Авторскую анимацию новосибирского режиссера показали в «Арт-усадьбе»
Новосибирск пробуждается. Оживает, возвращается к активной жизни, богатой культурными событиями. Вот наконец то настал день, когда мы смотрим мультфильмы. Необычные: философские, ироничные. Одним словом – авторские. Истории созданы молодым талантливым художником Львом Серяпиным.
Лев Серяпин – не только художник-аниматор. Он сценарист, режиссер и мультипликатор. Живет в Новосибирске, создает анимационные фильмы по собственным оригинальным сценариям. Музыку для мультфильмов сочиняет его брат Илья, композитор. Жена Любовь – поэт, писатель и... тоже режиссер. Правда, в ином жанре – она режиссер-документалист. Удивительное трио – и одна команда. Всё вместе это напоминает творческую лабораторию, когда в процессе создания нового фильма происходит обмен идеями, задумками.
Вход в выход
В последний день июля мы с удовольствием посмотрели грустные и веселые, забавные, наполненные юмором и одновременно насыщенные философским содержанием анимационные фильмы. Два центральных произведения, подготовленные редакцией театрально-творческого центра «Арт-усадьба» для демонстрации на предстоящем показе, представляют собой сложные философские истории, однако с «простым ядром» – это «Эсхатон» и «Горизонт познания». Причем оба фильма имеют серьезную фестивальную историю.
Так, главный герой анимационного фильма «Эсхатон» обнаруживает то, что он – нарисован. Теперь ему не остается ничего, кроме тщетных попыток «выбраться из фильма». По мнению критиков, «Эсхатон» стал знаковым явлением в мире российской мультипликации: был финалистом Фестиваля Кино REC – Russian Elementary Cinema – в Новосибирске и в Санкт-Петербурге. А также призером кинофестиваля «Зеленое яблоко XVI» в Новосибирске, финалистом X Молодежного кинофестиваля в Казани (X MMK KZN) и финалистом кинофестиваля «Золотая Пятерка» в Москве.
История анимационного фильма «Горизонт познания» разворачивается на фоне поиска смысла жизни героя в тот самый момент, «когда нет надежды на худшее» и надо найти «вход в выход». Фильм является финалистом кинофестиваля «Я снимаю кино» в городе Полоцке, Республика Беларусь.
«Коса» – рассказ о том, как страж банка пытался Смерть обмануть, а «Побег из пекарни» – пожалуй, самый яркий анимационный фильм, отмеченный зрителями – «история о Колобке, который смог». Наконец, «Червь земли» – фантастический экшн, премьера вечера, еще одна история спасения Земли от инопланетных захватчиков. «Мы хотим на его основе превратить фильм в полнометражный, создать большую историю, поскольку сценарий это вполне позволяет», – говорит создатель мультфильма Лев Серяпин.
Взрослый поневоле
Лев родился и вырос в Академгородке. Учился в гимназии №3 и №5. И еще в ФМШ. Даже поступил на мехмат в НГУ. Но не доучился – с головой ушел в творчество, и университет пришлось оставить. Не хватало времени на физику и лирику одновременно. «В университете невозможно заниматься чем-либо другим, кроме учебы – этот вуз требует полной погруженности в науку», – рассуждает мой собеседник.
– Поскольку я жил в Академгородке, единственный путь для меня был в НГУ, но университет я не закончил. Позже я компенсировал это, отучившись на художника-оформителя и окончив курс режиссуры Санкт-Петербургской школы кино и телевидения в ее Новосибирском филиале. Участвовал в проекте «Оператор реальности», который, по моему глубокому убеждению, не сложился: в нем не было ни победителей, ни проигравших. Хотя один положительный момент всё же следует отметить: в ходе участия можно было работать с другими сценаристами и набираться опыта, набить всевозможные шишки... Всё это мне нужно было для освоения киноязыка, чтобы перейти от зарисовок к сюжету.
«Бывает, что увлечение так и остается увлечением. Но стоит приложить усилие, и любимое занятие превратится в дело всей своей жизни. А я уже на первом курсе университета понял, что хочу заниматься только анимацией. Это был момент окончательного определения...».
Автор идеи, сценарист и режиссер анимационных фильмов Лев Серяпин
– Как вышло, что формой самовыражения вы выбрали мультипликацию? Не торопитесь расстаться с детством?
– И это тоже (смеется). На самом деле, сколько себя помню, всегда хорошо рисовал от руки. Когда вышел флэш шестой, я понял: анимацию ведь можно сделать! И увлекся. Свой первый серьезный мультфильм, уже по собственному комиксу, создал, когда учился в 8 классе. Рисовал его на уроках истории и литературы! А потом начал продумывать концепции персонажей, прописывать их характеры...
– Почему же мультфильмы – для взрослых? Эксклюзив сегодняшней программы «Побег из пекарни» – это история о славном добром Колобке.
– Но Колобок-то получился современный (смеется). И, кстати, фильм имеет маркировку 18+. Порой так случается, что история, когда подходит к написанию сценария, вырисовывается намного серьезнее, чем предполагалось. И становится больше интересна взрослым, нежели детям. Речь идет о том, что фильм наполняется философским содержанием, а значит, уходит в авторское кино. То есть, становится взрослым поневоле...
– Каков ваш режиссерский багаж на сегодняшний день?
– Всего анимационных фильмов пять, но на самом деле больше. Я сюда не включаю студенческие работы и зарисовки. Пять – это фильмы, готовые для обратной связи с аудиторией, оформленные для понимания зрителем. Они шли на широком экране, но не в кинотеатрах. Поскольку кино авторское, осуществлялся только фестивальный прокат. Но все они доступны онлайн.
– Музыку для ваших фильмов пишет брат. Как вам удалось приобщить его к своему творчеству?
– Дело случая. Я считаю, мне повезло, что Илья – композитор. Ведь зная друг друга с детства, легче ставить задачи. А они зачастую идут не от сценария, а от ощущений. Илья раньше играл в музыкальной группе, и я очень любил его репетиции: с точки зрения режиссуры там есть где развернуться, хотя бы в плане аранжировки. Музыкальная тема нас сблизила, и когда встал вопрос об авторских правах, я обратился к младшему брату. Так что в наших мультфильмах звучит не ремикс, а авторская музыка Ильи Серяпина.
– Почему свой мини-фестиваль вы проводите именно сейчас? Когда в регионе не до конца сняты ограничения в связи с коронавирусной инфекцией.
– Понимаете, я почувствовал, что подошел, наконец, момент, когда серьезно надо выходить на зрителя. С большим трудом удалось организовать трехдневный показ наших работ. Это всегда нелегко. А уж теперь, ввиду кризиса, фестивальная прокатная история тем более затруднена. Мы подумали, что сейчас как никогда новосибирцам нужно позитивное культурное событие – если не комедия, то хотя бы воодушевляющая тема. Например, поиска смыла жизни. «Быть или не быть» – извечный вопрос обыгран так, что в нем появляется место для здоровой иронии. Конечно, на этот самый вопрос однозначного ответа нет, но наша попытка высказаться на данную тему в мультфильме «Горизонт познания» за счет иронической нотки пришлась весьма кстати.
В поиске емких смыслов
Как признается мой собеседник, его творчество взрослеет вместе с ним: «Я постепенно отхожу от категорической сложности, от философских горизонтов». Именно сегодня, как сценарист, Лев старается раскрыть тему емко, понятно. И следующий его фильм будет не настолько «авторским», как знаменитый «Эсхатон».
– Я нахожусь в поиске емких смыслов. Чтобы каждый зритель чувствовал себя комфортно, чтобы не искал подтекст и не ломал голову вопросом – а что бы это значило? Наверное, я сейчас переживаю профессиональное становление как художника.
– Традиционный вопрос: над чем работаете, с чем познакомите зрителей в ближайшее время?
– Прямо сейчас я работаю над следующим фильмом о Вселенной. Это космос, сингулярность, квантовые компьютеры и всё в таком же духе (смеется). На данный момент работа приобретает маркировку 16+
А еще на свет готов появиться новый персонаж Льва Серяпина – Кот. Но это уже совсем другая история…
Сейчас творческий проект Серяпиных расширяется. Команда пополняется художниками, артистами, которые занимаются профессиональной озвучкой. И даже готовятся субтитры на английском языке – для иностранной аудитории. Создатели мультфильмов верят, что их новые творения будут достойно представлены на будущих международных фестивалях.
ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»
Лев Серяпин. Уроженец новосибирского Академгородка, художник-оформитель, окончивший с отличием профессиональные курсы Санкт-Петербургской Школы Телевидения (СПбШТ, филиал в Новосибирске) по программе «Режиссура кино». Свою первую практику в мультипликации получил еще в школьные годы, создавая короткометражные любительские анимационные зарисовки для друзей и одноклассников. Его работы отмечены наградами на престижных конкурсах и фестивалях, в том числе на Всероссийском фестивале кино REC – «Russian Elementary Cinema». В 2019 году стал участником Творческой резиденции «Герой и время». В его режиссерской копилке – пять законченных анимационных фильмов.
Лилия Вишневская. Фото автора
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!