Едва в немецкой столице отшумел «Берлинале», как Новосибирск уже принял эстафету и встретил после годичного перерыва традиционный Фестиваль немецкого кино. В последние дни зимы кинотеатр «Победа» и его постоянный партнер Гете-Институт подготовили для сибирских киноманов кое-что действительно стоящее.
Это просто фантастика!
Традиционный 8-й Фестиваль немецкого кино – это подборка фильмов на любой вкус, позволяющая вволю помечтать, от души посмеяться, серьезно подумать и кардинально переосмыслить историю и современность. Новосибирская публика увидела хиты немецкого кинематографа. В их числе – картина «В лабиринте молчания», посвященная трибуналу над сотрудниками Освенцима: этот фильм был выдвинут на премию «Оскар-2016». И драма «Когда мы мечтали», снятая по одноименному нашумевшему роману Клеменса Майера именитым немецким режиссером Андреасом Дрезеном: фильм-участник конкурсной программы фестиваля «Берлинале-2015».
Однако в этом году не только открытие, но закрытие немецкого кинофорума прошло весьма оригинально. Зрители Фестиваля смогли вживую пообщаться с актерами и режиссерами, обсудить особо тронувшие сюжеты, принять участие в мастер-классе на тему «нового кино». В заключительный день получить огромное удовольствие от фильма-концерта с «живым» саундтреком, написанным новосибирскими музыкантами к фильму, премьера которого состоялась 90 лет назад – в далеком 1926 году. И на десерт –поучаствовать в конкурсе кинорецензий с главным призом – курсом изучения немецкого языка. Как сказали бы сами немцы: «Das ist fantastisch!».
Немое кино и электронный саундтрек
Организаторы фестиваля приготовили настоящий сюрприз новосибирцам. В кинотеатре «Победа» состоялась сенсационная премьера: Евгений Гаврилов и его коллектив «Dyad and The Sleepers Club» написали саундтрек к фильму Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города». Классика немого кино в современной аранжировке!
На один день мы очутились в Берлине конца 1920-х годов. Нас увлек город – единственный актер этого фильма. Его симфония складывается из миллионов человеческих лиц, которые переплетены в кадре друг с другом и со всем тем, что сопутствует, движется мимо, спешит, отдыхает. Уличная суета, вращающиеся детали машин, танцующие артистки кабаре, мальчишки-газетчики, вальяжные бюргеры, нагромождения зданий, семафоры сводятся в темп пульсирующей метрополии... Монтаж и энергетика фильма создают современную атмосферу длинного клипа о большом городе, что и вдохновило новосибирский коллектив электронных музыкантов Dyad & The Sleepers Club на создание авторского саундтрека.
– Идея проекта родилась полгода назад, но мы не знали, в какой форме будет всё это выполнено. Мы отказались от стилизованной музыки и импровизаций, решили подойти к вопросу глобально – написать специально партитуру. К премьерному показу этого фильма в 1927 году музыку написал Эдмунд Майзель, мы же за основу одной из тем взяли его струнное адажио. В Берлине очень сильная электронная сцена и техно. Мы ведь не только рок-бэкграундом увлекаемся, но и электронной музыкой. Нам не нужно было специально вдохновляться – всё это уже есть внутри, – поделился впечатлениями один из ключевых деятелей новосибирской электронной сцены Евгений Гаврилов...
А затем мы побеседовали с гостями Фестиваля, молодыми актерами из Берлина, сыгравшими главные роли в фильме Андреаса Дрезена «Когда мы мечтали». Знакомьтесь: Мерлин Розе и Юлиус Ничкофф!
Юлиус Ничкофф: «Желаю больше мужества для новых идей и тем»
Юлиус Ничкофф родился в Берлине в 1995 году в семье известного немецкого иллюзиониста Акселя Хеклау. С детсва увлекся киноискусством. С 13 лет снимается в телепроектах, в числе его работ – сериалы «Мнсто преступления» и «Последние следы». В 2011 году сыграл эпизодическую роль в драме «4 дня в мае». Роль Рико в фильме Андреаса Дрезена «Когда мы мечтали» – его первая главная роль в большом кино.
– Юлиус, как вам Сибирь? Подтвердились ли некоторые ваши стереотипы о настоящей русской зиме?
– Мы приехали в Новосибирск два часа назад, так что пока еще ничего не успели посмотреть. Что удивило? Мы готовились к более холодной зиме – рассчитывали на 20-30 градусов мороза, а тут такой сюрприз: -7! Мы рады, что у вас не так холодно (смеется). Мы здесь в хороших руках, у вас люди очень дружелюбные, и мы рады, что нас пригласили в Новосибирск на фестиваль.
– Что касается вашей работы. Признайтесь: хотели бы вы прожить свою юность в 90-е годы – как ваши герои?
– Я понимаю: это было страшное время, но это было и интересное время. Когда смотришь на людей, чья юность пришлась на годы, показанные в фильме, то оказывается, что в большинстве случаев это неудачники. Они были предоставлены сами себе и так и не сумели пустить корни в новой жизни. То есть, будучи жителями Восточной Германии, не смогли интегрироваться в жизнь Западной Германии. Те вещи, которые они знали, те идеалы, на которых воспитывались, не пришлись в новом мире. Это, конечно, не обо всех – кто-то достиг успеха. Поэтому когда я говорю – неудачники или успешные люди, надо, прежде всего, смотреть, к какому социальному кругу они принадлежат. Например, мой дедушка был известным врачом еще во времена ГДР. Это привилегированное общество, поэтому мои родители сумели пробиться в жизни. А герои нашего фильма – это окраина Лейпцига, то есть, социально незащищенные слои, и детям из этих слоев было намного сложнее пустить кори в новом обществе.
– Ваши родители родом из Восточной Германии, и все эти события происходили на их глазах. Они вам что-то рассказывали о том времени, что-то советовали?
– Да, конечно! Мы много разговаривали. У меня личная история очень интересная. Отец из Западной Германии, а мама – из Восточной. И я много общался со своими родственниками с обеих сторон, потому что показать это время – падение стены, для этого нужны разные источники, разные воспоминания, взгляды. В нашем фильме мы выступаем против правых радикалов, против фашистов, бьемся с ними на протяжении всей картины не на жизнь, а на смерть. Мы и сейчас против них. В этом вся моя семья солидарна.
– В конце 90-х вышел фильм «Гуд бай, Ленин». Он – о поколении ваших отцов. Сейчас вы, поколение детей, эти события переосмысливаете. Как думаете: эта тема перейдет в разряд вечных или растворится в перипетиях нашего века?
– Жаль, если эта тема однажды исчезнет. Потому что на истории ты очень многому учишься. Если мы прекратим писать книги и снимать фильмы на эту тему, мы забудем то, что случилось, и повторим те же самые ошибки.
– Почему в фильме вы периодически произносите русскую фразу – «на здоровье»?
– Это как раз один из стереотипов о России (смеется). Хотя, говорят, это неправильная фраза, и надо говорить – «за здоровье». Но во всем мире знают эту фразу, и в Германии, когда пьют, тоже произносят именно «на здоровье». В Восточной Германии, где я вырос, были более тесные контакты с Россией, с русскими. И сейчас очень многие восточные немцы старшего поколения неплохо говорят на ломаном русском и понимают русскую речь. И всегда говорят – «на здоровье!».
– Что, на ваш взгляд, необходимо для всплеска вашей отечественной кинематографии?
– Немецкое кино сейчас переживает активный период: очень много всего снимается – и для широкого экрана, и для телевидения. Мы очень рады, что становление нас как актеров пришлось именно на это время. Пена схлынула, и наш фильм «Когда мы мечтали» – это особое явление в немецком кинематографе. А для развития немецкой кинематографии, я думаю, надо приглашать побольше молодых режиссеров и продюсеров. И как можно больше мужества я пожелал бы им для новых идей и тем.
Мерлин Розе: «Нам пора устраивать свой год кино!»
Мерлин Розе родился в 1993 году. Свою актерскую карьеру начал в 16 лет, снявшись в эпизоде молодежного детективного сериала «Крими.de». В большом кино дебютировал в 2013 году, сыграв роль второго плана в фильме «Запретная территория». После этого на экраны вышла молодежная комедия «Игра в доктора», где Мерлину досталась главная роль. Затем был Дани в картине Андреаса Дрезена. Недавно молодой актер закончил съемки в фильме французского режиссера Франсуа Озона «Франтц».
– Вы представители другого поколения. Для вас лозунг «Seit bereit – Immer bereit» – нечто из разряда музейного экспоната. Как считаете: если молодость человека приходится на эпоху глобальных перемен, это его удача или потеря?
– И так и так. С одной стороны, ты можешь многое узнать, ярко прожить. Но с другой – тебя некому подержать, если ты упал.
– Вы так убедительно играли. Наверное, ваши герои близки вам, и только время и обстоятельства вас разделяют?
– Я бы не стал сводить всю картину только к одной исторической эпохе, которая в ней отражена. Это – фильм-история о подростковом бунте, а он случается в каждом поколении. Все молодые люди протестуют, когда осваивают этот мир. И каждый пытается сделать это по-своему. Но и время тоже накладывает свой отпечаток. А в общем, мы, молодые, все одинаковые – делаем порой всякую ерунду, а потом пытаемся с ней справиться. Просто рядом с ребятами из нашего фильма не оказалось никого, кто привел бы их в чувство: система, в которой они выросли, разрушилась, старые правила были отменены. Родители тоже не могли им помочь, потому что столкнулись с теми же проблемами и вынуждены были как-то выживать...
– Вся картина буквально пропитана клубами табачного дыма. Сколько сигарет было выкурено за съемки?
– 7,5 тысяч! Специально покупался реквизит, поэтому точно знаю эту цифру. Страшно вспоминать! В одной из сцен – перед клубом, за два часа мне пришлось выкурить около 60 сигарет, потом было очень плохо. Я и в перерывах забывал – курил или нет. Вот, думаю, сейчас перерыв, надо покурить. Потом спохватывался – я ж только что в кадре выкурил полсигареты! Сейчас курю намного меньше – накурился от души (смеется).
– В каких фильмах или жанрах вы мечтаете сыграть?
– Я бы охотно сыграл в историческом фильме о Первой или Второй мировой войне. Или еще дальше, вглубь времен. Вообще, в историческом кино играть очень интересно. Ты серьезно готовишься к съемкам, изучаешь это время, погружаешься в него, узнаешь, как тогда говорили, что носили, как думали, как себя вели...
– Сейчас в России проходит год кино – когда надо обратить внимание на этот вид искусства, чтобы в широком прокате было больше качественного российских фильмов. А как у вас дела с национальным кинематографом?
– К сожалению, в отличие от вас, процент немецких фильмов в наших кинотеатрах не очень большой. Доминирует Голливуд – с его великолепными картинами. Кроме того, идут европейские картины – производства Франции, Италии и др. И только после них – немецкие. Но ведь есть еще артхаузные фильмы, они очень интересные. Их не увидишь в сетевых кинотеатрах – от них там отказываются из-за некассовости. Они идут только в избранных кинотеатрах. Не так много публики туда приходит – нет физической возможности показать их широкому кругу зрителей. Так что нам пора устраивать свой год кино.
Bis bald, das Fest!
Позади шесть фестивальный дней, восемь игровых фильмов, один документальный фильм-эссе... «Мы подготовили для вас самые лучшие киноработы последних двух лет. В них речь идет о немецком обществе, немецкой истории. Здесь представлены новые тенденции в кино от молодых режиссеров, которые не боятся показать свою гражданскую позицию. Когда мы подбираем фильмы для фестиваля, то в первую очередь думаем о здешней публике: чем можем их порадовать, заинтересовать, что вызовет резонанс? Кроме того, в программе фестиваля много дискуссий, мастер-класс от немецкого режиссера и заключительный концерт... Эта фантастическая смесь надолго сохранит всем нам хорошее настроение!» – пообещала напоследок директор Гете-Института в Новосибирске Штефани Петер, без которой, собственно говоря, не было бы ни самого фестиваля, ни всех этих замечательных придумок.
Лилия Вишневская.
Фото автора