что вряд ли из этой затеи что-то получится. Всё-таки мировая величина в музыке, невероятно занятый человек, у него концерты по всему миру... Но мы рискнули. К приглашению приложили аудиозапись аналогичного проекта «Фауст», который имел большой успех. Боже мой, он согласился! Это была невероятная удача! Но тут я схватилась за голову: я ведь еще даже не начала писать! Как создать сольную партию для музыканта такого уровня? Как написать музыку, достойную скрипки Антонио Страдивари? Как вообще внести в партитуру партию скрипки? Эти задачи еще предстояло решить. Но самое сложное то, что подобного ранее никогда не было! Не существовало партитур с сольной партией под озвучку немых фильмов. Как сделать, чтобы, с одной стороны, зрители не заскучали во время концерта, с другой – чтобы солист не утомился, ведь играть предстоит без малого 90 минут! Необходимо было найти баланс между симфоническими и сольными моментами... Но всё позади, проект удался, его приняла и публика, и музыкальная общественность.

Дирижер Франк Штробель.jpg

Дирижер Франк Штробель

– Расскажите немного о себе... Что любите? Чем увлекаетесь?

– На самом деле я пианистка, играю на фортепиано. Правда, в последнее время всё реже. Училась в Лондонской академии музыки. На третьем курсе с музыкального факультета перешла на композицию. Я не хотела быть просто концертным исполнителем и... стала композитором (смеется). А еще я с детства люблю классический кинематограф. Особенно ностальгическую атмосферу черно-белых фильмов. Мне нравятся драматические элементы: романтическая любовь и необыкновенная страсть. Будучи студенткой, впервые попала на концерт, где шел фильм в сопровождении живой музыки. Фильм без слов, «Александр Невский». Это было незабываемо! Сегодня в Британии очень популярны показы фильмов под живую музыку. Однажды я подумала: как здорово самой поработать над таким проектом. Это была такая далекая мечта. И вот она сбылась...

Вадим Репин.jpg

Солист Вадим Репин

– У вас есть произведение, посвященное Лучано Паваротти. Оно написано для оркестра, но без видеоряда. Отличается ли стиль музыки, которую вы пишите не для кино, от той, которая предназначена для кинематографа.

– Музыка, о которой вы говорите,  написана по заказу Британской организации Красного Креста. Это как жертвоприношение Паваротти. Было требование – коммерческая составляющая, торжественность и патетичность музыки. То есть, стиль совсем другой, как если бы я писала музыку для концертного зала. Когда я пишу музыку для фильма, я словно служу этому фильму. Помогаю ему, раскрываю новые палитры. Когда же пишу для зрителей, музыка более современная, доступная.

– Вы нашли себя в новом жанре и будете работать в этом направлении? Или думаете писать симфоническую музыку для концертных залов?

Российская премьера Vadim Repin & Greta Garbo in Love.jpg

– Я считаю, что артист должен постоянно совершенствоваться в своей профессии. А поставленные задачи – они могут быть любые – решать качественно и достойно. Я сделала успешную работу, это прекрасно. Но надо идти дальше, как можно дальше. И главное – повстречать на этом пути хороших людей. Ведь успех – это достижение не одного человека, это всегда сотрудничество, общая работа нескольких людей. Важно их найти, единомышленников, которые тебя понимают, принимают и с которыми можно смело идти вперед. Потому что в одиночку ты никуда не дойдешь. Ну а чем буду заниматься, не суть важно, главное – чтобы было интересно! Скажу по секрету: я готовлю новый кинематографический проект – музыка для кино. Она не будет сопровождать фильм, она прозвучит внутри кинокартины. Больше пока не могу рассказать. Это секрет (смеется)...

– Вы присутствовали на Всероссийской премьере в Новосибирске только как зритель, не вмешиваясь в работу симфонического оркестра? Или всё-таки участвовали в подготовки концерта? Советовали, предлагали что-то музыкантам?

– Я приехала накануне премьеры и успела только на репетицию. Но перед этим мы с Франком Штробелем, дирижером, моим другом, обсуждали изменения, которые непременно сделаем после первого, лондонского, концерта. Я ему прислала все партитуры, а он провел великолепную подготовку. Мне оставалось лишь сидеть и наслаждаться музыкой.

– Чем же отличается лондонская премьера от новосибирской?

– Мне понравились оба концерта. Лондон – это своеобразные ворота из Европы в Америку. Публика очень сложная, и для начинающего музыканта, композитора важно оставить о себе хорошее впечатление. Если вы прошли «лондонский тест», как говорят музыканты, и публика ваши произведения приняла, считайте, что сделан первый шаг на мировой сцене. Поэтому лондонская премьера была для меня так важна... Что особенно поразило в Новосибирске – то, как играл оркестр. И особенно – звук струнных. Я не знаю, с чем это связано. Может, музыканты как-то по-особенному ведут смычки, но стиль, в котором они играют, великолепен! Звук бархатный, томный, сочный... Прекрасно подходит к стилю самого фильма. Я была потрясена.

– Эту премьеру вы посвятили Вадиму Репину. Что же больше вас впечатлило: сама личность Вадима, его игра, звучание его скрипки... Что это за Lоvе Story?

Скрипач Вадим Репин, композитор Афродита Райкопулу и дирижер Франк Штрофель.jpg

– Это была репетиция в Лондоне. На сцене Вадим Репин, рядом со мной сидит мой педагог, надо сказать, очень эксцентричный человек. Он просматривает мои партитуры, делает замечания. И вдруг говорит о Вадиме: «Знаешь, так, как он играет на скрипке, не играет никто. В этой игре вся его душа. Прислушайся, это волшебно!». Я кивнула – да, всё так. Позже, когда мы ближе познакомились, я увидела, насколько Вадим разносторонен! У него потрясающее чувство юмора, но одновременно он серьезен. Живой, энергичный и в то же время рассудительный. Музыкант мирового уровня и безудержный фантазер. Интеллигентный, умный, обладает сильнейшей харизмой... Как всё это уживается в нем, для меня загадка! Конечно, я понимаю: человек, достигший таких высот, сам по себе неординарная личность. Но тем не менее...

– Какова, на ваш взгляд, основная аудитория для таких кинематографических проектов?

– С одной стороны, это сумасшедшие, такие, как я, кто любит черно-белый немой кинематограф (смеется). Например, фильмы Эрнста Любича. Вообще, в этом жанре присутствует некий ностальгически элемент, который переносит зрителя в начало прошлого века. Надо сказать, много людей в мире – поклонники той эпохи. С другой стороны, музыка помогает расширить аудиторию: ее с удовольствием слушают не только любители классики, она становится доступной, понятной более простой категории зрителей.

– Кто из композиторов оказал на ваше творчество наибольшее влияние?

– Во-первых, греческий певец и композитор Вангелис, автор электронных саундтреков ко многим известным фильмам. В прошлом году в рамках сотрудничества мы три дня гостили в его доме в Париже. Когда уезжали домой, возникло ощущение, словно я парю над землей. Так подействовало на меня общение с этим необыкновенным человеком. Его музыку по определению нельзя назвать классической, это совершенно новое течение в музыкальной культуре. Очень люблю русскую музыку – только для нее характерны такие страсти и эмоции. Прокофьев, Скрябин, Свиридов, Шостакович, Рахманинов... Когда мне было 13 лет, я услышала Сергея Рахманинова. И была потрясена! Какая мощь, сила, какая палитра самых разнообразных чувств! Его музыка, кажется, идет из Космоса! А Еще назову Штрауса. У него очень богатая текстовка, особенно в последних четырех романсах. И, конечно, Бах – мастер всех мастеров...

Прекарасная Афродита.JPG

Прекрасная Афродита!

– Афродита, и последний вопрос: о чем вы мечтаете?

– О том, что здравый ум и хорошее здоровье всегда будут при мне. Что всегда будет присутствовать мужество – и в сердце, и в душе. И, конечно, уверенность в том, что и дальше буду заниматься любимым делом – писать музыку.

Досье «Бумеранга»

Афродита Раикопулу. Пианистка, композитор. Родилась в Афинах, живет в Лондоне, где обучалась в Королевской академии музыки. Первым ее крупным сочинением стало оркестровое «Приношение Паваротти», написанное по заказу британского Красного Креста. Позже посвятила памяти Лучано Паваротти свою Симфоническую сюиту. Как пианистка выступала в дуэте с прославленным тенором Хосе Каррерасом на благотворительном концерте в помощь его Фонду по борьбе с лейкемией. Ее музыка исполнялась на одном из традиционных рождественских концертов Национального оркестра радио Греции и на праздновании десятилетия Премии британского независимого кино. Крупнейшей композиторской удачей стал саундтрек к немому фильму «Фауст» Фридриха Вильгельма Мурнау, имевший огромный успех у публики. Работа шла под патронажем последнего короля Греции Константина II, телепродюсера Джереми Айзекса и специалиста по немому кино Кевина Браунлоу. Премьеру в Royal Festival Hall открыл знаменитый британский артист Хью Грант, музыку исполнил оркестр «Филармония». Газета The Sunday Times отметила это событие как один лучших концертов 2012 года. В 2016 году состоялась премьера ее скрипичного Концерта для проекта Vadim Repin & Greta Garbo in «Love».

Автограф.JPG

Лилия Вишневская. Фото автора и В. Дмитриева

Просмотров: 1542

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх