Событием сентября для музыкального Новосибирска стал яркий концерт известного скрипача, солиста и дирижера Максима Венгерова
Новосибирская филармония открыла концертный сезон посвящением Маэстро. Цикл концертов к 95-летию со дня рождения А.М. Каца – своеобразное приношение Великому мастеру, трогательный жест его непосредственных коллег, которые вместе с дирижером выходили на одну сцену. Цикл включает семь концертов, в которых принимают участие Максим Венгеров (скрипка), Вероника Джиоева (сопрано), Михаил Грановский (дирижер), Екатерина Мечетина (фортепиано), Татьяна Ворожцова (сопрано) и Николай Лоскуткин (бас). Также в программах цикла заняты три оркестра, созданные по инициативе Арнольда Михайловича. Много лет назад на базе большого симфонического оркестра Арнольд Кац организовал еще два: ансамбль солистов «Новосибирская камерата» и Концертный духовой оркестр.
Дань памяти Маэстро
Начало творческого сезона для Новосибирской филармонии уже традиционно и прочно привязано к конкретной дате – 18 сентября. Это день рождения Арнольда Каца, основателя Новосибирского симфонического оркестра, знаковой фигуры для нашего города, чье имя носит Государственный концертный зал. Ну а уж 95-й юбилей великого музыканта, педагога и дирижера не мог остаться незамеченным его коллегами и учениками, теми, кто чтит его память. Серия концертов-посвящений мастеру открылась симфоническим концертом с участием скрипача Максима Венгерова, чей график расписан на годы вперед. Почти 15 лет он, воспитанник новосибирской скрипичной школы, не был на Родине. В свой прошлый визит, в 2004-м, играл сольный концерт, рассказывал о себе, отвечал на вопросы. Эту встречу с земляками снимала тогда британская ТВ-группа BBC. Не раз он с нашим симфоническим оркестром выступал как солист на зарубежных гастролях, в частности, в Испании.
Но оказалось, что невозможно забыть самые первые детские и юношеские впечатления о совместном творчестве с настоящим большим оркестром и его харизматичным дирижером. Обо всём этом Максим Венгеров рассказывал на пресс-конференции, посвященной, как его теперь называют ценители музыки, Фестивалю Арнольда Каца. И выразил благодарность маэстро Зандерлингу за приглашение. «Для меня это очень волнительное событие – выступать на родине, для родной публики», – отметил Максим Венгеров.
– Я очень рад, что снова смог приехать в свой родной город. В прошлый раз я был здесь 14 лет назад, а до этого еще 14 лет назад, но я надеюсь, что эту традицию можно будет исправить. В эту поездку я взял всю свою семью, своих дочерей Лизу и Полину, им 6 и 7,5 лет. Они должны были увидеть, где их папа родился и вырос. Здесь прошли мои юные годы. Где-то здесь всё еще есть наша дача в Буготаке... Мы уже были в Зоопарке, девочкам очень понравилось. Новосибирск – город замечательный, за последнее время он разросся, появилось много новых, интересных архитектурных решений. Стал еще прекраснее, нежели в моем детстве...
Максим отметил, что нынешний его визит на родину нельзя назвать сугубо официальным. Ведь кроме концертов, это и встречи с друзьями детства, с друзьями родителей, в частности с Львом Григорьевичем Крокушанским, который его помнит еще трехлетним ребенком.
В свою очередь художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский вспомнил времена, когда нынешний великий скрипач был студентом, а он – его педагогом.
– Я его помню, когда они учились с Вадимом Репиным, Антоном Бараховским в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории. Они были шаловливые дети, а я преподавал им музлитературу. Надо сказать, без особого успеха. В начале 90-х Максим приехал в Новосибирск уже как состоявшийся музыкант и в зале филармонии дал поистине необычный концерт. Много лет прошло с тех пор. И вот сегодня снова долгожданная встреча. Мы надеемся, таких выступлений у Максима на сцене Новосибирской филармонии будет больше.
Я вырос в оркестре
Отец нашего гостя – Александр Венгеров – был музыкантом Новосибирского оркестра, играл на гобое. Поэтому вся жизнь Максима прошла в партере, в зрительном зале Филармонии. «Я вырос в оркестре», – говорит он.
Сегодня известный скрипач, рассказывая об Арнольде Михайловиче Каце, переживает каждый миг общения с маэстро.
– Для меня Арнольд Михайлович был как путеводная звезда, как маяк, на него я ровнялся. Хотел даже стать дирижером. Когда мне было два-три года, отец приводил меня на репетиции в зал, сажал в первом ряду. Я наблюдал за репетицией, старался отыскать взглядом отца, но с первого ряда его не было видно. Скрипачей – да. И, конечно, дирижера. И однажды подошел к Арнольду Михайловичу, говорю: «Я тоже хочу стать таким, как ты, управлять оркестром». – «Нет, малыш, таким не надо, – отвечает маэстро. – Лучше становись музыкантом, играй на гобое. Вырастешь, я папу уволю, а тебя возьму в оркестр на его место». Чувство юмора у него было феноменальное! Для нас он являлся таким музыкальным отцом – очень по-доброму к нам относился. Но в то же время, был требовательным, строгим. Эта атмосфера вокруг оркестра и заложила во мне любовь к музыке, искусству, людям, публике.
Все мы – Вадим, Антон и другие мои друзья-однокашники – несем в себе сибирское тепло. И все об этом знают. А также знают, что в Новосибирске есть ярчайшие дарования. Ведь этот город – колыбель талантов.
Также Максим Венгеров поделился впечатлениями от первых выступлений с великим музыкантом.
– Мне было пять лет, когда я впервые сыграл с оркестром Арнольда Каца. Сегодня я помню все свои выступления с ним – как обыгрывал первый концерт Берио, играл «Испанскую симфонию», Лало, и Сен-Санса, и Мендельсона… Арнольд Михайлович никому не доверял молодежь, он сам работал с нами, молодыми музыкантами. Я, Вадим Репин, Антон Бараховский, Илья Коновалов... Мы сейчас разъезжаем по всему миру, но Новосибирск – город для нас особенный. Это наши корни, без которых мы были бы совсем другими людьми.
Говорил Венгеров и о нашем оркестре как, безусловно, очень высоко ценимом на Западе. «Встреча с оркестром всегда потрясающее событие, – говорит Максим Венгеров. – Каждая минута общения с музыкантами – это праздник».
– Маэстро Зандерлинг – это настоящее сокровище, я его знаю давно, в основном по записям. А сегодня убедился, что играть с маэстро – просто наслаждение. Я слышал, новосибирцы сетуют на то, что ваш оркестр недооценен. Мне сложно об этом судить, потому как я не живу в России. Но скажу совершенно откровенно: мнение об оркестре на Западе исключительное. Его знают, его ценят. При одном упоминании «Новосибирский академический симфонический оркестр» – это всегда интерес: когда приезжает, а будет ли тур или единичное выступление? Можно помечтать, что этот коллектив мы чаще будем вдеть не только в России, но и за рубежом.
«С Вадимом Репиным мы поддерживаем очень теплые дружеские взаимоотношения. И на прошлом Музыкальном фестивале в Вербье, который традиционно проходит в конце июля, он просил меня найти время и выступить на Транссибирском Арт-Фестивале. Так что, еще не вечер: и у меня, и у вас всё впереди…».
Композитор, дирижер, музыкант Максим Венгеров
Симфония для скрипки
На фестивале памяти Арнольда Каца публика увидела и услышала не только Венгерова-скрипача, но и Венгерова-дирижера в монографической программе по музыке Дмитрия Шостаковича. Словно на одном дыхании прозвучали Первый концерт для скрипки с оркестром и Десятая симфония. Произведения, которые у именитого музыканта являются визитной карточкой.
– Мне очень повезло в жизни: я встретился с величайшим музыкантом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, и в 18-летнем возрасте записал Первый скрипичный концерт Шостаковича и Первый скрипичный концерт Прокофьева. Потом последовали другие совместные записи. Мы много сотрудничали. Ростропович унаследовал силу от величайших своих учителей и хотел передать и свои знания эпохи, и свою любовь к композиторам, с которыми когда-то учился, общался, молодым музыкантам. Для меня Первый скрипичный концерт Шостаковича – наверное, самое величайшее творение для скрипки с оркестром. Это даже сложно назвать скрипичным концертом – это симфония. И даже если иногда скрипка играет роль второстепенную, она интегрируется, она продолжает, дополняет оркестр...
Программы с концертом и симфонией Чайковского, концертом и симфонией Брамса для музыканта не редкость. Но Шостакович – это впервые. Впервые – именно в Новосибирске, признается Венгеров. Почему был сделан такой выбор? Максим поясняет, что это связано с отношением к творчеству Шостаковича именно Арнольда Каца.
– Это был его автор. Десятая симфония Шостаковича вообще была первым произведением, исполненным 63 года назад только что созданным оркестром, и в дальнейшем неизменно входила в его репертуар. Многие сейчас вспоминают, как рисковал Арнольд Михайлович, беря к исполнению Тринадцатую, полузапрещенную в то время к исполнению, симфонию Шостаковича на стихи Евтушенко «Бабий Яр»! Рисковал, но всё-таки выигрывал...
«Недавно в Интернете появилась статья «Сейчас цена музыки очень упала». Я так не считаю. Цена музыки не может упасть – эти ценности вечны. Другое дело, в том или ином обществе к этим ценностям не всегда обращаются, и не так бережно, как бы нам хотелось. Но об этом надо говорить и искать пути, как привлечь публику в концертные залы. Это нужно делать и подходить к этому вопросу серьезно. А рекламировать музыкальное искусство не нужно – оно есть, оно как природа, как божество...».
Композитор, дирижер, музыкант Максим Венгеров
Всё самое интересное – впереди!
Нынешний творческий сезон Новосибирской филармонии расписан вплоть до июля 2020 года, отметил художественный руководитель Владимир Калужский. Он насыщен фестивальными и творческими программами, концертами и проектами. Чем же будут удивлять музыканты новосибирскую публику?
– Это уже ставшие традиционными Международный Рождественский фестиваль искусств, Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина и фестиваль «Мартовский код», ориентированный на современную музыку нашего века. Зрители побывают на Неделе музыки валторны, в рамках которого валторнисты мирового уровня дадут также мастер-классы для молодых сибирских музыкантов, и на новом для всех нам Фестивале ударных инструментов... Также в течение года на сцене филармонии будут представлены интересные джазовые проекты. Кроме того, Новосибирскому академическому симфоническому оркестру выпала честь представлять Россию в Германии: в ноябре прославленный коллектив отправится на «Русские сезоны» в Германии. Тур продлится со 2 по 13 ноября, коллектив даст 11 концертов в Берлине, Кельне, Бад-Телце, Тюбингене...
Одним словом, нас ждет очень интересный и насыщенный год. А вместе с ним – премьеры, открытия и новые музыкальные откровения!
Лилия Вишневская. Фото автора и Михаила Афанасьева
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!