Актриса Лариса Удовиченко в особом представлении не нуждается: едва услышав это имя, зрители самого разного возраста, вкусов и пристрастий вспомнят и Маньку-Облигацию из фильма «Место встречи изменить нельзя», и миссис Бэнкс из «Мэри Поппинс, до свидания», и Дашу Васильеву из детективного сериала по произведениям Дарьи Донцовой. По этой причине, когда в Доме ученых Академгородка давали антрепризу Нины Чусовой «Роза с двойным ароматом», зал отнюдь не пустовал – сибиряки подарили любимой актрисе немало цветов и аплодисментов. Лариса Удовиченко не любит говорить о своей личной жизни, зато с удовольствием рассказывает о своем творчестве. Именно о нем мы и побеседовали с Ларисой Ивановной после окончания спектакля.
- Лариса Ивановна, часто ли Вы принимаете участие в антрепризах?
- Нет, не часто. Напротив, я отношусь к этому очень избирательно: тут важны талант режиссера, интересная драматургия и, конечно же, должны быть хорошие партнеры, с которыми работать в радость.
- Насколько я понимаю, «Роза с двойным ароматом» - как раз тот случай. Что Вы можете сказать о своих сегодняшних партнерах по спектаклю?
- Партнеры у меня необыкновенные! Это и замечательная Жанночка Эппле, с которой я никогда до этого раньше не работала, и прекрасный Эвклид Кюрдзидис, с которым мы в свое время вместе работали на съемках «Даши Васильевой», и Алексей Соколов – наш «живой аккордеон», лауреат многих конкурсов, и мы очень рады, что он с нами. Отдельных теплых слов заслуживают наши танцоры: образы, созданные ими на сцене, очень выразительны. В общем, хорошая у нас команда, а это значит, в каждом спектакле есть какие-то моменты творчества. Для актера это, на самом деле, самое большое счастье, когда нужно не просто отрабатывать на сцене свою роль, но еще и играть на ней, творить.
- В ходе спектакля Вы так здорово прыгали на скакалке, что Вам могла бы позавидовать любая из дам, посещающих фитнес-центры. Это результат целенаправленных тренировок?
- Нет, я нигде не занимаюсь, если Вы об этом. Просто чувствую себя физически крепкой женщиной, а всех почему-то это очень веселит и удивляет.
- На Жанне, играющей парикмахера, по ходу действия остался рабочий фартук, несмотря на то, что сцена, где он был нужен, была завершена. И позже Вы, не выходя из роли, указали ей на необходимость его снять. Она действительно о нем забыла, и Вы импровизировали, или это по сценарию так было задумано?
- Сначала она действительно забыла его снять и пришлось импровизировать, а потом режиссеру это понравилось, и мы все так и оставили. Но мне на самом деле не очень нравится этот момент – фраза, которую мне приходится в связи с этим произносить, мне как-то поперек горла. Может быть, мы когда-нибудь откажемся от этого, и мне не будет необходимости это говорить.
- Но в этом же и преимущество театральных постановок – можно проигрывать все каждый раз по-новому. Совсем другое дело – кино.
- Да, про кино сейчас нечего и говорить. По крайней мере, про отечественное… Какое уж у нас кино! Я, конечно же, стараюсь его смотреть – выбираю то, о котором слышала, о котором знаю, что оно профессионально снято, потому что не люблю, когда я смотрю картину, и у меня возникает чувство неловкости за происходящее на экране. Люблю и авторское кино, хорошо сделанное, и с удовольствием становлюсь членом жюри таких фестивалей, если меня туда приглашают. Не так давно я была в Оренбурге – меня позвали в жюри русской программы международного кинофестиваля «Восток-Запад», который проходит там уже в пятый раз, то есть, этот год был юбилейный. Не могу сказать, что мне не понравилось – программа была составлена очень хорошо, были и хорошие фильмы, которые посмотрела с радостью. Естественно, наши мэтры – Виталий Мельников и Александр Прошкин – вне обсуждения. Они – великие мастера! Но было и несколько очень ярких картин молодых режиссеров (ну, относительно молодых, 30-35 лет), и я была рада, что у каждого из них есть еще какой-то свой взгляд, и взгляд не примитивный, не в грязь, и что это уводит зрителя от уже ставшей привычной мысли, что в фестивальном кино чем больше грязи, тем лучше. Кстати, гран-при русской программы мы единогласно присудили прекрасному фильму «Доктор» Владимира Панкова. Правда, я не знаю, смотрели этот фильм в Новосибирске или нет.
- Мы преимущественно смотрим то, что до нас доезжает, иногда это бывает и фестивальное кино.
- Хорошо, тогда даю установку: найдите и посмотрите фильм «Доктор». Это игровой фильм, там много песен, и его режиссера можно, пожалуй, сравнить с Кустурицей – столько же таланта и столько же неожиданных ходов в постановке. По поводу «доезжает», кстати, есть история: я должна была лететь к вам в Новосибирск из Оренбурга, но оказалось, что все дороги ведут в Москву – там нет рейсов в Новосибирск, и даже в близлежащие города невозможно было вылететь. Пришлось вернуться в столицу, там пробыть полдня и только потом вылететь к вам.
- По отношению к киноролям Вы столь же избирательны, как и по отношению к ролям в спектаклях?
- Да, поэтому в кино меня не так много: в год я снимаюсь в одной-двух картинах, глаза зрителям не мозолю. В этом году я снялась у режиссера Дмитрия Борщевского в картине «Бульварное кольцо». Меня заинтересовало то, что этот 12-серийный телевизионный фильм (не сериал!) – от режиссера, который снял «Московскую сагу». Могу сказать, что этот фильм делался скрупулезно, по прекрасному сценарию Наташи Виолиной (кстати, она же была сценаристом и «Московской саги»), поэтому картина будет качественная, а не «тяп-ляп». А в ближайшее время я планирую сниматься в Киеве у своей подруги, режиссера Оксаны Байрак – мы с ней работаем давно, я снималась у нее трижды, это будет уже четвертая работа.
- Какое-то время Вы мечтали сняться у Никиты Михалкова и, в конце концов, сыграли в его картине «Автостоп». Каковы впечатления от работы с мэтром?
- Картина короткометражная, сорокаминутная, но я замечательно работала с Никитой Сергеевичем. «Автостоп» – это совершенно русская картина, мы снимали ее в Подмосковье (я уж и не помню, в каком городе), но нам повезло – была волшебная снежная зима с большими высокими сугробами. Кроме того, я работала с Михалковым на съемках картины «Урга – территория любви», но моя линия не вошла в фильм: мы начали съемки, я сыграла, а потом он решил русскую линию не продолжать, потому что его увлекла степь: это было в 1991 г., и тогда степная экзотика больше привлекала режиссеров. На все – режиссерская воля: он всегда монтирует так, как ему более интересно.
- Кстати, о воле режиссера: когда Вы пробовались для фильма «Место встречи изменить нельзя» Говорухина, он Вам изначально предложил роль милиционера Синичкиной, но Вы почему-то попросили другую…
- Я прочитала сценарий, и роль Синичкиной показалась мне скучной, потому и попросила Говорухина, чтобы он дал мне возможность сыграть Маньку-Облигацию. Он сначала и слышать об этом не желал, даже пробоваться мне не дал, а потом я внезапно получила телеграмму: «Вы утверждены». Потом он объяснил мне, что дал мне возможность сыграть Маньку просто потому, что я очень этого хотела, а значит, у меня должно было это хорошо получиться. И я, двадцатилетняя девчонка, страшно перепугалась – это же такая ответственность! А потом бросилась в этот фильм, как в омут с головой: мои партнеры по фильму меня вели, а я за ними следовала. Считаю, что мне очень повезло: я работала с хорошим сценарным материалом, прекрасными партнерами (в моем случае, это были Конкин и Высоцкий), да еще и с умным режиссером. Далеко не всем молодым актерам выпадает такое счастье.
- Я в детстве очень любила «Мэри Поппинс, до свидания!», где Вы сыграли роль миссис Бэнкс. К сожалению, сейчас не снимается ничего такого, что я могла бы сравнить с этим фильмом.
- Ну, детское кино у нас, конечно, пытаются снимать – и игровое, и мультипликацию. Но, в целом, Вы правы – все в совершеннейшем упадке: государственные дотации очень маленькие, а частные инвесторы вкладывать деньги в детское кино не хотят. Это настоящая проблема, и я не знаю, как на сегодняшний момент ее можно решить.
- Есть ли разница – играть для детской или для взросло аудитории?
- Нет, абсолютно никакой, и я никогда не делала скидку на этот фактор. Играешь по сценарию, и если сценарий хороший, то никогда не думаешь, адресата не ищешь. Если фильм хороший, качественный, то фактор адресата не имеет значения. Сейчас, конечно, есть кино для некоего собирательного образа молодежи – те же «Сумерки» и иже с ними; есть и определенные жанры, и тематические направления такого кино, и спецэффектов там побольше, и есть люди, которые это умеют делать, потому они этим, собственно, и занимаются. А мы все-таки – это уже другое поколение актеров, и мы выбираем фильмы, которые не слишком экшн – скорее, это все-таки какие-то картины о людях и для людей.
- Какие Ваши роли в кино Вам больше всего нравятся?
- Я люблю фильмы, в которых мне посчастливилось работать с талантливыми режиссерами – когда есть личность режиссерская, тогда есть и продукт, и можно сказать, что именно личность режиссера «делает» все кино. И это касается не только кино, но и театра – хороший режиссер выведет тебя на такую волну и на такую позицию, которая для тебя может быть новой, неожиданной. Вот, к примеру, наша антреприза – я целенаправленно шла работать к талантливому режиссеру Нине Чусовой, и вижу, что не ошиблась.
- Тогда хотелось бы спросить о Ваших личных симпатиях к Вашим персонажам – с кем из них Вы смогли бы подружиться, если была бы такая возможность?
- Та же Даша Васильева – она меня совершенно переменила, изменила мое отношение к жизни. Позитив Донцовой, ее иронических детективов и персонажей, которые она создает, настолько велик, что ты учишься не отчаиваться, не впадать в панику ни при каких обстоятельствах, всегда верить в то, что все обойдется, что добро победит зло. В своих персонажах, да и вообще в женщинах, я ценю талант, женственность, веселый нрав, и Даша Васильева, как человек действия, научила меня, что не надо плыть по течению, а надо все-таки немножечко грести в нужную сторону.
Любава Новикова
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!