Из Берлина, с любовью!

Из Берлина, с любовью!
12 марта 2016

Едва в немецкой столице отшумел «Берлинале», как Новосибирск уже принял эстафету и встретил после годичного перерыва традиционный Фестиваль немецкого кино. В последние дни зимы кинотеатр «Победа» и его постоянный партнер Гете-Институт подготовили для сибирских киноманов кое-что действительно стоящее.

Это просто фантастика!

Традиционный 8-й Фестиваль немецкого кино – это подборка фильмов на любой вкус, позволяющая вволю помечтать, от души посмеяться, серьезно подумать и кардинально переосмыслить историю и современность. Новосибирская публика увидела хиты немецкого кинематографа. В их числе – картина «В лабиринте молчания», посвященная трибуналу над сотрудниками Освенцима: этот фильм был выдвинут на премию «Оскар-2016». И драма «Когда мы мечтали», снятая по одноименному нашумевшему роману Клеменса Майера именитым немецким режиссером Андреасом Дрезеном: фильм-участник конкурсной программы фестиваля «Берлинале-2015».

Однако в этом году не только открытие, но закрытие немецкого кинофорума прошло весьма оригинально. Зрители Фестиваля смогли вживую пообщаться с актерами и режиссерами, обсудить особо тронувшие сюжеты, принять участие в мастер-классе на тему «нового кино». В заключительный день получить огромное удовольствие от фильма-концерта с «живым» саундтреком, написанным новосибирскими музыкантами к фильму, премьера которого состоялась 90 лет назад – в далеком 1926 году. И на десерт –поучаствовать в конкурсе кинорецензий с главным призом – курсом изучения немецкого языка. Как сказали бы сами немцы: «Das ist fantastisch!».

Немое кино и электронный саундтрек

Организаторы фестиваля приготовили настоящий сюрприз новосибирцам. В кинотеатре «Победа» состоялась сенсационная премьера: Евгений Гаврилов и его коллектив «Dyad and The Sleepers Club» написали саундтрек к фильму Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города». Классика немого кино в современной аранжировке!

Нем 6.JPG

На один день мы очутились в Берлине конца 1920-х годов. Нас увлек город – единственный актер этого фильма. Его симфония складывается из миллионов человеческих лиц, которые переплетены в кадре друг с другом и со всем тем, что сопутствует, движется мимо, спешит, отдыхает. Уличная суета, вращающиеся детали машин, танцующие артистки кабаре, мальчишки-газетчики, вальяжные бюргеры, нагромождения зданий, семафоры сводятся в темп пульсирующей метрополии... Монтаж и энергетика фильма создают современную атмосферу длинного клипа о большом городе, что и вдохновило новосибирский коллектив электронных музыкантов Dyad & The Sleepers Club на создание авторского саундтрека.

– Идея проекта родилась полгода назад, но мы не знали, в какой форме будет всё это выполнено. Мы отказались от стилизованной музыки и импровизаций, решили подойти к вопросу глобально – написать специально партитуру. К премьерному показу этого фильма в 1927 году музыку написал Эдмунд Майзель, мы же за основу одной из тем взяли его струнное адажио. В Берлине очень сильная электронная сцена и техно. Мы ведь не только рок-бэкграундом увлекаемся, но и электронной музыкой. Нам не нужно было специально вдохновляться – всё это уже есть внутри, – поделился впечатлениями один из ключевых деятелей новосибирской электронной сцены Евгений Гаврилов...

А затем мы побеседовали с гостями Фестиваля, молодыми актерами из Берлина, сыгравшими главные роли в фильме Андреаса Дрезена «Когда мы мечтали». Знакомьтесь: Мерлин Розе и Юлиус Ничкофф!

Юлиус Ничкофф: «Желаю больше мужества для новых идей и тем»

Юлиус Ничкофф родился в Берлине в 1995 году в семье известного немецкого иллюзиониста Акселя Хеклау. С детсва увлекся киноискусством. С 13 лет снимается в телепроектах, в числе его работ – сериалы «Мнсто преступления» и «Последние следы». В 2011 году сыграл эпизодическую роль в драме «4 дня в мае». Роль Рико в фильме Андреаса Дрезена «Когда мы мечтали» – его первая главная роль в большом кино.

Нем 5.JPG

– Юлиус, как вам Сибирь? Подтвердились ли некоторые ваши стереотипы о настоящей русской зиме?

– Мы приехали в Новосибирск два часа назад, так что пока еще ничего не успели посмотреть. Что удивило? Мы готовились к более холодной зиме – рассчитывали на 20-30 градусов мороза, а тут такой сюрприз: -7! Мы рады, что у вас не так холодно (смеется). Мы здесь в хороших руках, у вас люди очень дружелюбные, и мы рады, что нас пригласили в Новосибирск на фестиваль.

– Что касается вашей работы. Признайтесь: хотели бы вы прожить свою юность в 90-е годы – как ваши герои?

– Я понимаю: это было страшное время, но это было и интересное время. Когда смотришь на людей, чья юность пришлась на годы, показанные в фильме, то оказывается, что в большинстве случаев это неудачники. Они были предоставлены сами себе и так и не сумели пустить корни в новой жизни. То есть, будучи жителями Восточной Германии, не смогли интегрироваться в жизнь Западной Германии. Те вещи, которые они знали, те идеалы, на которых воспитывались, не пришлись в новом мире. Это, конечно, не обо всех – кто-то достиг успеха. Поэтому когда я говорю – неудачники или успешные люди, надо, прежде всего, смотреть, к какому социальному кругу они принадлежат. Например, мой дедушка был известным врачом еще во времена ГДР. Это привилегированное общество, поэтому мои родители сумели пробиться в жизни. А герои нашего фильма – это окраина Лейпцига, то есть, социально незащищенные слои, и детям из этих слоев было намного сложнее пустить кори в новом обществе.

– Ваши родители родом из Восточной Германии, и все эти события происходили на их глазах. Они вам что-то рассказывали о том времени, что-то советовали?

– Да, конечно! Мы много разговаривали. У меня личная история очень интересная. Отец из Западной Германии, а мама – из Восточной. И я много общался со своими родственниками с обеих сторон, потому что показать это время – падение стены, для этого нужны разные источники, разные воспоминания, взгляды. В нашем фильме мы выступаем против правых радикалов, против фашистов, бьемся с ними на протяжении всей картины не на жизнь, а на смерть. Мы и сейчас против них. В этом вся моя семья солидарна.

– В конце 90-х вышел фильм «Гуд бай, Ленин». Он – о поколении ваших отцов. Сейчас вы, поколение детей, эти события переосмысливаете. Как думаете: эта тема перейдет в разряд вечных или растворится в перипетиях нашего века?

– Жаль, если эта тема однажды исчезнет. Потому что на истории ты очень многому учишься. Если мы прекратим писать книги и снимать фильмы на эту тему, мы забудем то, что случилось, и повторим те же самые ошибки.

– Почему в фильме вы периодически произносите русскую фразу – «на здоровье»?

– Это как раз один из стереотипов о России (смеется). Хотя, говорят, это неправильная фраза, и надо говорить – «за здоровье». Но во всем мире знают эту фразу, и в Германии, когда пьют, тоже произносят именно «на здоровье». В Восточной Германии, где я вырос, были более тесные контакты с Россией, с русскими. И сейчас очень многие восточные немцы старшего поколения неплохо говорят на ломаном русском и понимают русскую речь. И всегда говорят – «на здоровье!».

– Что, на ваш взгляд, необходимо для всплеска вашей отечественной кинематографии?

– Немецкое кино сейчас переживает активный период: очень много всего снимается – и для широкого экрана, и для телевидения. Мы очень рады, что становление нас как актеров пришлось именно на это время. Пена схлынула, и наш фильм «Когда мы мечтали» – это особое явление в немецком кинематографе. А для развития немецкой кинематографии, я думаю, надо приглашать побольше молодых режиссеров и продюсеров. И как можно больше мужества я пожелал бы им для новых идей и тем.

Юлиус Ничкофф.JPG

Мерлин Розе: «Нам пора устраивать свой год кино!»

Мерлин Розе родился в 1993 году. Свою актерскую карьеру начал в 16 лет, снявшись в эпизоде молодежного детективного сериала «Крими.de». В большом кино дебютировал в 2013 году, сыграв роль второго плана в фильме «Запретная территория». После этого на экраны вышла молодежная комедия «Игра в доктора», где Мерлину досталась главная роль. Затем был Дани в картине Андреаса Дрезена. Недавно молодой актер закончил съемки в фильме французского режиссера Франсуа Озона «Франтц».

Нем 4.JPG

– Вы представители другого поколения. Для вас лозунг «Seit bereit – Immer bereit» – нечто из разряда музейного экспоната. Как считаете: если молодость человека приходится на эпоху глобальных перемен, это его удача или потеря?

– И так и так. С одной стороны, ты можешь многое узнать, ярко прожить. Но с другой – тебя некому подержать, если ты упал.

– Вы так убедительно играли. Наверное, ваши герои близки вам, и только время и обстоятельства вас разделяют?

– Я бы не стал сводить всю картину только к одной исторической эпохе, которая в ней отражена. Это – фильм-история о подростковом бунте, а он случается в каждом поколении. Все молодые люди протестуют, когда осваивают этот мир. И каждый пытается сделать это по-своему. Но и время тоже накладывает свой отпечаток. А в общем, мы, молодые, все одинаковые – делаем порой всякую ерунду, а потом пытаемся с ней справиться. Просто рядом с ребятами из нашего фильма не оказалось никого, кто привел бы их в чувство: система, в которой они выросли, разрушилась, старые правила были отменены. Родители тоже не могли им помочь, потому что столкнулись с теми же проблемами и вынуждены были как-то выживать...

– Вся картина буквально пропитана клубами табачного дыма. Сколько сигарет было выкурено за съемки?

Нем 3.JPG

– 7,5 тысяч! Специально покупался реквизит, поэтому точно знаю эту цифру. Страшно вспоминать! В одной из сцен – перед клубом, за два часа мне пришлось выкурить около 60 сигарет, потом было очень плохо. Я и в перерывах забывал – курил или нет. Вот, думаю, сейчас перерыв, надо покурить. Потом спохватывался – я ж только что в кадре выкурил полсигареты! Сейчас курю намного меньше – накурился от души (смеется).

– В каких фильмах или жанрах вы мечтаете сыграть?

– Я бы охотно сыграл в историческом фильме о Первой или Второй мировой войне. Или еще дальше, вглубь времен. Вообще, в историческом кино играть очень интересно. Ты серьезно готовишься к съемкам, изучаешь это время, погружаешься в него, узнаешь, как тогда говорили, что носили, как думали, как себя вели...  

– Сейчас в России проходит год кино – когда надо обратить внимание на этот вид искусства, чтобы в широком прокате было больше качественного российских фильмов. А как у вас дела с национальным кинематографом?

– К сожалению, в отличие от вас, процент немецких фильмов в наших кинотеатрах не очень большой. Доминирует Голливуд – с его великолепными картинами. Кроме того, идут европейские картины – производства Франции, Италии и др. И только после них – немецкие. Но ведь есть еще артхаузные фильмы, они очень интересные. Их не увидишь в сетевых кинотеатрах – от них там отказываются из-за некассовости. Они идут только в избранных кинотеатрах. Не так много публики туда приходит – нет физической возможности показать их широкому кругу зрителей. Так что нам пора устраивать свой год кино.

Мерлин Розе.JPG

Bis bald, das Fest!

Позади шесть фестивальный дней, восемь игровых фильмов, один документальный фильм-эссе... «Мы подготовили для вас самые лучшие киноработы последних двух лет. В них речь идет о немецком обществе, немецкой истории. Здесь представлены новые тенденции в кино от молодых режиссеров, которые не боятся показать свою гражданскую позицию. Когда мы подбираем фильмы для фестиваля, то в первую очередь думаем о здешней публике: чем можем их порадовать, заинтересовать, что вызовет резонанс? Кроме того, в программе фестиваля много дискуссий, мастер-класс от немецкого режиссера и заключительный концерт... Эта фантастическая смесь надолго сохранит всем нам хорошее настроение!» – пообещала напоследок директор Гете-Института в Новосибирске Штефани Петер, без которой, собственно говоря, не было бы ни самого фестиваля, ни всех этих замечательных придумок.

Нем 2.JPG

Лилия Вишневская.

Фото автора

Просмотров: 1765
Остальное в выпуске:  Бумеранг №6 (699)

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх