ИЗ ВНУКОВО – СССР В БЕРДСК – РОССИЯ

ИЗ ВНУКОВО – СССР В БЕРДСК – РОССИЯ
2 апреля 2015

Доктор наук Мария Карманова подарила вторую жизнь самолету Ту-104

 

А что такое небо? Это – люди, 
Их подвиги, их мужество без края. 
А подвиг непременно песней будет, 
И этой песне жить не умирая.

(Слова В.Глебова, музыка Л.Афанасьева)

 

Советский пассажирский самолет, который вы видите на фото, – Ту-104А с бортовым номером СССР- 42382, был приписан к аэропорту Внуково. Летал и на внутренних линиях, и за границу – сохранились даже фото, где самолет стоит в аэропорту Хитроу. Потом красавец-лайнер перевели в Пулково, а с декабря 1977 года он получил постоянную «прописку» в Новосибирском аэропорту «Толмачево». В июне 1978, на момент перелета из Толмачево, у него оставалось всего несколько часов ресурса. Последний полет совершил в Бердск, где выполнил посадку на грунтовую полосу, на территорию аэроклуба, что, вообще, довольно нестандартное событие, ведь такие самолеты садятся только на бетонную полосу. Насчет этого перегона договаривался Валерий Михайлович Рыцарев, который в то время работал в местном планерном клубе и являлся большим энтузиастом авиационного дела. Так самолет стал учебным классом для планеристов. К сожалению, в лихие 90-е кабину разграбили: оборудование вынесли, проводку срезали ценители драгоценных металлов, а салон превратили в склад. Наверное, на этом история славного Ту-104А CCCP-42382 и закончилась, если бы на аэродром Бердска однажды не пришла сибирячка Маша Карманова. Которая, по сути, подарила лайнеру вторую жизнь.

Ту-104А сегодня.jpg

ФОТО Ту-104А СССР-42382




Туполев Ту-104А. Бортовой №: CCCP-42382

статус:

на хранении

крайний эксплуатант:

Аэрофлот – МГА СССР

в эксплуатации:

с 29 июня 1958 г.

первый полет:

1958 г.

дата выпуска:

29 июня 1958 г.

списан:

23 августа 1978 г. – по отработке общего срока службы

Комментарии:

Ту-104А – это 70-местная модификация, всего было построено 80 таких машин. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант на 115 пассажирских мест.

Последний полет совершил в Бердск, где выполнил посадку на грунтовую полосу, на территорию аэроклуба. Ранее использовался как склад для парашютов. С 2009 года восстанавливается энтузиастами.


От матанализа до авиации – один шаг

Маша Карманова – наша соотечественница, коренная сибирячка. После школы поступила в НГУ на механико-математический факультет. Сейчас Мария старший научный сотрудник лаборатории геометрического анализа в Институте математики им. С.Л. Соболева СО РАН. Доктор физико-математических наук, несмотря на то что ей всего 31 год. Вообще, Маша потомственный математик: ее мама – кандидат технических наук, только ее специальность больше прикладная, а у Марии – теоретическая.

Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Это тоже о моей собеседнице: выбрав однажды дело по душе, Маша непременно доведет его до конца, будь то математика или любимое хобби. О нем-то как раз и пойдет сегодня разговор.

Вы спросите, дорогие читатели, как обычные перелеты на самолете способны перевернуть жизнь? Вот как рассказывает об этом Мария:

Будучи студенткой, я стала много летать. Вначале это была одна выездная конференция за лето, потом – две, три за год. Летать приходилось много, в основном, с пересадками в Москве или Санкт-Петербурге. Такая новизна в жизни была довольно неожиданной, вот я и заинтересовалась самолетами: как они устроены, как ими управлять, как происходит процесс эксплуатации и проверки перед рейсом и т. д. Кроме того, по ходу дела наслушалась разных историй об авиакатастрофах, почему происходят аварии, о самих машинах и их несовершенных конструкциях. Отсюда и интерес к авиации...

 

И закипела работа!

В 2009 году Мария узнала, что в Бердске есть списанный Ту-104А, в кабину которого можно заглянуть. Маша на аэродром приехала, самолет ей открыли, что-то показали, что-то рассказали, девушка сфотографировалась на местах всех членов экипажа... Вообще, по количеству позитива «экскурсия» превзошла все ожидания! Но было грустно, что самолет находится в таком удручающем состоянии: некоторых приборов вообще не было, а те, которые оставались, оказались сломанными, на полу лежали кучи ненужных вещей и макулатуры. И так захотелось ей все восстановить – довести до того состояния, в котором самолет когда-то прилетел в Бердск! Конечно, каким окажется объем работ, Маша тогда не представляла, хотя понимала, что сделать предстоит немало. И отправилась в Аэроклуб договариваться...

– Я предложила руководству клуба заняться восстановлением, – рассказывает наша героиня. – Сначала к моей идее отнеслись со скептицизмом и изрядной долей недоверия, но со временем посмеиваться перестали.

Вот так уже почти 6 лет проводит в аэроклубе все свое свободное время доктор наук Мария Карманова, восстанавливая по крупицам списанный со счетов советский реактивный самолет. За это время у девушки появились единомышленники. Кто-то помогает словом, кто-то – делом.

– Судьба свела меня с очень интересными людьми, – рассказывает Мария. – Никита Юрьевич Лисин посоветовал обратиться к летчикам, которые когда-то летали на Ту-104: может, чем помогут: авиаторы – народ веселый, отзывчивый. Потом удалось познакомиться с Владимиром Николаевичем Ильиным, который поделился со мной руководством по летной эксплуатации Ту-104, а еще подсказал, у кого еще можно найти техническую литературу. Так я вышла на Николая Лаврентьевича Герасимова – у него оказалась очень ценная книга с описанием спецоборудования этой марки самолетов. Правда, возникли некоторые сложности: книга с описанием спецоборудования была составлена в конце 1950-х, и из-за модернизации (все-таки самолет 20 лет летал!) некоторые приборы и системы на «нашем» Ту-104А существенно отличались от тех, которые ставили на эти машины в 50-е. Поэтому многое приходилось додумывать, что-то – искать по сохранившимся в кабине шильдикам (это такие таблички с указанием названия оборудования), а что-то – по воспоминаниям сотрудников аэроклуба, знакомым с этой машиной еще с момента ее посадки в Бердске. Большой сложностью оказалось то, что некоторое оборудование использовалось на протяжении всего времени эксплуатации, вследствие чего оно стало редкостью в наши дни. Прежде всего, это система посадки СП-50 и дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7. Кроме того, выяснилось, что на панели управления бердского Ту-104А кто-то установил лишние приборы, которых на этом типе самолетов просто не могло быть!..

К счастью, Маша отчаиваться не умеет: она быстро взяла дело в свои нежные руки – и работа закипела! Многое удалось найти, восстановить, пусть и не сразу.

 

С миру по гайке

На сегодняшний день проделан большой объем работы по кабине пилотов, но многое еще впереди. Ведь всем, кто принимает участие в восстановлении самолета, хочется, чтобы как можно больше всего «шевелилось». Собраны все приборные доски, найден локатор РОЗ-1 и все части от СП-50. Уже можно определить температуру в салоне, давление за бортом, завести часы. Но есть и задачки для решения – отсутствует часть тяг в управлении рулями направления и высоты. Зато работу основных узлов и некоторых приборов можно посмотреть, подключив их к аккумулятору.

– Где достаю детали? – Маша улыбается. – Да в основном ищу на форуме Ассоциации экспериментальной авиации. Приборы у меня со всей страны: из Калининграда, Южно-Сахалинска, Краснодара, Сыктывкара и многих других городов, а недавно найденные редкие лампы-кнопки приехали из Симферополя. Покупаю на свои деньги, но иногда помогают простые люди. Да и продавцы часто делают скидку или присылают еще что-нибудь в качестве бонуса. Иногда что-то находится и на обычных сайтах по продаже всякой всячины. Одни из последних моих приобретений – указатель штурмана магнитный УШМ из ДГМК-7, прибор слепой посадки ПСП-48, лампы-кнопки из противопожарной системы.

Много приборов помог найти и починил авиатехник Бердского аэроклуба Владимир Алексеевич Чеботников – он присоединился к нашему проекту в 2010 году и помнит этот Ту-104 со времени его посадки. Активно помогает в восстановлении выпускник факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Аксарин, который помог починить очень редкий радиопередатчик РСБ-70, нашел кое-какое оборудование и много специальной технической литературы. А недавно Виктор Васильевич Леонов принес УС-9 – это «родной» приемник, который он сохранил с «моего» Ту-104, за что ему большое спасибо. Следующие в списке необходимого – кресло второго пилота, штурвал КВС, разного рода электрощитки...

Что ж, очень надеемся, что со временем у этого необычного коллектива энтузиастов все получится.

 

Под крылом самолета...

Чтобы восстановить некогда бывший красавец-лайнер, необходимо, в том числе, изучить оставшиеся на территории России аналогичные самолеты. Всего их около десяти, на пяти из них ребята уже побывали. Летающих «сточетверок» давно уже нет. Относительно целый самолет стоит в авиамузее Монино, в Подмосковье – на нем летал Гагарин, его использовали как лабораторию для невесомости. Еще один стоит на Чкаловском аэродроме в Москве, третий – установлен в качестве памятника у одного из московских аэропортов. Команда Марии Кармановой планирует добраться до Ульяновска и Рыбинска. Еще ТУ-104А есть в Омске и Нижегородской области.

«Чтобы поднять самолет в небо, нужны разного рода многочисленные экспертизы, специалисты, огромные средства: по самым скромным подсчетам, 300-400 млн рублей! И годы упорной работы совершенно на ином уровне! Хотя такую возможность я не хотела бы совсем исключать. А вот реальная цель – это сделать музей. Уже сейчас посетители аэродрома просят пустить их в самолет. Целыми семьями заходят, садятся за штурвал, фотографируются. Казалось бы, детям должно быть интересней всех, но ярче всех глаза горят у пап.

– Мы рады, что людям интересна наша работа, что они могут прийти, посмотреть, потрогать, увидеть, как все это работает в реале, – говорит Маша. – Может, кто-нибудь из ребят заболеет авиацией, в хорошем смысле этого слова. А иначе для чего все это затевалось?

 

Сегодня Ту-104 СССР-42382 все так же «живет» на Бердском аэродроме. Проведывает Мария своего «подопечного» раз в неделю – весной и осенью, зимой и летом –­ реже. При этом затрачивает более полутора часов на дорогу: до Бердска на маршрутке, потом – на такси. А еще, как рассказала моя собеседница, она планирует научиться летать и получить лицензию пилота-любителя. Вот такая удивительная девушка Маша: живет в центре Новосибирска, работает в Академгородке, а хобби себе нашла в Бердске.

 

Беседовала Лилия Вишневская

Фото из личного архива Марии Кармановой

Просмотров: 1237

Новости
Поздравляю с Первомаем!

Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда! 

С праздником Весны и Труда!
Дорогие жители Советского района! Примите самые тёплые поздравления с наступающим 1 мая – Днём Весны и Труда!
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Шахматный матч к Дню Победы в «ЭДЕМЕ»
Традиционный матч «АКАДЕМГОРОДОК – НОВОСИБИРСК», посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая 2024 в ТРК «Эдем», расположенном по адресу г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 4/4 (4 этаж).
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вверх